Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство со свойствами магнита»

Догинова Наталья Александровна
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство со свойствами магнита»

Цель: Познакомить детей со свойством магнита.

Задачи:

- В ходе опытов самостоятельно выявить свойства магнита притягивать некоторые предметы. Подвести детей к формулировке понятия «магнит» и применение его в хозяйственной деятельности. Учить выдвигать гипотезы и решать проблемы в ходе наблюдения.

- Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность и фиксировать её результаты.

- Способствовать развитию произвольного внимания, речи, логического мышления и воображения.

- Воспитывать интерес к опытнической деятельности, чувство взаимопомощи.

Материал: плащ, цилиндр и волшебная палочка для взрослого; кусочки магнитов; черный ящик и платок; коробка из-под обуви, 2 игрушечные машинки и поле из крышки от коробки; мольберт и карточки; у детей на столах под салфетками на подносах находятся предметы для экспериментирования - ткань, бумага, скрепки, пластмасса; картон, фольга и пластмасса; вода и песок в блюдах.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, а вы любите фокусы? Приглашаю вас в школу волшебства. Хотите превратиться в помощников фокусника?

Воспитатель: Для того чтобы превратиться в фокусника я одену магический плащ и произнесу волшебные слова «Абра-катабра, сим-салябим». (Воспитатель одевает плащ).

Воспитатель: Ну, этого еще недостаточно. Что еще нужно настоящему фокуснику? (Цилиндр, палочка, платок, то есть магический предмет, при помощи которого можно делать фокусы).

Воспитатель: Магические предметы находятся в этом ящике. Вам нужно угадать, что там, посмотрев мой фокус.

Воспитатель демонстрирует фокус «Гонки». Воспитатель надевает рукавичку, внутрь которой вшит магнит и демонстрирует, как первая машинка (внутри прикреплен магнитик) двигается по полю (крышке от коробки) без моего прикосновения. Затем демонстрирую, что вторая машинка стоит без движения.

Воспитатель: Как вы думаете, почему первая машинка двигалась, а вторая нет? Какой предмет, находится внутри рукавицы, притягивающий металлический предмет? (Магнит).

Выдвижение гипотезы: «Я думаю…».

В середине магнит, который обладает магнетизмом, т. е. может притягивать другие предметы.

Воспитатель: Помогите мне, пожалуйста. Давайте вместе произнесем волшебные слова – «крибли, крабле, бумс».

Поднимаем платок и открываем черный ящик. Достаю магнит.

Ребята, свойства магнитов заколдованы. На мольберте перевернутые 4 карточки.

Давайте расколдуем их и узнаем свойства магнита.

Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил ими своих соседей. От имени пастуха и появилось название: «магнит».

Существует еще одно объяснение слова магнит: по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.

Воспитатель: А сейчас прошу вас занять свои рабочие места в школе волшебства.

Рассмотрите предметы, лежащие на подносах?

Из каких материалов они сделаны? (Ткань, бумага, металл, пластмасса).

Если их разделить на группы, то сколько групп получится?

Сколько групп предметов у вас получилось?

Как вы думаете, что произойдет, если к ним поднести магнит?

Гипотезы детей.

Фокус №1. Обратимся к первой схеме.

Воспитатель: Перед вами подносы с разными предметами. Назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель: Слушайте задание. Возьмите карточки, на которых написано: бумага, пластмасса, металл, ткань и в первом столбике, подумав, запишите обозначив плюсом, какие предметы притянет магнит и минусом, какие по вашему мнению не притянет.

А теперь возьмите в руки магнит, проверьте первое свойство магнита и запишите значками — плюсом и минусом, что вы увидите на самом деле. Кто не разу не ошибся, поднимите руку. Молодцы!

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство со свойствами магнита»

Какие предметы притянул магнит? Из какого они материала?

Дети: Металлические.

Воспитатель: о каком свойстве магнита можно сказать?

Магнит притягивает металлические предметы!

Свойство расколдовано, карточка переворачивается.

Фокус № 2. Обратимся ко второй схеме.

Воспитатель: Для этого фокуса нам понадобится картон, фольга и бумага. Они на подносе с цифрой два.

Возьмите скрепку, накройте кусочком картона, сверху поднесите магнит.

Что вы наблюдаете?

То же самое проделайте с фольгой и бумагой.

Сделайте вывод.

Магнит притягивает предметы через фольгу, картон и бумагу!

Мы правильно рассмотрели второе свойство, но картинка не перевернулась, значит мы это свойство рассмотрели не до конца.

Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли магнит притягивать металлические предметы через воду и песок.

Какой вывод можно сделать?

Магнит притягивает металлические предметы через воду и песок.

Второе свойство разгадали, карточка переворачивается.

Предлагаю отдохнуть и поиграть.

Знайте, умненькие дети,

Все, что есть на белом свете:

Люди, травы и зверюшки,

Поезда, дома, игрушки,

Солнце, воздух и вода,

И далекая звезда –

Словом, все тела подряд

Из МОЛЕКУЛ состоят,

То есть ма-а-аленьких частиц.

Нет у них ни рук, ни лиц,

Нет ни хвостиков, ни ножек,

И никто из вас не может

Их глазами разглядеть.

Есть МОЛЕКУЛЫ везде.

До чего ж они малы!

Меньше кончика иглы,

Меньше маленькой соринки,

Меньше крошечной песчинки.

Их в пылинке – миллионы!

Есть у них свои законы.

Основной закон такой:

Запрещается покой,

Разрешается движенье

И друг к другу притяженье.

В воздухе они свободно

Носятся, куда угодно.

Покажите, как двигаются эти молекулы по-вашему.

(Дети двигаются по всей комнате).

Жидкость воздуха плотнее,

В ней МОЛЕКУЛАМ теснее,

Берегут они бока,

Лишь колеблются слегка,

Встаньте рядом опустив руки вниз.

А во всяком твердом теле

Шевелятся еле-еле.

Подойдите друг к другу и возьмитесь за руки.

Если воду ты нагреешь,

В ней МОЛЕКУЛЫ быстрее

Станут двигаться – и могут

Из воды найти дорогу,

И тогда горячий пар

Выпускает самовар.

Надо разойтись друг от друга подальше.

Теперь я начну называть слова, а вы покажете, как будут вести себя эти веселые молекулы.

Называю: Камень, молоко, кислород, дерево, вода, металл, компот, воздух.

Дети выполняют задание.

Фокус №3. Вывешивается третья схема.

Воспитатель: У каждого из вас есть магнит, у магнита разные полюса, один полюс обозначен синим цветом, а другой красным. Работать вы будете в парах, для этого к магниту привяжите веревку, встаньте и медленно поднесите магниты с начала разными полюсами (красной стороной и синей, а затем одноименными (красный и красный или синей и синей).

Что вы наблюдали?

Какой вывод можно сделать?

Магниты могут притягиваться и отталкиваться!

(Одноименные полюса - отталкиваются, разноименные – притягиваются)

3 свойство разгадано, карточка переворачивается

Фокус 4. Вывесить четвертую схему.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать у кого из вас свойства магнита сильнее? Сейчас возьмите магнит, прикрепите к нему скрепку. Что с ней происходит?

А теперь к первой скрепке присоедините еще одну, две, три и т. д.

Посчитайте, сколько скрепок в цепочке у вас образовалось?

А теперь осторожно отсоедините первую скрепку от магнита.

Какой вывод можно сделать?

Скрепки намагнитились и какое-то время стали магнитными!

А как вы думаете, можно ли скрепки заставить танцевать? (Ответы детей)

А как вы думаете, можно ли с помощью магнита, сделать цепочку из болтиков? Давайте проверим.

4 свойство разгадано, карточка переворачивается.

Воспитатель:

Кусочки камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

А как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магнит в производстве тепловозов, поездов, самолетов, так же делают из магнита украшения: браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.

Уже давно люблю магнит

Он и теперь меня манит.

Железа маленький кусок

Невзрачный, серенький брусок.

Запомните! Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться. Нельзя приближать магнит к телевизору.

Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя мы этого и не чувствуем.

Подведение итогов: Ребята, что такое магнит? (Магнит – это твердый камень, притягивающий металлические предметы или магнит – это тело, обладающее собственным магнитным полем).

Какие свойства магнита вы запомнили?

Ответы детей, используя карточки.

Воспитатель: Сегодня мы хорошо потрудились и расколдовали свойства магнита. Школа волшебства закрывается и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова «Абра-катабра, сим-салябим».(Дети произносят слова)

До новых встреч.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство со свойствами магнита»
Опубликовано: 21 января 2021 в 23:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День экономии электричества

Очередной тематический день посвящен экономии электроэнергии. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку об электричестве и о необходимости экономно...

5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

Коллективная работа по аппликации в технике оригами «Поляна с подснежниками» в...
Цель: создание объёмной аппликации в технике оригами «Поляна с подснежниками». Задачи: - развивать умение складывать из бумажных листов цветов и...
Консультация для родителей «Магия песка»
Буклет носит информационно-просветительскую информацию для родителей детей 3-4 лет. Чтобы родители были заинтересованы в прочтения, в буклет я вставила фото...
Долгожданная весна. Встреча весны. Средняя группа
Добрый вечер уважаемые коллеги. Сегодня хочу Вам рассказать, как мы встречаем весну. Хоть на улице еще не растаял снег, но в душе уже весна. Весна такое...