МААМ-картинки

Конспект внеклассного занятия «Без труда не проживешь»

Поленова Надежда
Конспект внеклассного занятия «Без труда не проживешь»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект внеклассного занятия.

Тема занятия : "Без труда не проживешь".

Форма проведения: беседа с использованием ИКТ.

Цель: Обобщить знания обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда, о профессиях.

Задачи:

1. Образовательные:

Обобщить знания обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда, о профессиях. Формировать понимание того, что знания, полученные на уроках, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков.

Публикация «Конспект внеклассного занятия „Без труда не проживешь“» размещена в разделах

2. Развивающие: Развивать память, мышление, смекалку, находчивость, творческие способности, интерес к рабочим профессиям.

3. Воспитывающие: Способствовать утверждению положительных личностных качеств: трудолюбия, взаимопомощи, бережливости, ответственности, уважения к людям труда, результатам труда.

4. Коррекционные: Корригировать эмоционально – волевую сферу воспитанников, навыки коммуникативного общения, расширять кругозор. Способствовать социализации учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, информационные носители.

Слайд 1 и 2.

Ход занятия : Слайд 3.

«Без труда не проживешь».

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Слышен грохот под землёй-

Рудокоп пошёл в забой.

Без работы, без труда

Не появиться руда.

Экскаватор зашагал-

Будет рыть в степи канал.

Без работы, без труда

Не пойдёт в поля вода.

В корпусах станки стучат-

Человек работе рад.

Поспевая, шепчет рожь:

«Без труда не проживёшь».

Слайд 4.

1. Проблемная ситуация «Два плуга».

Воспитатель.

Тема нашего занятия «Без труда не проживёшь». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа с элементами сказки Константина Дмитриевича Ушинского «Два плуга». Послушайте, пожалуйста.

«Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один плуг попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось так, что через какое-то время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, когда он только вышел из мастерской. Плуг, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая».

Слайд 5.

2. Интерактивная беседа. - Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

(Потому, что он трудился).

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

(Потемнел и покрылся ржавчиной).

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевал Ушинский, говоря о плугах?

(Труженика и лентяя).

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Ответы детей:

-Труд красит человека, а безделье его уродует.

-Только в труде можно проявить все свои лучшие качества.

-Только в труде человек может раскрыться.

- Без труда человек заржавеет и заболеет.

А болезнь эта называется лень.

Слайд 6. Воспитатель: Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Что такое труд? В толковом словаре С. И. Ожегова находим такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей». «Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, которое проявляется в стремлении к труду». «Трудолюбивый - человек любящий труд». Труд – это источник жизни, радости, удовольствия. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

4. Что значит жизнь человека без работы, без труда?

«Подумайте, что было бы».

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

- Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

И все портные в городе

За ним ушли б домой.

Ходили б люди голые

По улице зимой.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

- Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи

Не стало б никакой.

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофё р:

- Возить людей не хочется! –

И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы

Засыпало снежком,

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

Сказал учитель в школе бы:

- Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется,

Я в школу не приду!

Тетради и учебники

Валялись бы в пыли,

А вы бы не учёными

До старости росли.

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда,

И люди не откажутся

От нужного труда :

Учитель обязательно

Придёт наутро в класс,

А пекари старательно

Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят,

Что им ни поручи,

Портные и сапожники,

Шофёры и врачи.

Мы все семьёю дружною

В одной стране живём,

И каждый честно трудится

На месте, на своём. Л. Куклин.

Воспитатель:

-Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём оно заставило вас задуматься?

Труд занимает важнейшее место в жизни человека. Ведь он не только даёт нам возможность заработать деньги. Он учит нас творчеству, упорству, ответственности. Работая, мы преодолеваем трудности, становимся сильнее и мудрее.

5. Слайд 7.

«Труд».

Труд – наш самый верный друг,

Он и кормит всех вокруг.

Счастье он приносит нам,

Дарит славу по делам.

Надо помнить с малых лет –

Без труда и жизни нет.

И хранить в душе всегда

Запах, вкус и цвет труда.

Кем ни станешь ты потом,

Но дружи всегда с трудом.

