Лучший педагог года

Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»

Ирина Арбузова
Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»

К этому времени обучающиеся уже знают, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании глагола, нужно знать к какому спряжению относится слово или воспользоваться словарем. Карточки личных окончаний глаголов уже есть у детей. Без них определять окончания обучающиеся не умеют.

Задача урока : Установить соотношения между двумя основами (основа инфинитива и основа настоящего времени)

Цель урока : Установить два типа основ инфинитива по суффиксу (усекаемый и неусекаемый)

Публикация «Конспект урока русского языка в третьем классе по теме „Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива“» размещена в разделах

В ходе работы с инфинитивами (изменения) учащиеся приходят к выводу, что существуют два вида инфинитива : усекамый инфинитив и неусекаемый.

Тема: Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива

Задача: Установить соотношение между двумя основами (основы инфинитива и основы настоящего времени)

Цель:1. Определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, чтобы грамотно писать такие слова

2. Установить два типа основ инфинитива по суффиксам (усекаемый и неусекаемый)

Ход УРОКА

1. Организационный момент

У: Ребята, вы уже умеете определять по спряжению, какое окончание надо написать в слове обозначающим действие. Сейчас мы с вами прочитаем текст. Надо раскрыть в нём скобки, проверить пропущенную орфограмму и записать его.

Кругом песок, мелкий, горячий, сыпучий. Солнце (пеку, и (спрячусь) от него негде. А когда (п_днимаюсь. 1) ветерок, будто (п_вею,1) жар_м из духовк_.

Д: Объяснения:

а) пеку – солнце (что делает), 1 спр. (в корне позиционное чередование звуков к/ч)

б) спрячусь – (что сделать) спрятаться

в) п_днимаюсь,1 -,

г) ,1 -,

д) -,

е) из духовк_ - из, из

Дети записывают текст в тетрадь.

У: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Что помогло вам не допустить ошибки? О чем вы помните, записывая безударные личные окончания глаголов? (слов, обозначающих действия)

Д: Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании, нужно знать к какому спряжению относится слово или воспользоваться словарём. Зная это, можно записать без пропуска любое личное окончание, ведь безударное окончание пишется так же, как ударное.

[ Справка: Списки наборов личных окончаний, где гласные фонемы находятся в сильной позиции, уже есть у детей. ]

2. Открытие нового знания

1) У: Как всё – таки можно определить тип спряжения слова с безударными личными окончаниями? Нельзя же всё время заглядывать в словарик! Неужели, для того чтобы правильно писать такие слова, нужно запомнить спряжение каждого из них?

Д: варианты предполагаемых ответов

а) мы можем запомнить постепенно слова и их окончания в безударной позиции;

б) можно перед глазами иметь списки наборов таких окончаний

в) можно придумать свой способ

У: Ребята, уже есть способ, который позволяет легко и безошибочно определить спряжение любого слова. Но, для того чтобы понять этот способ, вам придётся разобраться в одной интересной особенности инфинитива.

2) Запишите друг под другом слова слышишь и слушаешь в неопределенной форме, а рядом с каждым из них запишите то же слово в 1-м лице ед. числа. В записанных словах выделите значимые части.

2 ученика работают у доски:

Слышишь -, .

Слушаешь -, .

У: Сравните инфинитивы обоих слов. Что у них общее?

Д: В словах одинаковые окончания и суффиксы.

У: А теперь сравните слова в 1-м лице.

Д: В первом слове нет суффикса, а во втором он остался.

У: Обратите внимание на основы слов. Что интересного заметили?

Д: а) На первой строчке основа изменилась, а на второй нет.

б) Основа на первой строчке стала меньше.

У: Правильно, ребята. Но может быть, это какое – то исключение?

3. Физминутка. - Пальминг.

У: Ребята, так какая же тема нашего урока?

Д: Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.

У: А какая цель урока?

Д: 1) Научиться изменять слова так, чтобы видеть, что происходит с основой

2) Научиться определять, какая основа инфинитива называется усекаемой, а какая – неусекаемой

4. Сравните инфинитив и изменения по лицам в таких парах слов: лететь и летать, уснуть и мешать, поклониться и кланяться.

[Дети работают в парах]

Лететь – лечу, летать – летаю, уснуть – усну, мешать – мешаю, поклониться – поклонюсь, кланяться – кланяюсь.

Проверка работы. Вывод: В первом слове каждой пары суффикс инфинитива при изменении слова по лицам выпадает, «усекается».

У: Как же можно назвать такой суффикс?

Д: Усекаемый.

У: А вот когда суффикс сохраняется и при изменении слов по лицам, как мы его назовем?

Д: Неусекаемый.

У: Вот эта – то особенность инфинитива и позволяет легко и точно определить, к какому спряжению относится слово.

5. Рефлексия.

1) Упр. №241.

Увидит – увидеть (У, вертит – вертеть (У, белит – белить (У, белеет – белеть (НУ, дышит – дышать (У, вдыхает – вдыхать (НУ, колет – колоть (У, строит – строить (У, просит – просить (У, присылает – присылать (НУ, болит – болеть (У, болеет – болеть (НУ).

2) Вывод: Какие основы называем усекаемыми? Прочитайте слова с усекаемыми основами. Прочитайте слова с неусекаемыми основами. Почему мы их так называем?

У: Для чего же мы учились определять, какой является основа инфинитива?

Д: Чтобы легко и быстро научиться определять спряжения слов.

6. Дома: с. 97 упр. №242.

7. Выставление отметок

Публикации по теме:

«Большая буква в географических названиях». Урок русского языка во 2 классе Урок русского языка во II классе Тема: Развитие умения писать большую букву в названиях стран, городов. Цели: - развивать умение писать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Знакомство с понятием «сложные слова» Цель: – путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова; - развивать чувство языка, связную.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имен существительных» (урок первый) Цели: - закрепить умение распознавать склонение и число им. существительных - развивать умение писать безударные окончания.

План-конспект урока английского языка в 5 классе по УМК М. З. Биболетовой План конспект урока английского языка в 5 классе УМК М. З. Биболетовой Тема урока: «Чем ты собираешься заняться?» Форма урока: комбинированный.

План-конспект урока английского языка в 3 классе по теме: «Рождество в Великобритании». .

План-конспект урока английского языка в 4 классе по теме «Настоящее продолженное время в английском языке» Тема: Настоящее продолженное время в английском языке. 1. Английский язык. 2. 4 класс 3. Цель урока: Создать условия для усвоения нового.

«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе Предлагаю еще один конспект урока русского языка с презентацией, который рекомендуется провести в феврале во 2 классе. Образовательно-развивающие.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Слова с непроизносимыми согласными» Конспект по русскому языку. 3(1-4) учитель: Бикбова Ф. К. Тема урока: Слова с непроизносимыми согласными. Цели урока: 1. Продолжить работу.

Урок русского языка в 3 классе «Снова проверяем свои умения» Тема: «Снова проверяем свои умения» Цель: обобщить знания об изученных орфограммах, формировать умения применять на письме. Ход урока:.

Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Падежные окончания имен существительных» (2-ой урок) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»
Опубликовано: 22 июня 2015 в 17:05
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД