Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Соль»

иришка Тотмина
Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.

Конспект подготовила воспитатель Тотмина И. А

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему "Соль"

Участники проекта: Воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Продолжительность: один месяц

Вид проекта:

Исследовательский

Творческий

Познавательный

Информационный

Цель:

Уточнить знания детей о свойствах соли; познакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение); развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли,навыки культурного ее потребления, вызвать интерес к изучению свойств соли.

Гипотеза: Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том где и как ее можно использовать.

Задачи: Уточнить и расширить представления о соли, ее видах и значении для человека. Продолжить формировать интерес к окружающему миру. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать умение выдвигать гипотезу. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Воспитывать умение выслушивать мнения друг друга.

Оборудование:

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору материала по теме;

Просмотр презентации по добыче соли;

Чтение пословиц, поговорок о соли;

Беседы о пользе и вреде соли

Словарная работа: йодированная соль, каменная соль, морская соль, «Мертвое море»,

Подготовительный этап:. Постановка проблемы. 1) Что такое соль? 2) Какая бывает соль? 3) Как добывают соль? 4) Где используют

Создание условий для организации работы. Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки.

Презентация: «Добыча соли». Презентация о соляной пещере.

Беседы: «Что такое соль, «Полезные советы», «Откуда пришла к нам соль Экспериментальная деятельность (опыты)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха»У вас на столах, на тарелочках, 3 вида соли, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? (Не имеет запаха).

- Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Да, соль – это кристаллическое вещество. Подуйте тихонько на соль через трубочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт №2: «Соль растворяется в воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с горячей водой, другой – с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее.

Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт № 3 «Эффект мертвого моря»

Для эксперимента взяли два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки, хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо — оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду — яйцо оказалось где-то посередине банки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.

Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть.

Опыт № 4: «Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в банку тёплой воды, засыпали соли, постоянно помешивая. Добавляли соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Через четыре дня кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Скрепка покрылась кубиками соли, а под карандашом на нитке образовался зонтик из солёных кристаллов. Со временем кристаллы увеличивались, у скрепки зонтик стал совсем большим.

Опыт № 4: «Соль-Чистящее средство»

Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым.

Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.

Опыт№5Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

1. Расстелите на столе бумажное полотенце.

2. Насыпьте на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство!

1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.

2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.

3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.

4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф.

5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение: Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод:

В ходе исследовательской работы мы выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Приложение

Пословицы о соли

• Соли нет, так и слова нет.

• Без соли и стол кривой.

• Без соли и хлеб не естся.

• Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

• Хоть бы песок, лишь бы солил.

• Соли не жалей, так и есть веселей.

• Несолоно хлебавши.

• Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)

• Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!

• От хлеба–соли не отказываются.

• Хлеб-соль и разбойника смиряет.

• Хлеб-соль не бранится.

• Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

• Хлеб да соль, ем да свой.

• Надо хлеб-соль помнить.

• Ешь солоней, жить будешь веселей.

• На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).

• Без соли, без хлеба, худая беседа.

• Без хлеба, без соли никто не обедает.

• Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

• Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.

• Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.

• За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).

• Подавая соль - смейся, не то поссоришься.

• Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.

• Я помню твою хлеб-соль.

• Хлеб-соль взаимное дело.

• От хлеба-соли не отказываются.

• Хлеб да соль, и обед пошел!

• Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.

• Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).

• После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.

• Хлеб-соль платежом красна.

• Чтоб потом положить по щепотке

• В миски, платки, горшки, сковородки.

• Рис и рыба, фасоль и салат

• Сразу стали вкусней во сто крат!

• Без денег торговать, как без соли хлебать.

• Насыпать соль на хвост.

Соль варим, а сами в нужде сидим.

• Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.

• Хлеб-соль и во сне хорошо.

• Хлеб соль кушал, а не послушал.

• Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.

• Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.

• Щи капустою пригожи, а солью укусно.

• Грех куском макать в соль.

Загадки о соли

• Меня не едят — и без меня мало едят.

• В воде родится, а воды боится.

• Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.

• Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).

• Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.

• Лежит гася-простеглася. Як устане-то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).

• В воде родится, а воды боится.

• В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).

• Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).

• Что в избе за белая Марья? (соль).

Конспект к презентации на тему " Соль"

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (Слайд).

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. (Слайд)

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. (Слайд)

В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу. (Слайд)

Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. (Слайд)

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд)

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд).

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. (Слайд).

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Слайд).

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Поваренная соль. Рассказ детям

В природе встречаются самые разные вещества. Но одно из них крайне необходимо человеку для жизни. Это поваренная соль. Все мы видели этот продукт на столе. Поваренная соль может быть и в виде крупных бесцветных кристаллов, и в виде мелкой «пудры». Для чего же нужна поваренная соль человеку и многим другим живым существам?

Поваренная соль представляет собой химическое соединение атомов хлора и натрия. В организме человека соль разделяется на отдельные ионы, которые активно помогают процессу пищеварения, мышечной деятельности и участвуют в передаче нервных импульсов. Недостаток соли в организме человека приводит к плохому самочувствию, а существенный дефицит этого вещества может нанести вред здоровью.

Переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Организм в таком случае начинает задерживать воду, органы работают с перегрузкой, повышается артериальное давление. Поэтому в употреблении поваренной соли важно соблюдать меру и придерживаться рекомендаций врачей.

Откуда же появляется на нашем столе соль?

В природе соль можно встретить в виде залежей каменной соли (галлита, в том месте, где в древности располагались моря. Также соль добывают из морской воды путем ее выпаривания. С древних времен известен и такой способ добычи соли, как ее вываривание из рассолов в специальных печах.

До начала промышленной эры добыча соли во многих странах была трудным и дорогостоящим делом. Поэтому соль в те времена очень ценилась. Зачастую ее цена приравнивалась к цене золота.

Особое отношение к соли можно заметить в русских пословицах и поговорках. «Хлеб-соль», «не солоно хлебавши» и многие другие выражения со словом «соль» прочно вошли в нашу повседневную речь.

Ценность соли и в том, что этот продукт является отличным консервантом. Соль позволяет сохранить выращенные летом продукты в течение длительного времени. Соленые огурчики, капуста, соленая рыба и многие другие соленья — традиционно любимые угощения.

Казалось бы, добавляй в пищу больше соли и проблем со здоровьем не будет. Но это не так!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Царица Соль» Тема: «Царица Соль». Цель: познакомить детей со способами добычи соли; нарисовать солью сказочные цветы для царицы Соли. Задачи: • - дать.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности на тему «Вода и ее свойства» Интеграция образовательных областей: 1. Познание 2. Коммуникация 3. Социализация 4. Физическая культура Коммуникация: 1. развивать умственные.

Конспект опытно-экспериментальной ОД в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Свойства магнита» Конспект «Опытно — экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности» Образовательная.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа (6-7лет, в том числе ОНР. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская. Образовательные.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Вода и ее значение» во второй младшей группе Цели: познакомить детей с основными значениями воды; учить детей проводить опыты с водой и делать выводы. Задачи: Учить работать с мылом.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух» .

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» совместно с родителямиМастер-класс по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» совместно с родителями Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» совместно с родителями Цель: привлечь родителей к совместной с детьми деятельности.

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 117 присмотра и оздоровления» города Магнитогорска.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Соль»
Опубликовано: 10 марта 2018 в 20:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября.День Золушки на МААМ

Сказку про бедную девушку, которая была вознаграждена за свое трудолюбие, доброту и терпение, любят взрослые и дети. История про Золушку не только поучительная, но и красивая. Какая девочка не мечтает...

24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста
Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только детям, но и...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Одуванчик» в...
Цель: Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – набрызг. Задачи: * обучать особенностям...
Контрольная работа по математике для 4 класса за 3 четверть
Контрольная работа по математике. ( 4-Б класс, Тищенко Е. И) 1. Решите задачу. Из двух городов навстречу друг другу выехали две машины и встретились через...