Слайд 8. Воспитатель: Каким бывает труд? А труд бывает (классификация видов труда) :

1. Простой и сложный труд. 2. Репродуктивный и творческий труд. 3. Функциональный и профессиональный труд.

4. Умственный и физический труд.

5. Наемный труд и самонаём. 6. Индивидуальный и коллективный труд. 7. Ручной труд. 8. Механизированный труд. 9. Машинный труд. 10. Автоматизированный труд.

- Какой трудовой деятельностью занимаетесь вы в школе?

( Ответы детей: убираем территорию двора, дежурим в классе и спальне, ухаживаем за комнатными растениями). - Какой ваш самый главный труд сейчас? (Учёба).

- А учеба это умственный или физический труд? Как вы думаете?

(Ответы детей).

Слайд 9. Воспитатель: Пословица в мире известна одна, Что рыбку в пруду не поймать без труда. Умение, знание надо копить, На свете без них невозможно прожить.

Слайд 10.

-Чтобы хорошо трудиться, надо стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь, а для этого нужно учиться.

И для вас сейчас учёба – это ваш главный труд. На уроках вы получаете знания, которые вам пригодятся в будущем и помогут выбрать профессию.

Давайте вспомним, что означает слово профессия? Слайд 11.

Обратившись к толковому словарю, раскроем смысл этого слова.

«Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений».

- Скажите, пожалуйста, основам каких профессий обучаетесь вы на уроках труда в школе? (Швеи).

Слайд 12

Швея - древнейшие профессии, но до настоящего времени они имеют большое значение в нашей жизни и требуют хороших знаний и умений. Профессией швеи можно овладеть только при наличии математических знаний и хорошего эстетического вкуса. Без этих профессий невозможна жизнь на земле.

«Стих о профессии швеи».

Вот иголка в пляс пустилась,

Следом нитка закружилась,

Как стройна игла стальная.

Нитка шепчет, замирая:

«Мне с тобой сравниться? Где там!

Ты с иголочки одета!»

Смотрит искоса иголка

И поводит ножкой колко:

Вправо, вниз – отлично, браво!

Влево, вверх и снова вправо…

До чего же пляшет прытко!

А за ней вприпрыжку нитка.

Целый час их танец длился.

Вот и фартук получился!

Воспитатель: На свете множество разнообразных профессий. Но я вас хочу познакомить с некоторыми профессиями: - Штукатур-маляр (Слайд 13); - Повар (Слайд 14); - Визажист (Слайд 15); - Оператор машинного доения (Слайд 16); - Продавец (Слайд 17,

Слайд 18.

6. Вопросы для активизации знаний.

Викторина.

1. Врач, учитель, строитель – это….(профессии).

2. Кто обучает школьников основам разных наук? (учитель).

3. Кто главный человек в лесу? (лесник).

4. Кто пишет книги? (писатель).

5. Кто шьёт одежду для детей и взрослых? (портной, швея).

6. Кто главный на корабле? (капитан).

7. Кто помогает сохранить здоровье домашним животным? (ветеринар).

8. Кто строит дома? (строитель).

9. Что за дом без мебели? А кто её делает? (столяр).

10. Кто вступает в бой с огнём? (пожарный).

11. Кто поможет найти нужную книгу (библиотекарь).

12. Кто лечит людей? (врач).

13. Кто вкусно кормит нас? (повар).

14. Кто создаёт тепло в школе, домах? (кочегар).

Слайд 19. Пословицы о труде.

Слайды 21, 22, 23. «Загадки о труде»

Воспитатель:

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде и профессиях? Сейчас мы это проверим.

7. Собери пословицу и отгадай, о какой профессии в ней идёт речь.

1. Семь раз отмерь – один раз отрежь (швея).

2. Куй железо пока горячо (кузнец).

3. Не бравшись за топор, избы не срубишь (плотник).

4. Лес рубят – щепки летят (лесоруб).

5. Корова черна да молоко у неё белое (доярка).

6. Не игла шьёт, а руки (швея).

7. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (рыбак).

9. Что посеешь, то и пожнёшь (хлебороб).

10. Цыплят по осени считают (птичница).

11. Кто пахать не лениться, у того и хлеб родиться (пахарь).

