Наталья Карташева
Конспект занятия «Вежливые слова, хорошие поступки»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные области: познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая, речевая.
Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель: активизировать использование в речи вежливых слов (приветствия, расставания, прощения, благодарности, воспитание вежливости и нравственных качеств дошкольников.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Вежливые слова, хорошие поступки“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Образовательные: активизировать использование вежливых слов, применять их в повседневной жизни.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарь детей за счет слов : спасибо, добрый день, доброе утро, до встречи, будьте добры и т. д.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к друг к другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими.
Предварительная работа:
1. Изготовление пиктограмм с изображением радости и огорчения.
2. Подготовить декорации для сюжетов: «Хороших и плохих поступков», «Страны добра».
3. Изготовление карточек с поступками (хорошими и плохими).
4. Повседневная работа по воспитанию вежливости у детей.
5. Чтение произведений: В. Осеевой, С. Маршака и др.
6. Заучивание стихов, прослушивание песен о вежливости.
7. Изготовление конверта с надписью.
Материал: солнышко с лучиками, тучи, облака. Цветы, пиктограммы, флешка с записью музыки «Мы едем, едем, едем.», «Дорогою добра», ноутбук, декорации деревьев.
Ожидаемый результат: использование детьми в речи вежливых слов, вежливое общение друг с другом.
Ход совместной деятельности:
Дети входят в группу, встают полукругом на ковре.
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера. (Н. Красильников)
Доброе утро, ребята!
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И гостям мы улыбнёмся.
Доброе утро, уважаемые гости.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас особенный день. Вы знаете, что произошло? (Ответы детей). В нашем детском саду Фея Тьмы похитила добрые, вежливые слова и хорошие поступки. Дети стали не послушными, мальчики обижают девочек, дети не слушают воспитателей, грубят родителям. Посмотрите, солнышко спряталось за тучу.
Чтобы исправить ситуацию предлагаю отправиться в путешествие в страну Добра и Вежливости. В этой стране вы научитесь совершать добрые поступки и сможете стать настоящими волшебниками. Вы согласны отправиться в путь?
Дети: да
Воспитатель: Тогда занимайте места, поезд отправляется.
(Дети садятся на стульчики)
Звучит музыка….
Воспитатель: Первая остановка - «Невежливая вежливость».
(Выходит Петрусь).
Воспитатель: Здравствуй мальчик, ты кто?
- Я Петрусь.
Инсценировка стихотворения:
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость берусь.
Буду всех благодарить,
Первым «Здравствуй» говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке,
На посту он ночь не спал,
Только – только задремал.
А Петрусь как заорет:
С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок! –
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дернет за косынку:
Ты куда, Иринка, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку…
- Как невежлива девчонка!
Нес учитель стопку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, учитель закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
Воспитатель: Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый вечер).
Воспитатель: Можно ли назвать Петруся вежливым, ведь он употреблял в своей речи вежливые слова? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные).
Воспитатель: Чтобы вы посоветовали Петрусю? (Он должен извиниться, знать где и как употреблять вежливые слова).
Воспитатель: Чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи «Вежливые слова»? (Нет).
Воспитатель: Скажите пожалуйста, как нужно употреблять вежливые слова?
Дети: (Нужно сначала подумать – уместны ли твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить и что - то делать).
Воспитатель: Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять «Вежливые слова», но и употреблять их. Правильно, в •зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь. Вот что значит быть вежливым.
Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие. Приготовили бинокли. Посмотрите на право, посмотрите на лево. Что это там впереди? Я вижу две полянки: одна с цветочками, другая – с тучками. Давайте подойдем поближе.
Воспитатель: Это вторая остановка: «Хороших и плохих поступков».
Дети подходят к столам («полянкам»).
Воспитатель: Сейчас я каждому раздам карточки, вы внимательно посмотрите, подумайте, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку с цветочками, а плохие – на тучку. Воспитатель: Ребята, что такое хорошие поступки?
Дети: Это когда помогаешь другим в сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим тебя людям, ведёшь себя правильно по отношению к окружающим тебя людям.
Дидактическая игра «Хорошо или плохо?» Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков и помещают их на полянки.
Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.
Физкультминутка:
Присели, быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше подтянитесь.
Ну – ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали и на месте побежали.
В. Вот мы и добежали до остановки «Наше настроение».
Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Угадай какое настроение?». Пройдите пожалуйста к столикам, на которых лежат карточки.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Перед вами смайлики - на одном изображено хорошее настроение, а другом смайлике плохое настроение. Предлагаю поднять соответствующий смайлик после заданного вопроса, готовы?
Дети: Да.
Воспитатель:
- С каким настроением ты едешь отдыхать?
- Идешь к зубному врачу?
- Встречаешь друзей?
- Упал в лужу?
- Слушаешь сказку?
- Смотришь на свои испачканные брюки?
- Мажешь зелёнкой разбитое колено?
- Получаешь подарки?
- Идешь в детский сад?
Да, настроение у вас действительно хорошее. Ребята в стране «Добра и Вежливости», все очень вежливые, а вы знаете вежливые слова?
Дети: да, знаем.
Воспитатель: Вот сейчас я и проверю. Мы продолжаем путешествие на космолете. В путь.
Дети подходят к обручам, которые лежат на ковре, занимают места в «космолете» и со звуками «ЖЖЖЖ – «летят».
Воспитатель: Помогите мне вспомнить вежливые слова.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
Нечаянно толкнули Витю и сказали (извините)
Когда нас бронят за шалости, говорим (простите пожалуйста)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (Здравствуйте)
Во всех странах на прощанье говорят всем (До свиданья)
Молодцы, сколько добрых, вежливых слов вы знаете!
Воспитатель: Ребята, вот мы и попали в Страну добра, вежливых слов и хороших поступков! Ребята, посмотрите, что произошло с солнышком?
Дети: туча исчезла.
Воспитатель: Чего не хватает солнышку?
Дети: Лучиков.
Воспитатель: А чтобы они появились, давайте вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.
Стихи: Вот проснулись утром зайки,
Чистят зубы на лужайке,
Увидали двух котят:
"С добрым утром"- говорят (появляется первый лучик)
Мишка тихо просит пчё лку:
"Убери свою иголку,
Дай, пожалуйста, мне мёду.
Но чуть-чуть, не всю колоду!" (появляется второй лучик)
"Простите, пожалуйста,-
Просит котёнок,-
Я сегодня измазался,
Как поросёнок. (появляется третий лучик)
Мишка в гости к нам пришёл,
Вытер лапы, в дом зашёл,
Громко "здравствуйте" сказал,
Всем здоровья пожелал. (появляется четвёртый лучик)
Ел я кашу, пил компот,
Стал огромным мой живот.
Говорю я поварам:
"За обед спасибо вам!" (появляется пятый лучик)
Тихий вечер наступает.
Надо лечь в кровать и спать
Не забыл зайчишка умный
"Доброй ночи" всем сказать (появляется шестой лучик)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияло наше солнышко от добрых, вежливых слов! Вы молодцы, что знаете много вежливых слов!
Слова чудеснейшие эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбаться вам спешат.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).
Воспитатель: Мы говорили о вежливости, добре, добрых делах. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Солнышко приготовило для вас сюрприз. Воспитатель достает конверт с надписью:
Правила, которые необходимо соблюдать, для того добрым и вежливым.
- Будь щедрым!
- Будь бережливым!
- Будь трудолюбивым!
- Будь аккуратным!
- Будь любознательным!
- Помогай маленьким!
- Защищай слабых!
- Уважай взрослых!
- Будь вежливым и гостеприимным!
- Будь смелым!
- Будь честным!
- Слушай старших!
Воспитатель: В минуту расставания всем скажем «До свидания! Всем спасибо за внимание».
Список используемой литературы:
О. Ю. Безгина Речевой этикет старших дошкольников. – М. : Мозайка, 2004.
О. А. БелобрыкинаРечь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998.
«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. \Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп--- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
В. В. Гербова Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада (второй младшей, средней, старшей). М. : Мозаика- Синтез, 2007
О. Н. Демидова Будьте вежливы всегда! – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
Т. А Шорыгина. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010.