Верещагина Ольга
Конспект «Эксперименты с водой»
▼ Скачать
Тема: «Эксперименты с водой»
Цель: совершенствовать представления детей о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать понятие о значимости воды в жизни человека, и в природе.
2. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.
Развивающая:
3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; развивать умение проводить несложные опыты с водой.
Воспитательная:
4. Воспитывать бережное отношение к воде; интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект „Эксперименты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Словарная работа: опыты, исследования, лаборатория, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная
Методы и приемы: наглядные: презентация, макет лаборатории, оборудование для опытов; словесные: беседа, чтение стихотворения, загадывание загадок; практические: опыты и эксперименты.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация (по теме занятия, колбы разных форм и размеров, трубочки, стаканчики (прозрачные) по количеству детей и для воспитателя, ложечки пластмассовые, вода питьевая, гуашь, мятные капли, молоко, 10 бутылочек, 2 контейнера (сахар, песок)
Ход
Воспитатель: Ребята сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного. А хотите узнать, чем сегодня мы будем заниматься?
Дети: Да.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу (Вода)
Дети. Вода.
Воспитатель: правильно, вода. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.) повторите, пожалуйста, как называется место, куда мы отправляемся?
Дети. Лаборатория.
Воспитатель: Закройте глаза. Раз, два, три, покрутись, в лаборатории очутись (педагог надевает халат). Занимайте свои рабочие места и надевайте спецодежду (дети надевают фартуки).
Прежде, чем приступить к нашим опытам предлагаю вам посмотреть картинки.
Воспитатель:
А теперь приступим к нашему исследованию
Продолжается показ презентации
А где в природе мы можем встретить воду? (Реки, моря)
Чтение стихотворения.
Вы слыхали - о воде?
Говорят, она везде!
В лужи, в море, в океане
И в водоворотном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом выползает
На плите у нас кипит
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких, ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Опыт 1. Ребята, переходим к первому эксперименту. Вы готовы? Возьмите стакан с водой, сделайте глоток и скажите, вода имеет вкус?
Дети: у воды нет вкуса.
Опыт 2. Для этого опыта мне понадобится два человека. (Затем предложить ребенку размешать в воде сахар, после растворения сахара, предложить попробовать снова воду на вкус.) Что изменилось?
Дети: у воды появился вкус.
Воспитатель: Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которое мы положили в воду? (ответы детей)
Дети: Сахар растворился в воде, появился вкус.
Воспитатель: А теперь в другом стакане, давайте попробуем растворить песок. Как вы думаете, что будет? (ответы детей)
Вывод: не все вещества растворяются в воде.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Опыт 3. Дети, у вас у каждого на столе стоит стаканчик с водой, понюхайте, пожалуйста, и скажите, есть ли у воды запах? (Ответы детей. Вода не имеет собственного запаха).
Воспитатель: А, сейчас я капну капли в стаканчик, и вы понюхаете, и скажите, появился ли у воды запах и какой? (в один стаканчик капнуть мятные капли и дать понюхать каждому ребенку)
Дети: у воды появился запах.
Воспитатель: Вывод: растворяясь в воде различные вещества, у воды появляется запах.
Опыт 4. «Тонет - не тонет». У меня на столе стоит чашка с водой. Вы должны выбрать предметы, которые, по вашему мнению, утонут (дети выбирают предметы и затем объясняют, почему они утонули). А теперь выберете те предметы, которые не утонут в воде.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, почему же некоторые предметы не утонули? Потому что, из разных материалов. Некоторые материалы легче воды и поэтому не тонут.
Назовите, пожалуйста, эти материалы.
Физкультурная минутка
Воспитатель: делать научные открытия – дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдем на ковер.
(дети располагаются на ковре в произвольном порядке)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. Повороты туловища в стороны
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. Вращение головой в стороны
Ноги надо нам размять. Приседания
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте Ходьба на месте
От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть Дети садятся на места
Воспитатель: отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами узнали, что не все материалы тонут в воде, а сейчас я вам покажу фокус.
У меня на столе стоят 2 контейнера с водой, в один контейнер с водой я положу соль, а в другом чистая вода без соли. У меня есть два яйца. Как вы думаете, что произойдет, если я положу их в эти контейнеры? (ответы детей) Давайте проверим! Посмотрите, что происходит. В одном контейнере, где я соль не положила, яйцо утонуло, а в другом контейнере плавает на поверхности.
Вывод: соль поменяла свойства воды, и вода стала выталкивать яйцо на поверхность.
Опыт 4.
Ребята, хотите увидеть фокус? (раздать каждому бутылочку с водой). Ребята, какого цвета вода в ваших бутылочках? (прозрачная, бесцветная) Раз. Два, три, бутылочку встряхни. Что произошло с водой? (Она стала разноцветная). Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт 5.
Дети, каждого из вас на столе стоит стаканчик с водой, я сейчас капну вам в воду вот это вещество. Попробуйте угадать, что за вещество я капнула?
Дети: Подсолнечное масло.
Воспитатель: Дети, а что произошло с водой и маслом?
Дети. Масло плавает на поверхности. Не тонет. Некоторые жидкости не дружат между собой.
Вывод. Не все жидкости смешиваются и растворяются в воде.
Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Воспитатель: Дети, вам понравилось быть учеными и проводить опыты? Напоследок, я хочу, чтоб вы вспомнили, какой опыт мы с вами проводили вчера утром?
Воспитатель: да, ребята я шла на работу и нашла разноцветные кубики льда, и поняла, что в кубиках льда, мерзнет какое - то животное, которое мы хотим спасти. Для того чтобы лед растаял быстрее, мы посыпали лед солью.
Воспитатель: хотите посмотреть, что же у нас получилось? Посмотрите ребята, лед действительно быстрее растаял благодаря соли.
Воспитатель: Дети, вам понравилось быть учеными и проводить опыты? Но, к сожалению, нам надо возвращаться обратно. А теперь снимите спецодежду, поднимайтесь, закрывайте глаза. Раз, два, три повернись, в детский сад вернись (педагог снимает халат). Ребята расскажите, где вы сегодня побывали.
Дети. Мы побывали в лаборатории.
Воспитатель: Правильно. Ответьте мне, как воду использует человек?
(Слайд 7)
Кому на нашей планете нужна вода?
(Слайд 8)
Как вы думаете, как нужно относиться к воде?
(Слайд 9)
Молодцы. Вы были сегодня настоящими учеными.