Слайд 20. Игра «Продолжи пословицы»

- А теперь давайте отгадаем загадки.

Слайд 21- 24. Загадки о труде и орудиях труда.

Слайд 25. Воспитатель: Наши выпускницы, вы уже задумались о выборе профессии. Девочки, поделитесь с нами, какие профессии вы выбрали и куда пойдете учиться? (Ответы детей)

- Профессий есть много на свете. Придёт время, вы станете взрослыми. Вам самим придётся трудиться. Но главное в жизни – не только кем быть, но и каким быть. (Легко, как фон, звучит мелодия песни «Просто я работаю волшебником»). - Есть такая песенка «Просто я работаю волшебником», которую написали Лев Ошанин и Эдуард Колмановский. На предприятиях и в учреждениях мы не встретим такой профессии. Волшебником может быть человек любой профессии, если он настоящий специалист, мастер своего дела. Превратить лён в полотно, а полотно в красивое платье; руду в металл, а металл – в умную машину; вырастить зерно, превратить его в муку, а муку – в пышный каравай – разве это всё не подлинное волшебство? И всё это совершают умные рабочие руки.

8. Воспитатель: - Каковы основные качества человека труда? - Каким он должен быть?

Слайд 26. Активное задание «Качества человека труда». Назови только те слова, которые отражают сущность человека труда. (Трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, порядок, ловкость, равнодушие, терпение). - Я искренне желаю, чтобы вы владели всеми этими качествами. Человека всегда ценят за его умение и мастерство, а украшает человека труд.

Слайд 27. Главное - это труд и нам всем надо ценить труд других людей, уважать его, беречь своё и школьное имущество. - Я думаю, вы что вы все понимаете, как важно любить труд, который созидает всё лучшее на земле.

И закончим наше занятие словами Р. Рождественского: «Пока в пространстве кружится планета, На ней, пропахшей солнцем, никогда не будет дня, Чтоб не было рассвета, Не будет дня, чтоб не было труда

Я думаю, что вы все поняли, что без труда прожить не возможно.

10. Рефлексия.

- Наше занятие подошло к концу. - Какие моменты остались в вашей памяти? - Какие мысли запомнились? - Над чем хочется задумат?

Публикации по теме:

Конспект внеклассного занятия «По имени называют, по отчеству величают» Конспект внеклассного занятия на тему «По имени называют, по отчеству величают». Цель: способствовать воспитанию уважительного отношения.

Конспект внеклассного занятия в 4 классе «Книга — твой друг» с презентацией Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена.

Конспект внеклассного занятия в 4 классе «Волшебный мир театра» с презентацией Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена.

Конспект внеклассного занятия в начальной школе Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета. Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных.

Конспект внеклассного занятия «Голуби на войне» для учащихся младшего школьного возрастаКонспект внеклассного занятия «Голуби на войне» для учащихся младшего школьного возраста Для детей летнего лагеря дневного пребывания было проведено тематическое занятие " Голуби — на войне", дети узнали о роли птиц – голубей.

Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Богатырь» в старшей группеКонспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Богатырь» в старшей группе Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда: «Богатырь» в старшей группе Автор: Седова Наталья Владимировна,воспитатель.

Конспект внеклассного занятия «Праздник «День зимних видов спорта» для детей младшего школьного возрастаКонспект внеклассного занятия «Праздник «День зимних видов спорта» для детей младшего школьного возраста Цели занятия: познакомить детей с новым праздником в календаре и расширить представление о зимних видах спорта. закрепить изученное и.

Конспект занятия «В мире профессий» Стенгазета «Охрана труда глазами детей» 12–17 лет с ОВЗ ко Всемирному Дню охраны трудаКонспект занятия «В мире профессий» Стенгазета «Охрана труда глазами детей» 12–17 лет с ОВЗ ко Всемирному Дню охраны труда Цель: познакомить с профессиями, с правилами охраны труда. Задачи: 1. Закрепить и расширить представления о профессиональной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеклассного занятия «Без труда не проживешь»
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 18:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект внеклассного занятия «Без труда не проживешь»» (включая файлы) размещена пользователем Поленова Надежда (УИ 2750528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД