Любовь Коряженкова
Конспект экологической викторины в подготовительной к школе группе «Природа России» ко Дню России на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - важный этап становления личности, период развития физических и психических качеств, время формирования всех педагогических начал. Именно в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее общую ценность для людей.
Все великие педагоги подчеркивали огромное значение родной природы в воспитании ребенка. В. А. Сухомлинский видел в природе "могучий источник воспитания, среду, в которой ребенок учится мыслить, запоминать и рассуждать", К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы "вести детей в природу, ибо в ней есть все самое полезное и понятное для воспитания логики ума".
Публикация «Конспект экологической викторины в подготовительной к школе группе „Природа России“ ко Дню России на МAAM» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- День России, 12 июня
- День России. Конспекты занятий, 12 июня
- День России. Сценарии праздника 12 июня
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Россия. Викторины, интеллектуальные игры
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
С. А. Веретенникова, И. А. Хайдурова, В. П. Фокина рассматривали природу как "источник первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые запоминаются на всю жизнь".
Как отмечает академик В. С. Мухина, важнейшим новообразованием в старшем дошкольном возрасте является соподчинение мотивов, когда познавательные, связанные с усложнением деятельности детей, нравственные, подкрепляемые положительной оценкой взрослого, а также общественные мотивы, формирующие потребность быть полезным для других, выходят на первый план. По мере развития самосознания познавательные процессы становятся произвольными, чувства приобретают устойчивость, становятся «разумными», что в целом помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире.
По мнению большинства ученых (Н. Ф. Виноградова, В. С. Мухина, Н. Н. Кондратьева, В. П. Фокина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо, С. Н. Николаева, в процессе взаимодействия с природой произвольные познавательные процессы детей развиваются соответственно характеру отношения к окружающему миру. Согласно Л. С. Выготскому, при "сплаве интеллекта и аффекта" эмоции ребенка начинают постепенно уступать место разуму, в результате чего дошкольник перестает обрывать листья деревьев и кустарников, топтать жуков и ломать ветки. В связи с этим старший дошкольный возраст принято считать начальным этапом формирования экологической культуры личности.
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края обусловлено требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и входит в образовательную область "Познавательное развитие".
В соответствии с ФГОС ДОУ компетентностный подход предполагает активное включение родителей в деятельность детского сада. Это несколько иной формат общения, в котором беседы и консультации выстраиваются по запросам родителей, исходя из их потребностей. Дискуссии эффективны при целевом характере бесед, где родители включены в обсуждение и могут высказывать свои мысли, выдвигать идеи решения проблем. Вовлечение родителей в различные виды деятельности дают наглядное представление о содержании и технологиях работы с детьми в ДОУ.
При организации открытых занятий в ДОУ для родителей воспитатель может включать в образовательную деятельность элемент беседы с родителями, ссылаясь на его компетентность в каких-либо вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать гостю что - то новое. Учитывая ведущую деятельность в дошкольном возрасте (игра) занятие в форме экологического досуга является одной из эффективных форм работы по ознакомлению (систематизации и закреплению знаний) детей старшего дошкольного возраста с природой родного края.
КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "ПРИРОДА РОССИИ" (с учетом регионального компонента) ко ДНЮ РОССИИ на МААМ.
Разработала воспитатель МБДОУ № 111 "Гнездышко" г. Брянска Коряженкова Любовь Владимировна.
Программное содержание:
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Социально -коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие;
Художественно - эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:
игровая;
коммуникативная;
двигательная;
конструирование из природных материалов;
восприятие художественной литературы;
музыкальная.
Цель: обобщить знания о живой и неживой природе родного края.
Программные задачи:
Образовательные:
закреплять представления о растениях родного края;
систематизировать знания о животных и птицах, занесенных в Красную книгу России;
расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира.
Развивающие:
развивать умение анализировать и сравнивать предметы по схожим признакам;
поощрять познавательную активность, инициативность, творчество;
развивать чувство коллективизма, умение договариваться;
Воспитательные:
формировать интерес к природе;
воспитывать патриотические чувства;
воспитывать экологическую культуру.
Речевой материал:
лиственница,
пихта,
саранча.
Педагогические методы организации образовательной деятельности:
Наглядные:
наблюдение за объектом;
демонстрация моделей;
рассматривание иллюстраций.
