Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»

Ирина Арбузова
Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»

К этому времени обучающиеся уже знают, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании глагола, нужно знать к какому спряжению относится слово или воспользоваться словарем. Карточки личных окончаний глаголов уже есть у детей. Без них определять окончания обучающиеся не умеют.

Задача урока: Установить соотношения между двумя основами (основа инфинитива и основа настоящего времени)

Цель урока: Установить два типа основ инфинитива по суффиксу (усекаемый и неусекаемый)

В ходе работы с инфинитивами (изменения) учащиеся приходят к выводу, что существуют два вида инфинитива: усекамый инфинитив и неусекаемый.

Тема: Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива

Задача: Установить соотношение между двумя основами (основы инфинитива и основы настоящего времени)

Цель:1. Определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, чтобы грамотно писать такие слова

2. Установить два типа основ инфинитива по суффиксам (усекаемый и неусекаемый)

Ход УРОКА

1. Организационный момент

У: Ребята, вы уже умеете определять по спряжению, какое окончание надо написать в слове обозначающим действие. Сейчас мы с вами прочитаем текст. Надо раскрыть в нём скобки, проверить пропущенную орфограмму и записать его.

Кругом песок, мелкий, горячий, сыпучий. Солнце (пеку, и (спрячусь) от него негде. А когда (п_днимаюсь. 1) ветерок, будто (п_вею,1) жар_м из духовк_.

Д:Объяснения:

а) пеку – солнце (что делает), 1 спр. (в корне позиционное чередование звуков к/ч)

б) спрячусь – (что сделать) спрятаться

в) п_днимаюсь,1 -,

г) ,1 -,

д) -,

е) из духовк_ - из, из

Дети записывают текст в тетрадь.

У: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Что помогло вам не допустить ошибки? О чем вы помните, записывая безударные личные окончания глаголов? (слов, обозначающих действия)

Д: Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании, нужно знать к какому спряжению относится слово или воспользоваться словарём. Зная это, можно записать без пропуска любое личное окончание, ведь безударное окончание пишется так же, как ударное.

[Справка: Списки наборов личных окончаний, где гласные фонемы находятся в сильной позиции, уже есть у детей. ]

2. Открытие нового знания

1)У: Как всё – таки можно определить тип спряжения слова с безударными личными окончаниями? Нельзя же всё время заглядывать в словарик! Неужели, для того чтобы правильно писать такие слова, нужно запомнить спряжение каждого из них?

Д: варианты предполагаемых ответов

а) мы можем запомнить постепенно слова и их окончания в безударной позиции;

б) можно перед глазами иметь списки наборов таких окончаний

в) можно придумать свой способ

У: Ребята, уже есть способ, который позволяет легко и безошибочно определить спряжение любого слова. Но, для того чтобы понять этот способ, вам придётся разобраться в одной интересной особенности инфинитива.

2) Запишите друг под другом слова слышишь и слушаешь в неопределенной форме, а рядом с каждым из них запишите то же слово в 1-м лице ед. числа. В записанных словах выделите значимые части.

2 ученика работают у доски:

Слышишь -, .

Слушаешь -, .

У: Сравните инфинитивы обоих слов. Что у них общее?

Д: В словах одинаковые окончания и суффиксы.

У: А теперь сравните слова в 1-м лице.

Д: В первом слове нет суффикса, а во втором он остался.

У: Обратите внимание на основы слов. Что интересного заметили?

Д: а) На первой строчке основа изменилась, а на второй нет.

б) Основа на первой строчке стала меньше.

У: Правильно, ребята. Но может быть, это какое – то исключение?

3. Физминутка. - Пальминг.

У: Ребята, так какая же тема нашего урока?

Д: Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.

У: А какая цель урока?

Д: 1) Научиться изменять слова так, чтобы видеть, что происходит с основой

2) Научиться определять, какая основа инфинитива называется усекаемой, а какая – неусекаемой

4. Сравните инфинитиви изменения по лицам в таких парах слов: лететь и летать, уснуть и мешать, поклониться и кланяться.

[Дети работают в парах]

Лететь – лечу, летать – летаю, уснуть – усну, мешать – мешаю, поклониться – поклонюсь, кланяться – кланяюсь.

Проверка работы.Вывод: В первом слове каждой пары суффикс инфинитива при изменении слова по лицам выпадает, «усекается».

У: Как же можно назвать такой суффикс?

Д: Усекаемый.

У: А вот когда суффикс сохраняется и при изменении слов по лицам, как мы его назовем?

Д: Неусекаемый.

У: Вот эта – то особенность инфинитива и позволяет легко и точно определить, к какому спряжению относится слово.

5. Рефлексия.

1) Упр. №241.

Увидит – увидеть (У, вертит – вертеть (У, белит – белить (У, белеет – белеть (НУ, дышит – дышать (У, вдыхает – вдыхать (НУ, колет – колоть (У, строит – строить (У, просит – просить (У, присылает – присылать (НУ, болит – болеть (У, болеет – болеть (НУ).

2)Вывод: Какие основы называем усекаемыми? Прочитайте слова с усекаемыми основами. Прочитайте слова с неусекаемыми основами. Почему мы их так называем?

У: Для чего же мы учились определять, какой является основа инфинитива?

Д: Чтобы легко и быстро научиться определять спряжения слов.

6.Дома: с. 97 упр. №242.

7. Выставление отметок

Публикации по теме:

«Большая буква в географических названиях». Урок русского языка во II классе Урок русского языка во II классе Тема: Развитие умения писать большую букву в названиях стран, городов. Цели: - развивать умение писать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Знакомство с понятием «сложные слова» Цель: – путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова; - развивать чувство языка, связную.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имен существительных» (урок первый) Цели: - закрепить умение распознавать склонение и число им. существительных - развивать умение писать безударные окончания.

План-конспект урока английского языка в 5 классе по УМК М. З. Биболетовой План конспект урока английского языка в 5 классе УМК М. З. Биболетовой Тема урока: «Чем ты собираешься заняться?» Форма урока: комбинированный.

План-конспект урока английского языка в 3 классе по теме: «Рождество в Великобритании». .

План-конспект урока английского языка в 4 классе по теме «Настоящее продолженное время в английском языке» Тема: Настоящее продолженное время в английском языке. 1. Английский язык. 2. 4 класс 3. Цель урока: Создать условия для усвоения нового.

«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе Предлагаю еще один конспект урока русского языка с презентацией, который рекомендуется провести в феврале во 2 классе. Образовательно-развивающие.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Слова с непроизносимыми согласными» Конспект по русскому языку. 3(1-4) учитель: Бикбова Ф. К. Тема урока: Слова с непроизносимыми согласными. Цели урока: 1. Продолжить работу.

Урок русского языка в 3 классе «Снова проверяем свои умения» Тема: «Снова проверяем свои умения» Цель: обобщить знания об изученных орфограммах, формировать умения применять на письме. Ход урока:.

Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Падежные окончания имен существительных» (2-ой урок) .

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»
Опубликовано: 22 июня 2015 в 17:05
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

28 октября. День бабушек и дедушек в России

«Бабушки и дедушки самые родные, как хотим чтоб долго вы вместе жили-были!» — такое пожелание будет звучать сегодня за праздничным столом в честь Дня бабушек и дедушек. Воспользуйтесь нашей тематической...

Проект «Да здравствует мыло душистое!» по формированию КГН во второй младшей группе...
Актуальность проекта: Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание культурно - гигиенических навыков – опрятности,...
Викторина Осень в подготовительной группе
ВИКТОРИНА НА ТЕМУ «ОСЕНЬ» в подготовительной группе Воспитатель : Зайцева Е. М. Задачи: закреплять знания о явлениях живой и неживой природы в осенний...
Календарный план образовательной работы на неделю «Ярмарка. Дымковская игрушка» в...
План работы с 12 по 16 октября Тема: «Ярмарка. Дымковская игрушка» Задачи: - Формировать у детей представления о ярмарках в России, народных промыслах; -...