Получи документы

Конспект ООД для старшей группы «Экскурсия в старину»

Задоркина Алла
Конспект ООД для старшей группы «Экскурсия в старину»

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Экскурсия в старину»

для старшей группы

Авторы:

Задоркина Алла Анатольевна, воспитатель

Цель: Ознакомление детей с предметом карельского быта - печью.

Задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить с назначением карельской печи в быту;

Публикация «Конспект ООД для старшей группы „Экскурсия в старину“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

Развивать словарный запас детей:

активизировать в речи слова: «ухват», «чугунок», «горшок», «печник», «устье», «шесток», «заслонка», «лежанка», др.

Воспитательные задачи:

Прививать интерес к истории карельского народа.

Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста

Продолжительность занятия: 30 минут.

Место проведения: группа

Опорные понятия:

Чугунок - горшок из чугуна округлой формы для приготовления пищи в русской печи.

Ухват - надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков.

Кочерга - железный прут с загнутым концом для перемешивания дров в печи.

Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.

Вещный ряд: мини – музей макет «Карельская изба», макет печи, кочерга, ухват, противень, чугунок, самовар, кукла Домовенок.

Технологии:

-технология музыкального воздействия,

-личностно-ориентированные технология,

-здоровьесберегающая технология (дыхательная гимнастика,

-игровые технологии

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приё мы: стихи, загадки, карельская музыка, сюрпризный момент.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций с изображением карельского дома, интерактивные экскурсии музея «Кижи».

Методические пособия: карельский костюм, дрова, клубочки, деревянные ложки, макет избы, магнитофон.

Ход организованной образовательной деятельности:

I. Вводная часть.

Играет карельская музыка. Воспитатель встречает детей в карельском костюме-хозяюшки и здоровается с детьми на русском, а затем на карельском языке.

Хозяюшка: Тэрвэ! – это по - карельски «Здравствуйте». Давайте попробуем поздороваться на карельском языке.

Дети: Тэрвэ!

Хозяюшка: Проходите, гости дорогие! Рассаживайтесь на стульчики.

На столе расположен макет мини-музея Карельская горница

Хозяюшка: Милости прошу в мою избу!

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

Проходите хорошо всё осмотрите.

Как уютна наша горница, спозаранку печка топится

Котик лапкой умывается, разговор наш начинается.

II. Основная часть.

Хозяюшка: Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать, нужно отгадать загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает»

Дети: Печка

Хозяюшка: Правильно, дети! Кто из вас видел печку? Где? (В деревне, выставочном зале музея)

Хозяюшка: Как вы думаете, зачем нужна была печка?

Выслушать ответы детей, дополнить и исправить.

Хозяюшка: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно.

Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и рассказывает.

Хозяюшка: У карелов печь считалась важнейшим местом в избе. Печь обязательно располагалась справа или слева от входа в избу – с северной стороны, чтобы защищала от холода в зиму, и стояла она боком к двери.

Раньше печь делали из самодельных глиняных кирпичей, получалась она глинобитная, с покатыми стенками и неровными углами. Дно печи называют «под», «устье» – печной рот, который закрывается заслонкой, у трубы есть «колпак», печь имела «спину», которая выполняла функцию лежанки, на ней карелы спали, грелись. Печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, и даже мылись.

Также печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь?

Ответы детей: По щучьему веленью, Гуси-лебеди.

Хозяюшка: Молодцы, много сказок знаете!

Хозяюшка: Ох, заболталась, я с вами! А обед - то готовить надо! Встанет поутру хозяйка и начинает растапливать печь. А вы знаете, как топят печку?

Дети: Чтобы истопить печку, нужны дрова.

Хозяюшка: Самые лучшие дрова - березовые, да дубовые. От них и тепла больше и дыма меньше. Дрова должны быть сухими, поэтому раньше их складывали для просушки в высокие колодцы.

Вот и я приготовила вязанку дров («нечаянно» рассыпает)

Какая я неловкая. Помогите мне, пожалуйста, дрова в «колодец» собрать.

Дети собирают дрова в «колодец»

Хозяюшка: А знаете ли вы, какие предметы помогали приготовить еду в печи? Давайте мы сейчас с вами вспомним.

Я буду загадки загадывать, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Хозяюшка:

«Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголек

Кашу сварит…»

Дети: Чугунок.

Хозяюшка: Конечно же, чугунок, что можно было готовить в чугунке?

Дети: В чугунке готовили рассыпчатые каши и ароматные щи.

Хозяюшка: Чтобы щи сварить, нужно печку истопить. Может поможете мне?

Дети дрова кладут в печь, хозяйка печь «затапливает».

Хозяюшка: А теперь все вместе подуем на дрова, чтобы огонёк разгорелся. Дуем, дуем все вместе.

Дыхательная гимнастика: вдох носом, долгий выдох.

Хозяюшка: Молодцы! - Давайте послушаем, как трещат дрова в печи (включается аудиозапись треска костра). - Вот и растопилась наша печка, какая она стала, как вы думаете? (теплая, горячая, она нагрелась).

Хозяюшка: А из чего же можно приготовить щи?

Игра «Варим щи» (дети перечисляют овощи, из которых варят щи)

Хозяюшка: Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

Выслушивает ответы детей

Хозяюшка: Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте про него загадку. «Чугунок был очень рад, что схватил его…»

Дети: Ухват.

Хозяюшка: Возле печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

Давайте мы попробуем справиться с чугунком и ухватом.

Игра «Перенеси чугунок ухватом» (один ребенок ставит чугунок в печку –другой-вынимает)

Хозяюшка: А вот вам еще загадочка:

Она на букву Г похожа

Большая длинная нога.

Из печки выгрести поможет

Золу и пепел

Дети: Кочерга

Хозяюшка: Трудно себе представить, что можно истопить печь и пригото-вить пищу, даже не взяв в руки кочергу. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга. Проходит несколько секунд, и дымящееся поленце, придвинутое кочергой к печному костерку, уже горит ярким пламенем.

Кочерга была еще и магическим предметом. Если в доме заводились злые духи, то кто-нибудь из домочадцев садился на кочергу и прыгал по избе, чтобы выгнать их.

В давние времена люди верили, что в каждой избе за печкой живет домовой. А вы, ребята, знаете кто такой домовой? Выслушивает ответы детей

Хозяюшка: Домовой очень редко показывался людям, но иногда, говорят, случалось. И кто его видел, как будто говорили, что похож он на маленького старичка с бородкой, он следит за порядком, охраняет дом от всего плохого. Он не любит ленивых и сам помогает хозяйке заниматься домашней работой.

Вот и у меня за печкой живет домовой, зовут его Кузей.

Из-за печки достать игрушку домового, показать детям.

Хозяюшка: Перепутались вот у домовенка все клубочки, и Кузя просит вашей помощи, давайте поможем ему разобрать их.

Дети сматывают клубки в Игре «Клубочки»

Хозяюшка: Смотрите-ка, ребята, а у Кузи еще узелок есть. А в узелке – деревянные ложки. Для чего раньше нужны были деревянные ложки?

Дети: Ложками ели. А еще ложками можно играть как на музыкальных инструментах.

Хозяюшка: Кузя предлагает нам поиграть на ложках.

Ну-ка, добры молодцы, позабавьте красных девиц.

Звучит музыка «Ах, вы сени, мои сени», мальчики играют на ложках. Хозяюшка: Молодцы, хорошо играете на ложках. А теперь разгадайте еще одну мою загадку.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…»

Дети: Самовар

Показывает самовар.

Хозяюшка: У печи в избе всегда стоял самовар. С появлением самовара родился и добрый обычай: всей семьей собираться за столом и пить чай.

Любили и карелы почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Хозяюшка: В старые времена был обычай у людей: как заканчивали полевые работы, убирали урожай, коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки у печи.

Это сейчас ребята электричество помогает нам по - разному проводить время: смотреть телевизор, слушать музыку, работать на компьютере и т. д. А в те далекие времена как говориться в пословице: «От скуки бери дело в руки» каждый находил себе дело. Вот и проводили время, кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из бересты туески плетут, другие из дерева ложки вырезают. Весело было, кто песню затянет, кто частушку.

Ну а какой же вечер без веселой игры?

Просто так и для утехи, начинаю я потеху,

Выходите поиграть, свои косточки размять.

Приглашает детей на игру «Перепалка».

Игра «Перепалка».

Игра проводиться под веселую мелодию.

Разделиться на две группы. Одна группа садится у одной стены, другая напротив. Один из игроков первой группы подходит к игроку из другой группы, кланяются и местами меняются. Так и «перелетают» игроки с места на место.

III. Рефлексия

Хозяюшка: Вот и наша беседа про печь, подошла к концу. Теперь вы знаете, для чего нужна людям печь!

А теперь возьмите картинку, на которой нарисована печка, и если занятие вам понравилось, то раскрасьте огонек в печке, если не понравилось - ничего не раскрашивайте.

Публикации по теме:

Экскурсия к пешеходному переходу с детьми старшей группыЭкскурсия к пешеходному переходу с детьми старшей группы Цель: формировать у детей представление о перекрестке, как о пересечении улиц, правилами поведения на этих участках дороги. Задачи: - Закреплять.

Фотоотчёт «Экскурсия в детскую библиотеку» для старшей группыФотоотчёт «Экскурсия в детскую библиотеку» для старшей группы Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад «Родничок» № 5 Экскурсия в детскую библиотеку Старшая группа Ольга Николаевна.

Фотоотчёт «Экскурсия старшей группы в сельскую библиотеку»Фотоотчёт «Экскурсия старшей группы в сельскую библиотеку» Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! 20 ноября отмечается Всемирный день ребёнка – это замечательный праздник,.

Конспект занятия «Виртуальная экскурсия «Краснодар — город воинской славы» для детей старшей и подготовительной группыКонспект занятия «Виртуальная экскурсия «Краснодар — город воинской славы» для детей старшей и подготовительной группы Виртуальная экскурсия «Краснодар - город воинской славы» для детей старшей и подготовительной к школе группы МАДОУ МО г. Краснодар «Детский.

Выставка «Как жили в старину».Выставка «Как жили в старину». В канун праздника "День матери" с родителями своей группы я организовала в нашем детском саду выставку "Как жили в старину". Целью нашей.

Экскурсия к лошадкам деток старшей группы.Экскурсия к лошадкам деток старшей группы. Прекрасна лошадь, в стойле стоящая, Прекрасна лошадь, по лугу летящая, Прекрасен табун, в поле пасущийся, Прекрасен жеребенок, по поляне.

Экскурсия с детьми старшей группы «Загадки осеннего парка»Экскурсия с детьми старшей группы «Загадки осеннего парка» В парк осенний мы пойдем и листочков наберем. Экскурсия является особой формой организации познавательно — практической деятельности.

Экскурсия с детьми старшей группы в музей «Мемориал Победы».Экскурсия с детьми старшей группы в музей «Мемориал Победы». Приближается Величайший день нашей истории - День Победы! Мы вспоминаем и чтим память наших дедов, отцов и прадедов, которые выстояли в.

Экскурсия в историко-художественный музей старшей группыЭкскурсия в историко-художественный музей старшей группы Знакомство с художественной частью музея, представленной работами известных мастеров изобразительного искусства. Коллекции демонстрируют.

Экскурсия в музей «Мелочная лавка» с детьми старшей группыЭкскурсия в музей «Мелочная лавка» с детьми старшей группы В прошлом году мы стали на год старше и стали посещать музей "Мелочная лавка". В течение года мы знакомились со старинными вещами, делали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД для старшей группы «Экскурсия в старину»
Опубликовано: 16 апреля 2023 в 12:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД