Конспект урока русского языка в 5 в классе

Кудрявцева Ирина Николаевна
Конспект урока русского языка в 5 в классе

Тема: Урок-закрепление.

Цели:

1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно ставить вопросы к этим словам, соотносить с частями речи ;

формировать коммуникативную компетентность, обогащать словарный запас учащихся, развивать связную речь.

2. Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, процессов мышления.

3. Воспитание интереса к языковым явлениям, любви к природе.

Оборудование: репродукция «Зима», предметные картинки, сюжетные картинки, карточки с заданиями, картинки с изображением животных, таблицы.

Ход урока

I Проверка домашнего задания. С 95 упр. 154

-Назови прилагательные.

Что они обозначают?

На какие группы делятся слова?

Какие части речи знаете?

Что обозначает существительное?

Что обозначает прилагательное?

Что обозначает глагол?

II Сообщение темы и цели урока.

IIIСловарная работа: (Учитель загадывает загадки, а ученики отгадывают и записывают в тетрадь, ставят ударение и подчёркивают гласную букву, написание которой надо запомнить).

- Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (медведь).

- Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом - (лисица).

- У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора – (заяц).

- Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая – (сорока).

К какой части речи относятся эти слова?

Учитель: - Назовите отличительные признаки каждого животного.

Ученики: - Медведь косолапый, заяц трусливый, лиса рыжая, сорока длиннохвостая…

- Учитель: - Найдите лишнее слово. (Это задание выполняется устно.)

Медведь, лисица, сорока, заяц, берёза.

Ученики: - Лишнее слово берёза, потому что оно отвечает на вопрос что?

Остальные слова отвечают на вопрос кто?

IVРабота со словами, обозначающими названия предметов.

1. Картинки свинья, волк, корова, лошадь, девочка, дети.

- Какой вопрос зададим к этим словам? Почему?

- Что они обозначают?

(все эти слова обозначают названия животных)

К какой части речи относятся?

- Назовите действия, которые могут совершать эти предметы.

2. Поиграем в игру «Будь внимательным». Я называю слово-предмет, вы определяете в этом слове последний звук и придумываете на этот звук своё слово-предмет.

V Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

VI Работа со словами, обозначающими действие предмета.

1.- Отгадайте загадку:

1. Рано встаёт, громко поёт, солнце встречает, нам поднимает. (Петух)

2.– Что делает петух? (встает, поет, встречает, поднимает).

-Что обозначают эти слова?

- К какой части речи относятся?

У доски

Подчёркиваем существительные, глаголы.

- Когда мы задаем вопрос что делают? (когда говорим о нескольких предметах). Приведите примеры.

3. Вспомнить известные знания о словах – название предмета и словах –название действия

Дети, прочитайте слова на доске и разделите их на 2 группы.

Обоснуйте свой ответ.

Книга, дремлет, воет, сторож, летит, ветер.

VII Работа со словами, обозначающими признак предметов.

1. – Зима – чудесное время года. Многие поэты и художники посвятили ей свои произведения.Прослушайте стихотворение о зиме:

Мы любим дни морозные,

Катка упругий лёд.

Ночное небо звёздное учитель читает

И шумный Новый год.

(О. Высоцкая)

– Понравилось вам это стихотворение?

Найдите имена прилагательные

- Какой вопрос можно задать к прилагательному?

Что обозначают прилагательные.

Запись у доски в два столбика. Сущ. и глаг.

2.– На доске написаны слова из этого стихотворения, обозначающие предметы и явления природы. Попробуйте вспомнить слова-описания к каждому из них, поставьте вопросы.Давайте уточним: какие вопросы мы ставим к словам, когда хотим узнать их признаки или описать их?

дни – звёздное

лёд – морозные

небо – Новый

год – упругий

3.– Работа по картине «Зима».

- Какое время года изображено на картине?

Составление предложений, разбор по членам предложения.

Выпал первый пушистый снег. Блестит гладкий лёд. Радостные дети кормят проворных воробьёв. (разбор по членам и определение частей речи.

- Молодцы!

4. – Поиграем в игру.

Я буду называть вам слова, а вы будете придумывать противоположное ему слово.

Например: тихая – громкая.

Печальная, горячий, белое, грязный, трусливый, мягкий, слабое, широкий, старый, скучная, неряшливый.

-Какой частью речи являются эти слова?

5. Дописать подходящие по смыслу прилагательные. карточки

– Стальные___, рыжая ___, косолапый ___, парное ___, зимнее ___, крикливая ___, вкусные ___ .

6. Замени слова, обозначающие признаки предметов, словами, противоположными по значеню. (с места)

Трусливый заяц, Слабый мороз, Старое пальто, Лёгкая работа, Сладкие ягоды.

7. Впиши в предложение подходящие по смыслу слова. Дай название тексту.

Карточки

Был ___ день. Смотрю на ___ небо. По небу плывут ___ облака. Высоко под облаками ___ ласточки. С звонким свистом проносятся ___ стрижи.

карточки

VIII Физкультминутка

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

8 Определи по данным признакам предмет.

Холодная, ключевая прозрачная -вода.

Красивая, пятиконечная- звезда.

Тёмный, дремучий -лес.

Быстрый, звонкий, говорливый- ручей.

Чистый, морозный -воздух.

Голодный,жадный, бездомный-волк.

Старый, высокий раскидистый- дуб.

Чистое, голубое-небо.

IX Самостоятельная работа.

Найди имена существительные, прилагательные и глаголы. Выпиши их в три столбика. (на доске печатный текст)

Поёт зима-аукает.

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Работа с учебником. С 97 упр. 156

X Итог урока. Домашнее задание. С 97 упр. 157. Оценки.

Над какой темой работали?

Какие вопросы задают к имени существительному? Что оно обозначает?

Какие вопросы задают к прилагательному? Что оно обозначает?

Какие вопросы задают к глаголу? Что он обозначает?

Что могут обозначать слова?

XI Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.

Цель: формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности.

- Оцените свою работу на уроке (карточки)

… - умею находить существительные, прилагательные, глаголы

… - допускаю ошибки…

… - не умею находить существительные, прилагательные, глаголы

. Дописать подходящие по смыслу прилагательные.

– Стальные___, рыжая ___, косолапый ___, парное ___, зимнее ___, крикливая ___, вкусные ___ .

Впиши в предложение подходящие по смыслу слова. Дай название тексту.

Был ___ день. Смотрю на ___ небо. По небу плывут ___ облака. Высоко под облаками ___ ласточки. С звонким свистом проносятся ___ стрижи.

карточки

Был ___ день. Смотрю на ___ небо. По небу плывут ___ облака. Высоко под облаками ___ ласточки. С звонким свистом проносятся ___ стрижи.

Был ___ день. Смотрю на ___ небо. По небу плывут ___ облака. Высоко под облаками ___ ласточки. С звонким свистом проносятся ___ стрижи.

Был ___ день. Смотрю на ___ небо. По небу плывут ___ облака. Высоко под облаками ___ ласточки. С звонким свистом проносятся ___ стрижи.

Был ___ день. Смотрю на ___ небо. По небу плывут ___ облака. Высоко под облаками ___ ласточки. Со звонким свистом проносятся ___ стрижи.

Был ___ день. Смотрю на ___ небо. По небу плывут ___ облака. Высоко под облаками ___ ласточки. Со звонким свистом проносятся ___ стрижи.

Был ___ день. Смотрю на ___ небо. По небу плывут ___ облака. Высоко под облаками ___ ласточки. Со звонким свистом

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 6 классе «Повторение изученного об имени существительном». .

Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

Конспект урока русского языка «Окончание-изменяемая часть слова» ГБОУ СОЩ№2 Проект урока русского языка во 2 классе «Окончание» с применением технологии проблемного обучения «Проектирование учебного.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном» УМК «Перспектива» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний об имени существительном» Цель урока: организация деятельности учащихся направленная на обобщение.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Синонимы» Урок русского языка во 2 классе по развивающей системе Л. В. Занкова. Синонимичность в словах, пословицах, произведениях искусства. Урок русского.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения» Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И.

Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Разработка урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения «Подчинительные союзы и союзные слова в СПП» Разработка урока русского языка в 9 классе с казахским языком обученичя Учитель Иманшарипова Р. К., СОШ №81, 87014920563 Дата проведения:.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 5 в классе
Опубликовано: 29 декабря 2017 в 12:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Занятие по основам науки и естествознания в младшей группе
Тема: «Безопасность на льду водоёмов» Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде Задачи: Формировать у детей представления о...
Консультация для педагогов на тему: «Зачем учителю надо публиковать свой труд в...
Публикация авторских материалов на образовательных  порталах и в социальных сетях направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального...
Конспект НОД по аппликации «Мороженое эскимо» в младшей группе
Программные задачи. Обучающие : учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» ( сминание, скатывание в комок) ; - учить...