Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Дорога к письменности». Приобщение детей к истокам русской народной культуры

светлана титова
Конспект занятия в подготовительной группе «Дорога к письменности». Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Конспект занятия «Дорога к письменности

(приобщение детей к истокам русской народной культуры)

(подготовительная группа)

Задачи:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Дорога к письменности“, Приобщение детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Рассказать детям о происхождении славянского алфавита. Расширить их представления о быте русского народа.

Дать представления о том, как учились раньше в школе. Показать, как русский народ бережно относился к книгам, красочно оформлял их.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину

Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации книг, беседа с детьми.

Материал: Азбука, пословица на плакате, мокрый песок, глиняная дощечка, береста, рисунки мальчика на листе бумаги, бутылка с водой, табличка со «значками», старославянский алфавит, колокольчик, лучина, лист бумаги, цветные карандаши, иллюстрации буквы.

Ход занятия

Воспитатель: Отгадайте- ка, ребята, мою загадку: «На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов богатырей знает каждый грамотей.»

Дети: Буквы, алфавит. (показываю алфавит)

Воспитатель: У каждого народа своя азбука. Вот наша родная азбука, эти буквы нам знакомы ю прочтите пословицу. Подумайте и скажите, почему мы так говорим: «Азбука-дорога к мудрости

Дети: азбука — это начало, когда знаешь буквы можно научиться читать. Умеешь читать можно прочитать много книг и много узнать.

Воспитатель: Но было время, когда люди на земле не умели ни читать,ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать вам историю их рождения. А вы мне в этом поможете.

Послушайте стихотворение:

«О светло светлая и красно украшенная Земля Русская!

И многими красотами удивлена еси:

озерами многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными,

горами крутыми, холмами высокими,

дубравами чистыми, полями дивными,

зверями различными, птицами бесчисленными,

городы великими, селами дивными…»

А сочинил это стихотворение мальчик Данилка. Жил он в деревне на берегу реки. Больше всего он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей, о красоте родной земли. Очень хотелось запомнить слово в слово эти рассказы, но их так много и такие длинные!

Воспитатель: какая мысль могла прийти в голову Данилке?

На чем мог рисовать Данилка?

Дети: на камне, песке. глине, бересте.

Воспитатель: Молодцы! все это можно использовать для рисования. Давайте проверим (дети пробуют рисовать на мокром песке (на берегу речки) вода смываем водой; так же рисуют на глине –полить водой). Ребята какой можно сделать вывод.

Дети: побежавшая волна смыла рисунок. А дождь размыл глину, лучи солнца стерли рисунок даже с камня.

Воспитатель: Но земля матушка сохранила свернутый трубочкой кусок березовой коры- бересты. Развернули и вот что увидели это чудом сохранившиеся Данилино послание (показываю берестяной рисунок, переведенный на лист бумаги. Предлагаю детям пересказать, что они видят) Что вы здесь увидели?

Дети: Высокие горы, по реке плывет лодка, красивый город…

Воспитатель: Постепенно рисунки превратились в значки, каждый значке обозначал какое-нибудь слово. (показываю детям значки и предлагаю детям назвать их)

Дети: Сова, лист, нога…

Воспитатель: Как вы думаете, все ли слова можно было записать таким образом?

Дети: Нет слов очень много.

Воспитатель: И вот первыми были Кирилл и Мефодий, которые придумали славянскую азбуку, именно которую мы изучаем. Конечно написанные буквы сильно изменились, некоторые даже исчезли, но основа осталась. (показываю славянскую азбуку). Что в этом открытии хорошего?

Дети: Теперь можно все увиденное не зарисовать, а записать.

Воспитатель: Давайте вспомним кто мы с вами?

Дети: Россияне

Воспитатель: Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но у человека родная мать-одна у него Родина.

А теперь я предлагаю побывать в школе своих прапрабабушек и прапрадедушек (закройте глаза и представьте короткие зимние дни _дети учились зимой.)

Открываем глаза: в классе горит лучина, раздается колокольный звон –это сигнал для начала урока. Когда входит учитель в класс, дети должны были отвесить ему три земных поклона. Тетрадей у детей не было, учебников так же. Учитель показывал буквы, называл их, и дети повторяли за ним.

А-Аз, Б-Буки, В- Веди, Г-Глаголь, Д-Добро

Молодцы. а вот и наступила перемена. Поиграем с вами в игру «Горелки»

(звенит колокольчик и стоя в круги обращаю внимание)

Русские люди любили книги дорожили ими. Первые книги напоминали ларцы. В них было много картинок, буквы ровные, заглавные буквы украшали узорами, различными фигурками (рассматриваем иллюстрации). Чем украшены буквы? На кого похожи буквы? А хотите сейчас украсить свою любимую букву или первую букву своего имени. (Дети садятся за столы рисуют карандашами)

буквы у вас получились красивые. Ими можно украсить начало любой сказки или рассказа.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры МОУ Шекшемская средняя общеобразовательная школа дошкольное отделение Обобщение опыта работы на тему: «Приобщение дошкольников к.

Фотоотчет по проекту «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры»Фотоотчет по проекту «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Познавательный проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» в средней группе Цель: Воспитание интереса и чувства уважения.

Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Месяц/неделя Тема Форма работы ОО Цель Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен.» Н. М. Карамзин Наши мечты и надежды обращены в будущее, но.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропоганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество Выполнила: воспитатель Молькова Т. В.

Презентация «Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста» В «Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем.

Проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Тема проекта : «Знакомство с Казахстаном» Пояснительная записка Проект.

Заметка «Приобщение детей к истокам русской, народной культуры» Заметка"Приобщение детей к истокам русской,народной культуры" Воспитание у детей любви к своей родине,приобщение детей к истокам русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Дорога к письменности». Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 17 июня 2018 в 12:35
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД