Лучший педагог года

Конспект урока русского языка «Понятие об окончании и основе»

Анна Карнова
Конспект урока русского языка «Понятие об окончании и основе»

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Тема: «Понятие об окончании и основе слова»

Публикация «Конспект урока русского языка „Понятие об окончании и основе“» размещена в разделах

Цель: познакомить с понятиями «основа» и «окончание», создать условия, направленные на развитие умений находить в слове окончание и основу.

Задачи (Планируемые результаты) :

Предметные:

- знать, что такое окончание и основа слова, умение находить и выделять эти орфограммы в словах.

Личностные:

- развивать умение выражать свои эмоции, оценивать, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД) .

- развивать умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа текстов делать выводы (познавательные УУД).

- развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, группе (коммуникативные УУД).

Основные понятия : окончание и основа слова.

Формы организации пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Оборудование: мультимедийная презентация, сигнальные карточки (красные и зеленые, конверт с картинками, изображающими солнышко и тучки, учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В “Русский язык”часть 1, карточки с заданиями.

Этапы урока

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: активизация учащихся. Начинается урок.

Пусть пойдут все знанья впрок

Всё, что надо – не лениться

И старательно трудиться.

- Ребята, у вас на столах лежат конверты, а в них картинки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите её и покажите. (Дети показывают картинки с изображениями)

- Вижу, что настроение у вас хорошее.

- На сегодняшнем уроке вы получите новые знания, а какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас.

Умение положительно относится к познавательной деятельности (личностные УУД)

2. Актуализация знаний

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Начнем урок с орфографической минутки.

- С какой целью проводим орфографическую минутку?

Словарная работа.

- Я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут словарные слова, которые вы записываете к себе в тетрадь.

1. Машет радостно хвостом

Когда идет хозяин в дом.

У неё удел таков

Дом хранить от чужаков. (собака)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А Зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

3. У нёё рога, копыта,

И на всех глядит сердито,

Но добрей она щенка,

И нальёт нам молока. (корова)

4. Всех боится он в лесу:

Волка, филину, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

- Посмотрите на экран и проверьте свою работу.

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок. У кого есть ошибки.

- Оцените свою работу.

- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова). Как назвать одним словом? (названия животных). А точнее название зверей.

Введение в новый раздел

- Какие части слова мы изучили? (корень, приставка, суффикс)

- Какая часть в слове самая главная? (корень)

- Что такое корень? (главная часть слова, в котором заключено общее значение всех однокоренных слов)

- Какие части слова участвуют в образовании новых слов? (приставки и суффиксы)

- Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем служит для образования новых слов)

- Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

- Хорошо, молодцы. Я предлагаю выполнить задание в группах. Перед вами слова: Поход, мостик, перелесок, столик, пригород, подсвечник.

- Подчеркните те, которые состоят:

1 группа: из корня и приставки (поход, пригород)

2 группа: из корня и суффикса (мостик, столик)

3 группа: из приставки, корня и суффикса (перелесок, подсвечник)

Самостоятельная проверка детьми правильных ответов с доски.

- Все справились с выполнением задания? Возникли ли у вас затруднения?

3. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

- Обратите внимание на 1-ю группу.

- Из этих слов найдите слово с орфограммой безударная гласная в корне, проверяемая ударением (пригород). Что оно означает?

- Запишите это слово. 1 человек у доски

- Употребите это существительное с другими предлогами в, за, к. (в пригороде, за пригородом, к пригороду)

- Назовите корень в словах. Часть перед корнем – это? (приставка). Выделите её.

- Назовите ту часть, которая изменяется и подчеркните её.

- Кто знает, как называется эта часть слова? (окончание) Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Тема нашего урока : Окончание.)

- Ребята, что мы уже можем сказать об окончании? (часть слова, которая стоит после корня)

-Итак, какая цель стоит перед нами на уроке? (узнать, что такое окончание, научиться определять его и узнать для чего оно нужно).

4. Открытие нового знания

Цель: уточнить общий характер нового знания.

Работа в парах.

- Посмотрите на экран и на карточки на парте, перед вами задание. (Вставить слово страна в предложения, изменяя по смыслу.)

- Выделите корень.

- Послушаем, что у вас получилось. Какой корень выделили? Какая часть слова осталась?

- Кто знает как выделить окончание?

- В русском языке окончание обозначают квадратом. Выделите окончания в записанных словах на карточке. (Ученик на интерактивной доске обозначает окончания) 1 человек у доски выделяет.

- Сравните. Были у вас ошибки? Оцените свою работу в паре.

- Какая часть слова изменилась?

- Для чего вы изменяли окончание? (для связи слов в предложении)

- Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании? Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие. Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило на стр. 144. Читаем 1-ую часть.

- Читаем 2-ую часть правила.

- Про какую часть слова вы ещё узнали? (основа слова) Так значит, на уроке у нас тема будет не только окончание, а еще какая? (основа слова)

- В связи с этим, какая еще цель стоит перед нами на уроке? (узнать, что такое основа слова и научиться выделять основу в словах).

- Что такое основа? (неизменяемая часть слова)

- Найдите в тексте правила, как обозначается основа?

- Входит ли окончание в основу? (нет)

- Какие части слова входят в основу? (приставка, корень, суффикс)1 человек у доски

- Выделите основу в словах. (Ученик на интерактивной доске обозначает)

5. Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши.)

6. Первичное закрепление - Еще раз понаблюдаем за этими словами.

- Скажите, это одно и тоже слово с разными окончаниями или 3 разных слова (это одно и тоже слово)

- Что происходило с окончаниями? (оно изменялось)

Вывод: - Как же найти в слове окончание? (нужно изменить слово)

- Проверим наши предположения по учебнику на стр. 145. Что нового еще узнали из правила? (окончание может быть нулевым)

7. Закрепление нового

Цель: зафиксировать алгоритм рассуждения

- Закрепим новое правило и выполним задание. Но сначала выстроим алгоритм, по которому мы будет выделять окончание и основу слова.

Задание на карточке. Выдели окончание и основу слова.

-А теперь сравните с доской. Возникали ли у вас затруднения?

8. Итог урока. Рефлексия.

- Подходит к концу наш урок. Подведем итоги. Какую цель мы ставили на уроке? (узнать, что такое окончание и для чего оно нужно)

- Достигли мы цели? Проверим наши знания с помощью игры.

Работа с сигнальными карточками: да – нет

- Ответьте кратко: да ли нет (зеленая карточка – да, красная - нет)

- Окончание – изменяемая часть слова? (да)

- Окончание входит в основу слова? (нет)

- Окончание служит для связи слов в предложении? (да)

- С помощью окончания образуются новые слова? (нет)

- У кого были затруднения при изучении темы?

- Оцените свою работу на уроке.

- Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, нарисуйте себя на лесенке успеха.

- Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю? О чём это говорит?

-Все вы на уроке очень хорошо потрудились.

9. Домашнее задание

- Задание на дом.

1. Выучить определения на стр 144-145

2. Упр 2 стр 162

- На этом наш урок окончен.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление» Тип урока: урок обобщающего повторения Перечень оборудования: учебник, мультимедийный проектор, раздаточный материал. Список литературы:.

Конспект урока русского языка в 1 классе «Зачем нужны правила?» Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский педагогический колледж.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Синонимы и антонимы». Цели урока: Создать условия для: - систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения признаков.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с чередованием а — о, е — и» Учитель русского языка: Артонова Н. И. Урок на тему «Правописание корней с чередованием а – о, е – и» В 5 классе. Цель урока: Систематизировать.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения: лицо, число. род» Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 4Д класс. Учитель: Тюрюкова Е. М. Тип урока Формы, приёмы, методы Тема: Личные местоимения:.

Конспект урока русского языка «Имя прилагательное» Тема: Имя прилагательное. Развитие речи. Цель: Совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательном,.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Понятие об окончании и основе»
Опубликовано: 18 января 2017 в 19:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД