Лучший педагог года

Конспект занятия «В мире кукол»

Лашманова Юлия
Конспект занятия «В мире кукол»

КОНСПЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В МИРЕ КУКОЛ»

Цель: Сформировать у детей представление о том, как в старину изготавливали куклы и как в наше время это происходит. Приобщать детей к народной культуре. Довести до сознания детей, что у каждой куклы было своё предназначение.

Задачи: 1) Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.

2) Познакомить детей с некоторыми традиционными народными игровыми куклами и игровыми приемами.

3) Прививать уважение к этнокультуре, семейным традициям.

Публикация «Конспект занятия „В мире кукол“» размещена в разделах

4) Вызвать интерес к созданию народной куклы её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками изготовления народной куклы.

5) Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы в различных видах деятельности.

6) Познакомить детей с современными методами изготовления кукол.

7) Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок, активизировать словарный запас. (Конвейер, шлифовка, пресс – форма, расточка, деревообработка, пластмасса, фрезеровка). Всероссийская научно-методическая конференция "Практика применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС" январь - март 2018 г.

8) Изготавливать куклу «Девочка». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром; познавательно-исследовательская деятельность)»; «Социально – коммуникативное развитие (трудовое воспитание; уважение к труду взрослых)»; «Речевое развитие (развитие речи, приобщение к художественной литературе, к фольклору)»; «Художественно – эстетическое развитие (конструктивно – модельная деятельность)»; «Физическое развитие» (развитие крупной и мелкой моторики рук)

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Подготовительная работа: - дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения; - чтение художественной литературы; - посещение кукольного театра; - изготовление народных кукол, театров и атрибутов к ним; - выставки детских работ;

Материалы и оборудование: 1) Народные игрушки (куклы бабушки и дедушки, макет деревни, глиняные игрушки (корова, петух, собака, кошка) 2) Заготовки: белая прямоугольная ткань размером 20х14, цветная ткань для платка, цветная ткань для юбки, хлопчатобумажные нитки, отделочный материал: узкие ленты. 3) Каштаны или куски ваты.

Содержание организованной деятельности детей.

Занятие проходит в музее народной игрушки.

Здравствуйте милые ребята. Загадаю я вам загадку: Ей меняю я наряды, Спать кладу, гулять вожу, Расчешу и если надо, Бант красивый повяжу. С чем же так играю я, подскажите-ка, ребята? (Кукла) Воспитатель: Молодцы, ребята, чем вы любите заниматься в свободное время? Дети: Играть Воспитатель: А какими игрушками вы играете, какие ваши любимые игрушки? Дети: Кукла барби, трансформеры, лего и т. д. Воспитатель: А как они у вас появились? Дети: Родители купили в магазине. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, только у вас такие игрушки есть? Дети: Нет, такие игрушки есть у многих. Воспитатель: Правильно ребята, это потому что такие игрушки изготавливаются на заводе, в очень большом количестве и потом их отвозят в магазины, где их могут купить все кто захотят. Хотите посмотреть, как эти игрушки изготавливают? (Да) Воспитатель показывает детям видео с массовым производством игрушек и комментариями. Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы узнали из этого видео? Дети: Конвейер, шлифовка, пресс – форма, расточка, деревообработка, пластмасса, фрезеровка. Воспитатель: Ребята, когда ещё не было магазинов и заводов, в каждом доме у детей имелись свои сокровища – игрушки. А как эти игрушки появлялись у людей? Дети: Люди изготавливали игрушки своими руками. Воспитатель: Молодцы, ребята. В каждой семье её делали по-своему. Они. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Люди на Руси могли изготавливать игрушки практически из любого подручного материала, вы можете назвать эти материалы? Дети: кусочки ткани, камни, палки, глина, зола, солома, дерево и т. д. Воспитатель: Правильно, ребята. Традиционно все народные игрушки делились на группы по способу изготовления и назначения. Одними из самых любимых игрушек мальчиков были деревянные игрушки, а самой любимой игрушкой у девочек была тряпичная кукла. Ребята, какие виды тряпичных кукол вы знаете? Дети: Обереговые, обрядовые, игровые. Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, ребята. Также обереговые куклы делались только из материалов принесенных из леса, они оберегали, например, кукла Берегиня охраняла сон ребенка, куклы «Свадебные неразлучники» берегли молодую семью от сглаза, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде; куклы – лихорадки отгоняли все хвори. Также, очень часто люди дарили друг другу обрядовые куклы, потому что у наших предков особое место в жизненном укладе занимали обряды. Также для наших предков куклы были добрыми утешителями и воспитателями детей. Их любили, берегли и передавали по наследству. Ребята, а вы любите играть с тряпичными куклами? (Да) Молодцы, ребята, как говорится в русской народной пословице «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Ребята, а вы хотите научиться делать тряпичную куклу своими руками? (Да) Отлично, тогда сегодня я научу вас делать, ещё одну, куклу, в которую играли наши бабушки и прабабушки много-много лет назад, куклу «Девочка». Но сначала давайте разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. «Пальчики здороваются» Пальчик к пальчику приходит, Друга он себе находит. Будут пальчики дружить, В гости часто приходить. Садитесь за столы, я подготовила для Вас необходимый материал для изготовления этой куклы. Сегодня мы с вами одна большая семья, а как говорится в народной пословице- «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно». А какие вы, ребята, знаете пословицы про семью и труд? Ответы детей: «Работой смелее, будешь жить веселее». «Землю красит солнце, а человека — труд» «Терпение и труд всё перетрут» «Кто не работает, тот не ест» «Сделал дело – гуляй смело» Воспитатель: Молодцы. Берем прямоугольную белую ткань, складываем пополам и проглаживаем, складываем, чтобы найти середину ткани. Теперь берем каштан кладем в середину ткани. (Вот так). Нам понадобится нитка. А теперь самое, интересное, мы будем делать нашей куколке головку. Формируя голову, обматываем ниточкой и завязываем на 2 или на 3 узелка. Лишние ниточки мы отрезаем. Вот у нас получилась голова, «голова всему телу глава». Какая должна быть голова? (Умная, светлая, мудрая).Сейчас нам понадобится еще 2 нитки, одна и вторая примерно равной длинны. Берем за уголочек и складываем, это будет ручка. Держим одной рукой, второй рукой туго-туго закручиваем ниткой, чтобы у нашей девочки руки были крепкие, сильные. Одна рука готова, таким же способом делаем вторую руку. (Ручки, какие золотые, что умеют делать ручки) (ответы детей) «Были бы руки, а работу дадут» Чего же не хватает нашей кукле? (Ножек.) Правильно, но прежде чем делать ножки мы завяжем тугой узел посередине, символизирующий пуп. А теперь делаем ножки, берем, разделяем нашу ткань и держим одну ножку в левой руке, а правой рукой обматываем её ниткой. Делаем это все достаточно туго, доматываем до конца, и потом этой же ниткой поднимаемся по ножке, вверх и завязываем на 2 или на 3 узелочка. Теперь делаем вторую ножку, также как и первую. Если ножки получаются разной длинны это не беда, наша кукла из тряпки, а их можно подравнять. Ну вот, наша девочка готова. А теперь давайте нарядим нашу куклу, берем красивый лоскутик, чем он длиннее, тем пышнее будет юбочка. Кладем куклу в середину лоскутика. Соединяем одну сторону с другой, и закладываем свободными складочками, как бы делаем ей талию и завязываем поясочек. Дальше мы повязываем ей платочек: берем яркую ткань в форме квадратика, складываем в треугольник и режем по диагонали. Завязать платок это большое искусство, подгибаем краешек на лобик, и концы заводим назад и сзади завязываем или под подбородочком. Вот мы и нарядили нашу куколку. Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились куклы? Дети: Разные, красивые, могут не только стоять, но и ходить. Воспитатель: Кто хочет рассказать о своей кукле, какая она? Выберите для своей куклы имя. Как вы будете относиться к кукле? (рассказы детей о своей кукле) Я хочу познакомить вас со своей куклой, зовут её Катенька. Она веселая, задорная, любит в гости ходить и друзей в гости приглашать. Ребята, а вы хотите поиграть со своей куклой? (Да, хотим) Тогда давайте придумаем сказку и наши куклы девочки станут персонажами сказки. Дети придумывают сказку: Катенька живет с дедушкой и бабушкой в деревне и наши куклы едут к ней в гости. И дедушка с бабушкой просят Катеньку отправиться на поле и надоить молока, чтобы угостить гостей деревенским молоком. А куклы будут Катеньке помогать? (Да) А какие домашние животные есть у дедушки с бабушкой в деревне? (петух, кошка, собака, корова.) А какие вы знаете пословицы и поговорки про них? «Была бы коровушка, будет и молоко» «Корова во дворе - так и еда на столе» «Без кошки нет дома, без собаки-двора» «Хороший петух уже в яйце кукарекает» Куклы отправляются на поле и идут к корове, но корова брыкается, хвостом машет, молока не хочет давать. Ребята, что нужно сделать, чтобы корова дала нам молоко? Дети: Погладить ее по голове, называть ласковыми словами, вежливо попросить. Воспитатель: А почему вы думаете, что это поможет? Дети: Животные также как и люди любят ласковое обращение. Воспитатель: А какие ласковые слова можно сказать корове? Дети: Кормилица, матушка – коровушка, красавица, Буренушка… Молодцы ребята! Услышав столько ласковых слов, корова дает молоко, а что потом? Дети: Наши куклы переливают его в кувшин, пьют вкусное молоко и угощают бабушку с дедушкой. Воспитатель: Какая интересная сказка у нас получилась! Видите, как много нового мы узнали сегодня. Ребята, вам понравилось играть с куклами? (Да) А что вам больше всего понравилось? Дети: То что мы сделали игрушку своими руками и сами её нарядили, что узнали больше об игрушках наших предков, посмотрели видео, узнали как современные игрушки делают, придумали сказку. Воспитатель: Нужно ценить и уважать наше наследие, бережно относится к традициям, которые были на Руси. Народная игрушка всегда играла и важную роль в жизни людей и даже сейчас, спустя такое большое количество времени народная игрушка приносит нам радость и пользу. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей. Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ».

Сбор сведений

Источники информаций:

1. «Мини-музей в детском саду» / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008.

2. Берстенева Е. В, Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

3. Дайн Г. Л., Дайн М. Б, «Русская тряпичная кукла», «Культура и традиции», 2007 г.

4. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб., 2006;

5. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно- деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., - 2011 г

Публикации по теме:

Конспект занятия по лепке «Угощение для кукол. Блюда удмуртской кухни» Художественно- эстетическое развитие. Лепка. Тема. Угощение для кукол. (Блюда удмуртской кухни) Цель. Совершенствовать навыки лепки, познакомить.

Конспект занятия по лепке «Угощение для кукол»Конспект занятия по лепке «Угощение для кукол» Целевые ориентиры: Ребенок обладает развитым воображениям, которые реализуются в разных видах деятельности. Задачи: Воспитательная: Вызывать.

Конспект занятия по конструированию «Одежда для кукол»Конспект занятия по конструированию «Одежда для кукол» Задачи: Расширять представления детей о функциональном назначении предметов одежда; о том, что одежда бывает для мальчиков и девочек и подбирается.

Конспект открытого занятия по лепке в младшей группе Тема «Угощение для кукол» ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «Гимназия №1272» Д/О «Академия детства» Конспект открытого занятия по лепке в младшей группе Тема " Угощение для.

Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие в музей кукол» Конспект занятия в средней группе по художественно – эстетическому развитию на тему: «Путешествие в музей кукол» Цель: Познакомить.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Экскурсия в мини-музей кукол» Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю куклы. Задачи: - Познакомить детей с историей России на.

Конспект занятия «Музей кукол» Конспект занятия для детей 5,6 лет «Музей кукол» Цели: Познакомить детей с историей создания (появления) различных видов кукол. Приобщать.

Конспект занятия по лепке из солёного теста «Пироги для кукол!» в старшей группе Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе «Пироги для кукол» Конспект занятия по лепке из солёного теста.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Описание и сравнение кукол»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Описание и сравнение кукол» Обучающие задачи: Формирование умения рассматривать предметы (куклы, отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий.

Конспект занятия «В мире животных» Конспект занятия «В мире животных» Задачи: 1. Дать представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании, жилищах. 2. Расширяем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В мире кукол»
Опубликовано: 9 января 2018 в 14:50
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД