Любовь Попова
Конспект виртуальной экскурсии в подготовительной к школе группе «Путешествие в пустыню»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект виртуальной экскурсии в подготовительной к школе группе
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПУСТЫНЮ»
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.
Задачи:
Обучающие: уточнить и расширить представления детей о животном и растительном мире пустыни.
Формировать у детей элементарные представления о приспособлении живых организмов к среде обитания.
Развивающие: развивать у детей умение делать выводы, устанавливать взаимосвязи в природе.
Публикация «Конспект виртуальной экскурсии в подготовительной к школе группе „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
Воспитывающие: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа: рассматривание на карте и глобусе зону пустынь; заучивание стихотворения «Самолёт»; домашнее задание детям – подготовить короткие рассказы о животных пустыни; чтение рассказов о пустыни из книги Н. Сладкова «С севера на юг». (Издательство «Малыш», 1988).
Оборудование: ноутбук с аудиосистемой, флэшкарта
Ход:
Слайд 1 Ребята, мы с вами много путешествовали. Давайте вспомним, где мы с вами уже побывали? (тундра, степь).
- А сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по пустыне. Как вы думаете, каким цветом на карте обозначена пустыня? (Жёлтым). На юго-востоке европейской части России находятся полупустыни и пустыни. Граница, разделяющая степи и полупустыни, проходит чуть южнее Волгограда.
Слайд 2 А что такое пустыня? Пустыня от слова «пусто», «пустынно». А вот чтобы узнать, действительно ли это так, мы и отправимся в пустыню. Пустыня находится очень далеко от нашего города. Как вы думаете, на чём мы сможем быстрее до неё добраться? (На самолёте).
Слайд 3 Верно. Занимайте места в самолёте, и мы отправляемся в полёт.
Раз, два, три, четыре, пять…
Начал самолёт взлетать.
Над полями, над горами,
Над глубокими морями.
Мы быстрее ветра мчимся,
Где же с вами приземлимся?
Слайд 4 А приземлимся мы с вами пустыне. Посмотрите, земля в пустыне холмистая.
Слайд 5 Холмы эти состоят из мелкого песка. Встречаются довольно часто и большие холмы, которые называются барханы. Барханы могут перемещаться с помощью ветра.
Слайд 6 В пустыне дуют горячие ветры. Лето в пустыне очень жаркое, не выпадает ни капли дождя. Небо безоблачно, солнце палит так сильно, что песок нагревается и в нём можно испечь яйцо.
Слайд 7 А зимой в пустыне холодно, бывают даже морозы.
Слайд 8 Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Оказываются могут. Но растительность пустыни бедная. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. А у некоторых вместо листьев – колючки. Например верблюжья колючка.
Слайд 9 Ребята, а скажите. Почему у них маленькие листья? (испаряется меньше влаги)
- Верно, таким образом растения приспосабливаются к жаркому сухому климату.
- Как же они обходятся без воды?
- Оказывается у этих растений очень длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу пятнадцатиэтажного дома,то его корни достанут до земли.
- Зачем растению длинные корни? (Доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй).
Слайд 10 В пустыне растут даже деревья, только они невысокие. Одним из самых интересных является саксаул. Это растение растет только в сообществе с другими. Саксаулы своими корнями закрепляют песок, а их древесина настолько плотная, что не тонет в воде, листьев у саксаула практически нет, поэтому он мало испаряет влаги. Слайд 11 Вместе с саксаулами растут песчаная акация, древовидная солянка, лак селин, кустарник джузгун (корневища его достигают длины до 40 м).
Слайд 12 Кажется, что в пустыне не может быть животных. но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства, движется высокое животное с большим горбом на спине. Это верблюд.
Слайд 13 Верблюда называют «кораблём пустыни». Почему. Как вы думаете?
- Верно, движения его такие же плавные, как у корабля на море. Это очень сильные и выносливые животные. Они перевозят тяжёлые грузы и людей. У них длинная, густая шерсть, она защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.
- На ногах у него толстые мозоли.
- В пустыне бывают песчаные бури, это когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать. Но и к этому приспособился верблюд. Ноздри у него могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. А глаза от песка защищают длинные ресницы.
Питаются верблюды скудными травами и кустарниками, которые ни одно другое животное не может есть. А самое любимое лакомство – это верблюжья колючка. Несколько дней ни могут обходится без воды и пищи. Но перед тем как отправиться в путь, хозяин даёт верблюду много воды и корма. В горбу у него накапливается жир, которые он будет расходовать в переходах по пустыне. Раз в год рождается детёныш – верблюжонок. Верблюдица кормит его густым, жирным молоком.
Гимнастика для глаз
Ребята, в пустыне много солнца. Хотите поиграть сего лучиками?
Лучик, лучик, озорной,
Поиграй- ка, ты со мной! (моргают глазами).
Ну- ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись! (круговые движения глазами).
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Взгляд я вправо отведу,
Снова лучик я найду.
Посмотрю глазами вдаль,
Убежал мой лучик. Жаль!
Слайд 14 А дальше мы поедем на «кораблях пустыни» и посмотрим, какие ещё животные обитают здесь.
Слайд 15
- Ребята, каких животных вы видите?
Слайд 16 Я вижу джейрана. Это длинноногая стройная газель. Кормится травами и кустарниками. Джейраны живут стадами. Стадо постоянно кочует. Воду пьют 1 раз в семь дней. К водопою приходят, когда стемнеет. А в жару лежат в тени. При опасности спасаются бегством.
Слайд 17 Я вижу варана. Это самый крупный из всех ящериц. Варан – хищник, свою добычу может сбить с ног ударом хвоста. Норы себе выкапывает под корнями деревьев. Детёныши вылупляются из яиц. Они очень быстро растут.
Слайд 18 А я вижу черепаху. Всё её тело покрыто панцирем. При опасности голову и лапы она втягивает под панцирь. Черепаха может проспать 8 месяцев в году.
Слайд 19 Я вижу тушканчика. У него хвост длиннее туловища в 2 раза. Передние лапки короткие, задние – длинные. Скачет он на задних лапках, а хвост помогает ему отталкиваться от песка.
Слайд 20 Я вижу пустынного воробья. Он обитает в зарослях саксаульника и акации.
Слайд 21 А я вижу песчаного удава. Он умеет ползать под песком, но как только появляется добыча, моментально выползает и хватает его. Питается в основном ящерицами.
Слайд 22 Жарко в пустыне! Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Вот мы с вами и доехали до этого места, а называется он оазис.
Слайд 23 Ребята, наше путешествие по пустыне подходит к концу, нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места в самолёте.
- Вот мы и вернулись. Ребята, поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам путешествие по пустыне? А что интересного вы узнали? Куда бы вы хотели отправиться путешествовать в следующий раз?
Слайд 24