Словесные:
беседа;
использование художественного слова;
метод постановки и решения вопросов проблемного характера;
метод дифференцированной оценки.
Практические:
дидактические игры;
подвижная игра;
моделирование.
Методические приемы организации образовательной деятельности:
объяснение;
показ;
поощрение;
вопросы проблемного характера;
опора на наглядность;
словесные образы.
Используемые образовательные технологии:
здоровье сберегающая технология;
личностно - ориентированная технология;
игровая технология;
технология использования проблемных ситуаций.
Предварительная работа:
выбор названия команд;
изготовление логотипов;
выбор капитанов;
приготовление салатов;
разучивание девиза команд;
НОД;
наблюдения на прогулках;
чтение художественной литературы;
беседы о растениях и животных, которые занесены в Красную книгу России;
заучивание стихотворений;
отгадывание загадок о природе;
настольно - печатные, словесные дидактические игры;
рассматривание иллюстраций.
Демонстрационный материал:
блюда из овощей и фруктов для домашнего задания;
аптечка;
картина с обитателями водоемов.
Раздаточный материал:
атрибуты для дидактической игры "Собери аптечку";
атрибуты для дидактической игры "Что в корзинку мы берем";
атрибуты для дидактической игры "Найди друзей снежинки и огня".
Оборудование: демонстрационная доска, логотипы команд, таблички с оценками для жюри, призы для награждения, фонограмма "Звуки природы".
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный компонент.
Игровая мотивация. Воспитатель собирает детей в группе около себя. "Ребята, у меня для вас сюрприз. Сегодня мне пришло письмо от Клуба знатоков "Что? Где? Когда?" Кто такие знатоки? (Ответы детей). Правильно, это люди, которые много знают и могут правильно ответить на любой вопрос. Ребята, знатоки спешили попасть к нам на игру, но так как все дороги перекрыты, они не успевают приехать. Ребята, знатоки просят вас заменить их на викторине, потому что уверены, что вы сможете выполнить задания. Ну что, ребята, выручим знатоков, поучаствуем в викторине? (Да). Тогда вы сегодня будете маленькими знатоками, а папы и мамы будут на вас смотреть. Помните, прежде чем ответить на вопрос, нужно хорошо подумать и договориться, кто и как будет отвечать. Вы готовы? (Да). Тогда аккуратно спускаемся по лестнице и не спеша проходим в музыкальный зал.
2. Содержательный компонент:
Дети вместе с воспитателем - ведущей заходят в зал.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на экологической викторине "Природа России". Сегодня в этой игре принимают участие знатоки и любители природы. В путешествие по экологической тропинке отправятся 2 команды. Давайте поприветствуем наших участников!
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Правильно. Широка и необъятна наша родина Россия, бескрайни ее просторы. Огромные природные богатства находятся в ней: реки, моря, поля, леса. Как говорил великий русский писатель Михаил Михайлович Пришвин: "Рыбе вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Ребята, а что значит охранять природу? (Ответы детей). Мы с вами - дети природы, и поэтому должны быть ее добрыми друзьями.
Каждой команде предстоит выполнить 10 заданий, которые будет оценивать жюри. За каждое выполненное задание присуждается один балл, который отмечается фишкой. Разрешите представить наше жюри.
Представление жюри.
Ведущий (на фоне музыки): Нас в любое время года учит мудрая природа: птицы учат пению, паучок - терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
I. Первое задание нашей викторины - визитная карточка команд. (Название, девиз, логотип команды).
Первой визитную карточку представляет та команда, которая быстрее отгадает загадку:
"Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает". (Лук)
Ведущий: Передаю слово командам.
Ребенок: Наша команда называется "Галчата".
Наш девиз:
"И чтобы дом наш процветал,
Светило солнце в нем,
Давайте вместе мы о нем
Заботиться начнем!".
Ведущий: А сейчас я даю слово другой команде.
Ребенок: Наша команда называется "Скворушки".
Наш девиз:
"Россия - наш общий дом,
В котором мы живем.
Природу будем охранять и взрослым в этом помогать.
Беречь поля, леса и реки,
Чтоб сохранилось все навеки!"
II. Ведущий: Молодцы, ребята! Второе задание - Разминка: "Ты мне, я - тебе".
Каждая из команд задает друг другу по 5 вопросов. Члены команд быстро совещаются и говорят ответ. Первым задают вопросы участники команды "Скворушки":
1. У какого животного зимой появляются детеныши? (У медведя).
2. Куда зайцу удобнее бегать: с горы или в гору? (В гору, потому что у зайца передние ноги короче задних. А с горы заяц будет катиться кубарем).
3. Как кукушка помогает лесу? (Кукушка ест мохнатых гусениц, которых никто из птиц не ест).
4. У какого дерева иголки, как у елки? (У пихты).
5. Куда прячется белка в сильные морозы? (В гнездо).
А теперь вопросы команде "Галчата":
1. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница).
2. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Птенцы кукушки).
3. Листья каких деревьев краснеют? (Клен, осина, рябина, черемуха).
4. Как готовятся к зиме муравьи? (Запасаются зерном на хлебном складе, гусеницами на мясном складе, переносят тлей в "коровник". Закрывают на зиму все ходы и выходы, сбиваются в кучу и ложатся спать).
5. Сколько цветов у радуги? Какие? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
III. Ведущий: Молодцы, ребята! Сколько тайн открывает нам природа. Слово предоставляется жюри. (жюри оценивает 2 задания) Вас ожидает новое задание: "Помоги ежу собрать съедобные грибы".
- От каждой команды приглашаются по два участника. (Ребенок и взрослый). Победит та команда, участники которой быстро и правильно соберут грибы.
Дидактическая игра "Что в корзинку мы берем?"
Цель: закреплять знания о грибах.
- Назовите грибы, которые вы собрали. (Белый гриб, подосиновик, подберезовик, маслята, опята, волнушки, лисички, сыроежки).
- Почему вы их собрали? (Аналогичные вопросы другой команде).
IV. Ведущий: Отправляясь в путешествие в лес, нам необходимо иметь с собой аптечку. Следующее задание: "Кто быстрее соберет аптечку".
Для выполнения этого задания от каждой команды приглашаем по два человека (Ребенок и родитель).
Дидактическая игра "Собери аптечку"
Цель: закреплять знания безопасного пребывания на природе.
Ребенок: Зеленка, перекись водорода - для обработки царапин и ран; вата, бинт для перевязки обработанной раны и жгут для наложения на одежду выше возможной раны.
V. Ведущий: Молодцы! Для следующего задания приглашаем капитанов команд. Послушайте загадки:
1. Для капитана "Галчат":
"Я сознаюсь, виновата, я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком". (Лиса).
2. Для капитана "Скворушек":
"Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала". (Еж).
VI. Ведущий: А теперь капитаны команд составят описательные рассказы:
Миша - об аисте, Катя - о цапле.
Послушайте план рассказа.
1. Как называется птица?
2. Внешний вид: окрас перьев, особенности строения частей тела.
3. Чем питается?
4. Как называются птенцы?
5. Повадки.
6. Жилище.
Ведущий: Первым рассказывает Миша, потом, Катя.
Миша: Аист - белая птица с черными концами крыльев. У нее прямая шея, красный клюв и длинные красные ноги. Аисты питаются рыбой, лягушками, ящерицами, насекомыми, кузнечиками, саранчой. Поедают ядовитых змей. Птенцы аиста называются аистята. Родители приносят им воду в клюве. Аисты строят гнезда около жилища человека, на крышах домов или на высоких деревьях. Черный и белый аисты занесены в Красную книгу России.
Ведущий: А теперь Катя расскажет нам о цапле.
Катя: Цапля имеет длинный желтый клюв, изогнутую шею, белый или серый окрас перьев. На голове у цапли хохолок. Ноги птицы длинные и черные, лапы - желтые. Цапля питается животной пищей, в основном, рыбой и лягушками, а также ящерицами, кузнечиками и насекомыми. Ее птенцы - птенцы цапли. Строит гнезда в высоких зарослях около болота. Цапля часто стоит на одной ноге, чтобы не замерзнуть в воде. Цапли также поедают больную рыбу. Белая и серая цапли занесена в Красную книгу России.
VII. Ведущий: Вот, ребята, какие интересные птицы живут у нас в России. Богата чудесами наша Родина. А пока жюри оценивает выполнение задания, нашим участникам предстоит угадать морскую фигуру животного из игры "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри". Сначала показывает команда "Галчата", угадывают "Скворушки", потом наоборот".
VIII. Ведущий: Следующий этап - соревнование "Найди друзей снежинки и огня".
Для прохождения этого этапа участникам команд предлагается накрыть картинку синим кругом или красным квадратом, соответственно, друзьям снежинки и огня, и объяснить, почему именно так нужно поступить.
Дидактическая игра "Найди друзей снежинки и огня"
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
IX. Ведущий: А сейчас из природного материала каждой команде предлагается сделать коллективную композицию.
(Выполнение работы на фоне музыки).
Ведущий: Предлагаем жюри оценить поделки.
Ведущий: Переходим к последнему конкурсу "Домашнее задание". Каждой команде нужно было приготовить полезный салат и дать ему рекламу. Начинает команда "Скворушек".
Салат "Летнее вдохновение".
Наш салатик необычный,
Он простой и симпатичный.
Яркий, словно солнышко,
Легкий, словно перышко.
Полезный и питательный,
Кушать обязательно!
Летнее вдохновение - это
Просто объедение!
Состав рецепта:
1. Апельсин - 130 г.
2. Яблоко - 100 г.
3. Морковь - 120 г.
4. Изюм - 50 г.
5. Грецкие орехи - 50 г.
6. Мед - 1 чайная ложка.
7. Корица - 1 щепотка.
Ребенок: Наш салат "Летнее вдохновение" ароматный и полезный. В нем есть очень полезный фрукт - апельсин. В нем содержится витамин В, он повышает аппетит. В апельсине много разных витаминов, которые защищают организм от простуды. Апельсиновый сок ускоряет заживление ран. В моркови содержится витамин А, который улучшает рост, укрепляет кости, зубы и десны. А грецкие орехи укрепляют иммунитет. Приятного аппетита!
Ведущий: А теперь "Галчата" представит нам свой салат.
Салат "Краски лета"
Много красок есть у лета,
Сколько их - не перечесть,
Не легко их все увидеть,
Но возможно что - то съесть.
Витаминное богатство: А, Б, С, Е.
Можно только удивляться,
Как придут они к тебе.
Состав рецепта.
1. Огурец.
2. Помидор.
3. Яблоко.
4. Грецкие орехи.
5. Мелко нарубленная зелень (укроп, петрушка).
6. Клюква, протертая с сахаром.
7. Соль.
8. Растительное масло - 1 чайная ложка.
Ребенок: Наш салат "Краски лета" - очень необычный. В нем есть клюква, она придает пикантный вкус. В салате много витаминов, например, витамин А, в яблоке помогает уберечься от простуды и не заболеть. Огуречный сок очищает желудок, а в помидорах находится железо, которое поставляет в организм кислород. Грецкие орехи укрепляют иммунитет, а клюква защитит зубы от кариеса. Приятного аппетита!
Ведущий: Пока жюри подводит окончательные результаты, я даю слово нашим болельщикам:
1. Какие животные сбрасывает на зиму рога? (Лось и олень).
2. Что произойдет с пчелой после того, как она ужалит? (Она умирает).
3. Почему на севере медведь белый, а не бурый, как у нас? (Чтобы маскироваться под цвет снега, когда он охотится на тюленей и моржей).
4. Из чего аист строит гнездо? (Само гнездо строит из веток и прутьев, а внутри выстилает лоток сухой травой, мхом и шерстью, чтобы ему было удобно).
5. Почему зайца называют бездомным? (Заяц - беляк зарывается в снег, чтобы укрыться от волка).
3. Заключительный компонент:
Ведущий: А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
Подведение и объявление итогов викторины, награждение команд - победителей.
Ведущий: Велики просторы матушки - России, а ее природные богатства - еще больше. Мы прощаемся с вами, но не прощаемся с природой нашей Родины, которую будем любить и охранять. До свидания!
4. Рефлексия:
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилась вам викторина? Что особенно запомнилось, что показалось интересным? Хотите еще побывать на ней. Я думаю, папы и мамы могут гордиться вами, а вы - ими. Я тоже очень рада за вас. Думаю, что знатоки будут довольны.