Догинова Наталья Александровна
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство со свойствами магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со свойством магнита.
Задачи:
- В ходе опытов самостоятельно выявить свойства магнита притягивать некоторые предметы. Подвести детей к формулировке понятия «магнит» и применение его в хозяйственной деятельности. Учить выдвигать гипотезы и решать проблемы в ходе наблюдения.
- Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность и фиксировать её результаты.
- Способствовать развитию произвольного внимания, речи, логического мышления и воображения.
- Воспитывать интерес к опытнической деятельности, чувство взаимопомощи.
Публикация «Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Знакомство со свойствами магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Материал: плащ, цилиндр и волшебная палочка для взрослого; кусочки магнитов; черный ящик и платок; коробка из-под обуви, 2 игрушечные машинки и поле из крышки от коробки; мольберт и карточки; у детей на столах под салфетками на подносах находятся предметы для экспериментирования - ткань, бумага, скрепки, пластмасса; картон, фольга и пластмасса; вода и песок в блюдах.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, а вы любите фокусы? Приглашаю вас в школу волшебства. Хотите превратиться в помощников фокусника?
Воспитатель: Для того чтобы превратиться в фокусника я одену магический плащ и произнесу волшебные слова «Абра-катабра, сим-салябим». (Воспитатель одевает плащ).
Воспитатель: Ну, этого еще недостаточно. Что еще нужно настоящему фокуснику? (Цилиндр, палочка, платок, то есть магический предмет, при помощи которого можно делать фокусы).
Воспитатель: Магические предметы находятся в этом ящике. Вам нужно угадать, что там, посмотрев мой фокус.
Воспитатель демонстрирует фокус «Гонки». Воспитатель надевает рукавичку, внутрь которой вшит магнит и демонстрирует, как первая машинка (внутри прикреплен магнитик) двигается по полю (крышке от коробки) без моего прикосновения. Затем демонстрирую, что вторая машинка стоит без движения.
Воспитатель: Как вы думаете, почему первая машинка двигалась, а вторая нет? Какой предмет, находится внутри рукавицы, притягивающий металлический предмет? (Магнит).
Выдвижение гипотезы: «Я думаю…».
В середине магнит, который обладает магнетизмом, т. е. может притягивать другие предметы.
Воспитатель: Помогите мне, пожалуйста. Давайте вместе произнесем волшебные слова – «крибли, крабле, бумс».
Поднимаем платок и открываем черный ящик. Достаю магнит.
Ребята, свойства магнитов заколдованы. На мольберте перевернутые 4 карточки.
Давайте расколдуем их и узнаем свойства магнита.
Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил ими своих соседей. От имени пастуха и появилось название: «магнит».
Существует еще одно объяснение слова магнит: по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.
Воспитатель: А сейчас прошу вас занять свои рабочие места в школе волшебства.
Рассмотрите предметы, лежащие на подносах?
Из каких материалов они сделаны? (Ткань, бумага, металл, пластмасса).
Если их разделить на группы, то сколько групп получится?
Сколько групп предметов у вас получилось?
Как вы думаете, что произойдет, если к ним поднести магнит?
Гипотезы детей.
Фокус №1. Обратимся к первой схеме.
Воспитатель: Перед вами подносы с разными предметами. Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель: Слушайте задание. Возьмите карточки, на которых написано: бумага, пластмасса, металл, ткань и в первом столбике, подумав, запишите обозначив плюсом, какие предметы притянет магнит и минусом, какие по вашему мнению не притянет.
А теперь возьмите в руки магнит, проверьте первое свойство магнита и запишите значками — плюсом и минусом, что вы увидите на самом деле. Кто не разу не ошибся, поднимите руку. Молодцы!
Какие предметы притянул магнит? Из какого они материала?
Дети: Металлические.
Воспитатель: о каком свойстве магнита можно сказать?
Магнит притягивает металлические предметы!
Свойство расколдовано, карточка переворачивается.
Фокус № 2. Обратимся ко второй схеме.
Воспитатель: Для этого фокуса нам понадобится картон, фольга и бумага. Они на подносе с цифрой два.
Возьмите скрепку, накройте кусочком картона, сверху поднесите магнит.
Что вы наблюдаете?
То же самое проделайте с фольгой и бумагой.
Сделайте вывод.
Магнит притягивает предметы через фольгу, картон и бумагу!
Мы правильно рассмотрели второе свойство, но картинка не перевернулась, значит мы это свойство рассмотрели не до конца.
Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли магнит притягивать металлические предметы через воду и песок.
Какой вывод можно сделать?
Магнит притягивает металлические предметы через воду и песок.
Второе свойство разгадали, карточка переворачивается.
Предлагаю отдохнуть и поиграть.
Знайте, умненькие дети,
Все, что есть на белом свете:
Люди, травы и зверюшки,
Поезда, дома, игрушки,
Солнце, воздух и вода,
И далекая звезда –
Словом, все тела подряд
Из МОЛЕКУЛ состоят,
То есть ма-а-аленьких частиц.
Нет у них ни рук, ни лиц,
Нет ни хвостиков, ни ножек,
И никто из вас не может
Их глазами разглядеть.
Есть МОЛЕКУЛЫ везде.
До чего ж они малы!
Меньше кончика иглы,
Меньше маленькой соринки,
Меньше крошечной песчинки.
Их в пылинке – миллионы!
Есть у них свои законы.
Основной закон такой:
Запрещается покой,
Разрешается движенье
И друг к другу притяженье.
В воздухе они свободно
Носятся, куда угодно.
Покажите, как двигаются эти молекулы по-вашему.
(Дети двигаются по всей комнате).
Жидкость воздуха плотнее,
В ней МОЛЕКУЛАМ теснее,
Берегут они бока,
Лишь колеблются слегка,
Встаньте рядом опустив руки вниз.
А во всяком твердом теле
Шевелятся еле-еле.
Подойдите друг к другу и возьмитесь за руки.
Если воду ты нагреешь,
В ней МОЛЕКУЛЫ быстрее
Станут двигаться – и могут
Из воды найти дорогу,
И тогда горячий пар
Выпускает самовар.
Надо разойтись друг от друга подальше.
Теперь я начну называть слова, а вы покажете, как будут вести себя эти веселые молекулы.
Называю: Камень, молоко, кислород, дерево, вода, металл, компот, воздух.
Дети выполняют задание.
Фокус №3. Вывешивается третья схема.
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит, у магнита разные полюса, один полюс обозначен синим цветом, а другой красным. Работать вы будете в парах, для этого к магниту привяжите веревку, встаньте и медленно поднесите магниты с начала разными полюсами (красной стороной и синей, а затем одноименными (красный и красный или синей и синей).
Что вы наблюдали?
Какой вывод можно сделать?
Магниты могут притягиваться и отталкиваться!
(Одноименные полюса - отталкиваются, разноименные – притягиваются)
3 свойство разгадано, карточка переворачивается
Фокус 4. Вывесить четвертую схему.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать у кого из вас свойства магнита сильнее? Сейчас возьмите магнит, прикрепите к нему скрепку. Что с ней происходит?
А теперь к первой скрепке присоедините еще одну, две, три и т. д.
Посчитайте, сколько скрепок в цепочке у вас образовалось?
А теперь осторожно отсоедините первую скрепку от магнита.
Какой вывод можно сделать?
Скрепки намагнитились и какое-то время стали магнитными!
А как вы думаете, можно ли скрепки заставить танцевать? (Ответы детей)
А как вы думаете, можно ли с помощью магнита, сделать цепочку из болтиков? Давайте проверим.
4 свойство разгадано, карточка переворачивается.
Воспитатель:
Кусочки камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
А как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магнит в производстве тепловозов, поездов, самолетов, так же делают из магнита украшения: браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.
Уже давно люблю магнит
Он и теперь меня манит.
Железа маленький кусок
Невзрачный, серенький брусок.
Запомните! Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться. Нельзя приближать магнит к телевизору.
Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя мы этого и не чувствуем.
Подведение итогов: Ребята, что такое магнит? (Магнит – это твердый камень, притягивающий металлические предметы или магнит – это тело, обладающее собственным магнитным полем).
Какие свойства магнита вы запомнили?
Ответы детей, используя карточки.
Воспитатель: Сегодня мы хорошо потрудились и расколдовали свойства магнита. Школа волшебства закрывается и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова «Абра-катабра, сим-салябим».(Дети произносят слова)
До новых встреч.