Приложение МААМ

Конспект экскурсии в русскую избу

Эля Глазко
Конспект экскурсии в русскую избу
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, гости! Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в русскую горницу. Так называли комнату в старинной избе.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Публикация «Конспект экскурсии в русскую избу» размещена в разделах

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить. Давайте и мы поклонимся.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей) Отгадайте загадку:

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Не случайно о ней так говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит самая главная. Она и греет, и сушит, и лечит, и накормит.

Главной пищей были щи, да каша. А в чём же варили щи, да кашу? (в чугуне)

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать ещё опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку и предлагаю в избе найти отгадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (ухват).

А вот и ложки расписные! Изготавливали ложки, тарелки из липы. Служила ложка только 1 год, поэтому ложек нужно было много изготавливать. Эту работу выполняли подмастерья. Они делали баклушу (заготовку), а мастер и дорезал ложку, отсюда и поговорка «Бить баклуши».

Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка. А ложки не только для еды служили, но и для развлечения. На них играли. Ну ка, ребята, берите ложки в руки, поиграем! (играем, стучим в ложки)

1. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны. (стол).

2. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник (самовар).

3. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею. (веретено).

4. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка).

5. Ходит каток,

По паре порток. (утюг).

Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы украшенные вышитыми полотенцами (рушниками). И в нашей горнице вы также можете его увидеть.

В наше время у каждого ребёнка есть своя кроватка. Они совсем не похожи на те, в которых спали детки в давние времена… а называлась это кроватка – колыбелька. Слово произошло от старого русского слова «колыбать», что значит «качать». Мама клала в колыбельку куколку – оберег, которая охраняла малыша от болезни и сглаза.

Поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

А ещё здесь есть сундук. Как вы думаете, для чего он предназначался? (хранение одежды) Но не только одежду в нём хранили. Давайте заглянем в бабушкин сундучок и узнаем. что же там лежит? (игрушки – куклы)

У мальчиков и девочек в старину были чисто мужские и чисто женские игрушки. Для мальчиков делали деревянные луки, мечи, чтобы они могли упражняться в стрельбе и военных играх. А для девочек изготавливали соломенные и тряпичные куклы. Существует три больших группы кукол: обереговые, обрядовые и игровые. Вот некоторые из них. (показ кукол и объяснение о них). поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви под дугой упряжки подвешивали пару кукол: кукла Невесты и кукла Жениха, чтобы бы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты.

В старые времена кукол делали сами, своими руками. 1. Вот это кукла- берегиня. Моя самая любимая. Эта кукла бережёт меня, приносит мне благополучие, здоровье и радость.

2. Это кукла «десятиручка». Такую куклу дарили девушке на свадьбу, чтобы она справлялась со своими домашними делами, у неё был порядок, чистота.

3. Эту куклу зовут «кубышка» или «травница». Её наполняли лекарственными или пахучими травами и давали играть детям. Запах лечебных трав освежал и очищал воздух, успокаивал ребёнка. Кубышка-травница набивалась различными травами. Зачем? Вот играет малыш с ней, запах от нее исходит, и сон приходит или насморк-кашель проходит, в зависимости от того, какой лечебной травой она набита.

Создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например, на хороший урожай, на лад в семье, на здоровье. Такая кукла-оберег не имела лица. Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье. Одежда этой куклы была очень простая, незатейливая

Что же ещё в нашем сундуке лежит?

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво – безделушка,

Зовут ее … (народная игрушка)

Посмотрите внимательно, какие народные игрушки вы видите? (Дымковская, Филимоновская, Мглинская).

Кто догадался,из чего они сделаны? Кто изображён? Изображали мастера птиц, зверей. Посмотрите, а кто у вас?

Свистульки расписывали и дымковской, и каргопольской, и филимоновской росписью. По всей России делали свистульки. А ещё ребята здесь есть свистулька наших брянских мастеров (показывает). Мглинская игрушка. Особенность её в том, что мастера покрывали её только коричневой краской. Отличалась мягкой плавностью форм и округлостью. На ней нет узора

В далёкие времена, всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Не только для красоты и забавы делали свистульки, но и для того чтобы отгонять злых духов. Сейчас я вам расскажу сказку. Присаживайтесь.

«Сказка о том, как брянский бычок себе узор искал»

Было это в стародавние времена, когда и бабушек ваших ещё на свете не было, и прабабушек ваших ещё на свете не было. Велика была Русь, и много мастеров удивительных жило в ту пору и много чудес происходило.

Собрались однажды на прилавке мастерицы игрушек – свистулек, а те давай похваляться нарядами чудесными, узорами расписными.

Я, - Говорит Олень, - самый красивый на этой ярмарке. Рога у меня ветвистые, узоры самыми яркими красками написаны.

- Нет, я самый красивый, - похвалялся барашек, - сделан с любовью и чистым русским сердцем. Рога мои узлом скручены, да по спинке узоры красочные.

И сова подхватила: «Что у ваши узоры! Вот у меня каждое пёрышко расписано»

И увидели вдруг свистульки, что рядом с ними на прилавке стоит бычок. Да такой некрасивый, неказистый: маленький, коричневый, и нет на нём ни единого узорчика весёлого. Засмеялись свистульки- красавицы, стали гнать от себя бычка – неудачника. «Тебе ли неказистому стоять рядом с нами, видом своим позорить племя наше игрушечное» Заплакал бычок и пошёл мастера искать, который раскрасил бы его цветами яркими, узорами волшебными. Долго бродил он по ярмарке, но не нашёлся мастер, который бы помог ему: наносят ему узор дымковский, а он туманом лёгким слетает, раскрашивают узором его филимоновским, да стекают краски как воды весенние; гжельский бело-голубой узор пропадает как облачко.

Вдруг разнеслась молва по ярмарке, что ищет царь игрушку-свистульку необычную, невиданную. Нужна та игрушка не для веселья, да игры, а чтобы зло прогонять. И не берёт царь ни ярких оленей, ни весёлых коньков, ни игривых козликов, ни красочных птичек. И решил тогда бычок: «Чем мне постылому на свете жить – пусть лучше разобьёт меня царь на мелкие кусочки» И явился он царю на очи ясные. Как увидел его царь, обрадовался, рассмеялся. Взял некрасивого бычка и крепко к сердцу прижал. Оказалось, что была царю нужна игрушка брянская, бычок некрасочный.

И с той поры пошла по Руси молва о простой брянской игрушке, что трудовыми русскими руками сделана для добра и радости.

Вам понравилась сказка? Я была очень рада вас видеть! Приходите ко мне в гости ещё. А это вашим мамам на память.

Экскурсия в русскую горницу

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Слушаем русскую народную сказку «Три медведя» Цели занятия: Образовательная: развивать связную речь; развивать словарный запас детей за счет существительных, прилагательных, глаголов;.

Конспект ООД по познавательному развитию «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной.

Конспект праздника: «Люблю берёзку русскую: то светлую, то грустную!» Программное содержание: Продолжать формировать интерес детей к родной природе, ознакомить с традицией празднования Троицы- начало лета,.

Конспект занятия «Люблю березку русскую» Конспект занятия на тему: «Люблю березку русскую» (подготовительная группа) Разработала Дятчина Светлана Ивановна – воспитатель МБДОУ «Црр.

Конспект занятия по аппликации в разновозрастной группе «Люблю березку русскую»Конспект занятия по аппликации в разновозрастной группе «Люблю березку русскую» (5–7) лет ТЕМА: «Люблю березку русскую» Цель: развитие экологического мышления и воспитанности детей; развитие творческих способностей;.

Конспект НОД «Люблю березку русскую» НОД «Люблю березку русскую» Задачи: Образовательные: продолжать формировать интерес к природе, обобщить знания о березке, расширить представления.

НОД по развитию речи в старшей группе «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» Предварительная работа: разучивание частушек с детьми. Образовательные цели : • знакомство с предметами быта в русской избе и активизация.

Примерный конспект НОД «Люблю берёзку русскую»Примерный конспект НОД «Люблю берёзку русскую» Цель: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнить и углубить знания о взаимосвязи человека.

Родительское собрание в старшей группе «Путешествие в прошлое-русскую избу» Цель: формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников, привлечение родителей к данной проблеме. Задачи: Расширять представления.

Видеотчет по сказке «Как коза избу построила» Мы с детьми второй младшей группы приготовили сказку "Как коза избушку построила" и показали для детей нашего детского сада. Ставя с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии в русскую избу
Опубликовано: 11 августа 2016 в 20:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экскурсии в русскую избу» (включая файлы) размещена пользователем Эля Глазко (УИ 64871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД