Екатерина Маркина
Конспект «В гостях у бабушки Федоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Дать знания об истории происхождения самовара;
- Закрепить умение дифференцировать посуду;
- Углубить представления о традициях чаепития;
- Использовать нетрадиционную технику аппликации манкой;
- Вызвать у детей интерес к походу в гости;
- Воспитывать любовь к русским традициям, вежливость и культуру поведения в гостях.
Материал и оборудование: помещение оборудованное в стиле русской избы (дом Федоры):самовар, картины, посуда: кастрюли, чугунок, стакан, чайный сервиз, скатерть; продукты: чай, сахар, печенье, баранки, пряник печатный; маски для хоровода; образец работы (выполненный из манки, клей, баночки для клея, коробочки для манки, салфеточки. аудиозапись М. Пляцковского «Наш красавец самовар», русская народная музыка.
Публикация «Конспект „В гостях у бабушки Федоры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Предварительная работа: знакомство с чайной и столовой посудой, продуктами питания; заучивание стихов по теме, пословиц; чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
Ход НОД
Воспитатель: Давайте познакомимся – меня зовут Федора. Я жду гостей. А вот и они! (входят дети, звучит музыка).
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада, что вы ко мне пришли! Рассаживайтесь по лавкам, посидим, поговорим.
Дети: Пришли мы к вам, Федора Егоровна, узнать как вы живете, как свое хозяйство ведете?
Воспитатель: Живу, не тужу, за хозяйством слежу. Посуду мою, вытираю, да на полку составляю. А на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит. Ребята, гостей обычно угощают, а вы любите пить чай? А кто из вас знает, Где берут кипяток? (ответы детей). Правильно в чайнике. Но наши предки решили придумать особый чайник, в городе Тула придумали самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки шли и щепочки и шишки. Хозяева так полюбили свои самовары, что стали их украшать, разрисовывать. Ручки, ножки, кран самовара делали в виде рыб, львов, петухов, а на самом самоваре делали надпись «Самовар кипит, уходить не велит», «Где чай, там и рай». А потом появилось электричество, и самовары стали делать электрические. Вот у меня самовар электрический. Давайте его включим, чтобы он закипел, а сами на стол начнем накрывать. Посмотрите сколько у меня разной посуды! Что же нам нужно, подскажите, да не просто подскажите, а стихами расскажите! (дети выбирают нужное и читают стихи).
Ребенок: Чашка и блюдце:
Ручка – тонкий кренделек,
Золотистый ободок,
Из фарфора чашка,
А на ней ромашка.
Воспитатель:
– А стакан возьмем?
Стеклянный, прозрачный,
Граненный, высокий.
В него наливают компоты и соки.
Жаль только, что ручки нет у стакана…
Чай из него пить я не стану.
Ребенок:
Чайник заварочный.
Чайник на огонь не ставим.
Кипяток в него вливаем.
Чтоб сушеные листики
Аромат нам дать могли.
Воспитатель:
– Отгадайте загадку:
Из нее беру погрызть сахара кусочек.
Мама в шутку прикрепить к ней грозит замочек.
Сладким сахаром полна, к чаю подается.
Ты, конечно, догадался, как она зовется?
Дети: Сахарница.
Воспитатель: Молодцы! За правильные ответы я угощу вас необычным пряником. Славный город Тула, подаривший нам самовар, был и родиной пряников. Тульский пряник большой, красивый, вкусный. В Туле есть даже музей пряников. А теперь ребята давайте накроем стол для чаепития и попробуем настоящий русский чай.
Накрывают стол к чаепитию.
Воспитатель: Вот так молодцы, справились с заданием. Посмотрите, правильно ли все накрыто? Дети (правильно, все стоит на своих местах). Ребята, однажды я слышала пословицы о еде, но вот беда, позабыла. Помогите, пожалуйста, я буду говорить начало, а вы конец.
Воспитатель:
Кто не умерен в еде - (враг себе)
Хочешь, есть калачи – (не сиди на печи)
Когда я ем, я (глух и нем).
Снег на полях, хлеб (в закромах).
Всякому нужен и обед, и (ужин).
Воспитатель: Дети, пока закипает наш самовар, попробуйте ответить на мои вопросы: Для чего в давние времена на рынке дежурили специальные люди (хлебные приставы, за чем они следили?
Дети: Они следили за тем, чтобы хлеб, который там продавался, был хорошего качества.
Воспитатель: Какие овощи в Италии называют «золотыми яблоками»?
Дети: Помидоры.
Воспитатель: Какой овощ в Италии называют «капут»?
Дети: капусту.
Воспитатель: Что на Руси называли «ведьмиными ягодами»?
Дети: маленькие зеленые ягоды картофеля
Воспитатель: Прекрасно справились с этим заданием! Наш самовар закипел, сейчас мы будем заваривать чай (заваривают).
Воспитатель: Ребята, а кто знает о правилах о правилах заваривания и традициях русского чаепития?
Дети: поднимают руки и рассказывают:
- Пили чай в больших количествах, на свежем воздухе;
- Напившись чаю, переворачивали чашку вверх дном и ставили на блюдце.
Пока чай заваривается, давайте позабавимся, станцуем танец.
«Самовар».
Дети (хором) .
Самовар, самовар!
Старый медный самовар!
Может, стал ты слишком стар?
Иль ты болен?
У тебя, быть может, жар?
Все стоишь
Да пыхтишь,
Все никак не закипишь.
Самовар (ребенок) .
Что вы, что вы!
Как не стыдно!
Даже слушать мне обидно!
Как сейчас разозлюсь,
Как сейчас
Рас-ки-пя-чусь!
Все во мне уже клокочет,
Все кипит.
Кто чаю хочет?
Дети (хором) .
Наливай, получай
Самый вкусный
Свежий чай.
Воспитатель: Ой, как хорошо вы танцуете, а работать вы тоже мастера? Покажите мне, как вы можете работать, прошу пройти вас за столы, давайте покажем свое мастерство в изготовлении самоваров.
Объяснение приемов работы. Посмотрите перед вами лежат листы с контуром самовара, нужно покрыть их клеем и посыпать разноцветной манкой прижимая каждый раз салфеткой в следующей последовательности сначала ягодку, затем листики, после листиков крышку самовара, носик, поддон, прижать салфеточкой и посыпать кувшин самовара. Начинаем работу.
После работы.
Воспитатель: Давайте покажем наши работы, показывают и анализируют.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар!
Милости просим на чашку чая!
Вот так живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
– Прощу к столу, гости дорогие!
Звучит русская народная музыка, начинается чаепитие.