Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие на необитаемый остров»

Анна Пантелеева
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие на необитаемый остров»

Тема: «Путешествие на необитаемый остров».

Цель: формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Задачи:

Воспитательные:

• Воспитание положительных качеств личности будущих школьников;

• Воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей к экспериментальной деятельности.

Развивать познавательную активность, умения делать выводы, умозаключения.

Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.

Образовательные:

• Расширять представления детей о свойствах веществ.

• Закреплять знания детей о плавучести предметов из разных материалов.

Познакомить детей с элементарным способом очистки воды от загрязнений.

• Формировать представления детей о добыче огня способом трения, высечения искры из камня.

Расширять и активизировать словарный запас: Лаборатория, плавучесть, высечение, фильтрация.

Приемы руководства деятельностью детей в ООД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: Письмо от марсианина, попавшего на необитаемый остров с просьбой о помощи.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД: создание проблемной ситуации, вопросы, требующие ответа, беседа, использование художественного слова – стихи; физминутка; использование наглядного материала; экспериментальная деятельность – опыты с водой, предметами из разного материала; анализ и выводы.

3. Приемы поддержания интереса у детей: проведение опытов, чередование видов детской деятельности, активизирующие внимание детей вопросы.

4. Приемы оценки и самооценки: похвала, эмоциональная поддержка, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения ООД: игрушка инопланетянин Марсик, письмо, иллюстрация необитаемого острова, котелка над костром, предметы из картона, железа, пластмассы, дерева, поролон, тазик с водой, напольный деревянный конструктор, бутылочка с грязной водой, воронки из бросового материала, колбочки, стаканчики по количеству детей, вата, бинт, салфетки, деревянные бруски, деревянные палочки, аудиозапись с шумом моря.

Виды детской деятельности в ООД:

• Коммуникативная.

• Двигательная.

• Продуктивная.

• Экспериментальная.

Ожидаемые результаты:

-умения детей грамотно формулировать ответы и собственные высказывания;

- проявление интереса к экспериментированию;

- умения детей действовать самостоятельно;

- расширение и активизация словарного запаса.

- проявление эмоциональной отзывчивости в общении с взрослыми и сверстниками;

- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1. Ребёнок внимателен, проявляет интерес к деятельности.

2. Принимает активное участие в экспериментировании, беседе, отвечает на вопросы, делает логические выводы.

3. Выявляет умения грамотного построения предложений.

4. Проявляет самостоятельность.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

1. Вводная часть. Создание мотива для деятельности детей.

Восп. Ребята, сегодня почтальон принёс в детский сад письмо от нашего доброго знакомого Марсика. Хотите узнать, что он нам написал?

«Друзья, я попал в беду – мой корабль потерпел крушение и я попал на необитаемый остров. Помогите мне!»

Как мы можем помочь Марсику? (предложения детей).

Решено! Отправляемся на необитаемый остров спасать Марсика!

2. Основная часть.

Восп. Кто знает, что такое необитаемый остров? (Остров, на котором никто не живёт, не обитает). Где находится остров? (посреди моря. Показ иллюстрации). На чём можно добраться? (ответы детей). Я предлагаю построить лодку. Кто знает из какого материала можно построить лодку? (ответы детей). Какими свойствами должна обладать лодка? (Держаться на воде и не тонуть)

Какие материалы отвечают этим требованиям, из чего мы можем построить лодку?

(Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон.)

Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства лодки?

Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.

Я предлагаю устроить здесь небольшую лабораторию. Что такое «Лаборатория»? (Ответы детей, уточнение воспитателем смыслового значения, повторение слова детьми). Здесь у нас есть предметы из разных материалов. Я предлагаю проверить, какие материалы подходят для строительства лодки, а какие нет.

Опыт 1.

Дети подходят к столу, на котором находятся предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона и тазик с водой, проводят эксперимент. В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить? Что получилось? Почему? Какой вывод можно сделать?» При завершении опыта, дети делают общий вывод, что лодку лучше построить из дерева.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь деревянных предметов, они нам должны пригодится для постройки лодки. (Дети строят лодку из стульев и большого деревянного строительного материала.) Готовы? Тогда в путь!

(звучит шум моря, крик чаек).

Воспитатель:

Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое

Волнами шумящее,

Чайками кричащее,

Чистое, солёное,

Тёплое, рифлёное

С небом обнимается,

Солнцу улыбается.

Ну вот мы и на острове! А вот и наш дорогой Марсик! Посмотрите, он совершенно без сил! Ему срочно нужно дать напиться воды! Можно пить морскую воду? (нет, так как она опасна для здоровья).

Но где же взять пресную воду?

Марсик сказал, что ночью на острове шёл дождь и он смог немного набрать воды из лужи. Но она очень грязная. (показывает пузырёк с загрязнённой водой). Можно ли пить эту воду? Почему нет? Чем она может быть загрязнена? (Песком, землёй, микробами, растениями и т. д.) Как мы можем очистить воду?

Опыт 2.

Дети подходят к столу, где стоят стаканчики, аптечка с ватой и бинтом, бумажные салфетки, воронки из бросового материала (пластиковые бутылки).

Восп.: Нам надо очистить воду от загрязняющих её частиц, т. е. надо поставить барьер для них. Другими словами, мы будем воду фильтровать. К счастью, у нас есть с собой аптечка, с бинтом и марлей. Давайте положим в воронку вату, обёрнутую несколько раз бинтом, и пропустим через неё грязную воду.

Опыт проводится дважды, вода светлеет, но не достаточно чистая.

Далее пропускаем воду через бумажные салфетки. Вода практически чистая. Также следует сказать детям, что воду можно пропустить через ткань, носовой платок, т. к. в лесу может не быть воронки, ваты, салфетки.

Восп.: Можно ли теперь пить эту воду? Да, если прокипятить, т. к. в ней могут быть невидимые микробы.

Марсик – не человек, ему не страшны микробы, он может попить эту очищенную воду. Но для человека, особенно для детей это может грозить тяжёлыми заболеваниями.

Кто знает, как прокипятить воду? Как добыть огонь, если нет ни спичек ни зажигалки? (высеканием искры 2 камнями, трением палочек, при помощи стекла). Кто и когда так добывал огонь?

Опыт 3.

На столе лежат камни, деревянный брусок, деревянные палочки.

Восп.: Давайте попробуем, действительно ли древний человек мог добывать огонь при помощи трения палочек. (Дети пробуют вращать 2 палочки в ладонях. Тереть деревянную палочку о брусок. Воспитатель подводит к выводу, что палочки и брусок стали тёплыми, но процесс добывания огня очень длительный и трудный.)

А давайте попробуем, сможем ли мы высечь камнями искры и зажечь от них костёр (дети пробуют высечь огонь при ударе камня о камень) Только стучать надо аккуратно, чтобы не пораниться. Потрогайте камни, они стали тёплыми. Оказывается не так-то легко высекать искры камешками, нужно долго тренироваться. Знания древних людей мы используем до сих пор. Например, в зажигалке (педагог показывает зажигалку и демонстрирует появление искры огня). Этот камень называется кремень.

Можем ли мы с помощью зажигалки разжечь костёр? Можно ли детям пользоваться спичками, зажигалкой? Почему? (дети вспоминают правила ОБЖ). А можно ли разводить костёр в лесу, или на лужайке? Почему? (рассматривание иллюстрации лесного пожара).

Давайте немного разомнёмся и поиграем.

Физминутка

Мы пошли в поход с друзьями (дети идут по кругу)

Чуть промокли и озябли. (показывают, что замерзли)

Что бы ручки нам согреть

Надо нам костер разжечь.

Дружно мы возьмем лопатки,

Выкопаем в земле ямку, (дети показывают, как

И уложим веточки копают, укладывают веточки,

Чтоб согрелись деточки.

Дуем, дуем разжигаем, (дуют на костер)

Свои ручки согреваем. (держат руки над костром)

Мы согрелись у костра,

Потушить его пора.

Чтоб пожар здесь не случился

Мы зальем костер водицей. (выливают воду из ведра)

Потушили мы, ура!

Нам домой теперь пора.

Восп.: Нам пора возвращаться в детский сад. Дети с Марсиком проходят в «лодку», выполняют движения, имитирующие греблю вёслами.

Раз – два, Раз – два! А ну дружнее детвора! Волны по морю гуляют, нашу лодку подгоняют.

3. Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов.

Вот мы и дома! Понравилось вам наше путешествие? Где мы сегодня были? Как мы помогли Марсику? Что вам понравилось больше всего?

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по физкультуре в средней группе «Путешествие на необитаемый остров» Конспект итогового занятия по физкультуре в средней группе Тема: «Путешествие на необитаемый остров» Цель: учить сохранять устойчивое.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Остров чувств» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Остров чувств» Подготовила воспитатель: Торопицина Д. В г. Рязань.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на остров дружбы»Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на остров дружбы» Тема: «Путешествие на остров дружбы» Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о дружбе.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие к цифрам и фигурам» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие к цифрам и фигурам» Цель: Закрепить знания.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие капельки» Тема занятия «Путешествие капельки» Цель занятия: Познакомить детей с агрегатным состоянием воды – свойства льда. Задачи: 1. Расширять.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие на машине времени» Цель: формирование у детей интереса к истории возникновения вещей. Задачи: - познакомить детей с историей возникновения газовой плиты; формировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по родному городу» Конспект открытого занятия "Путешествие по родному городу Семенов" в средней группе Цель: способствовать уточнению и расширению знаний.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Необитаемый остров» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Микки – Маус» Сюжетно – ролевая игра "Необитаемый.

Сюжетно-ролевая игра «Необитаемый остров» в старшей группе Развитие и активизация сюжетно – ролевой игры «необитаемый остров» в старшей группе. Задачи: 1. Развитие сюжета: o Развивать сюжет на основе.

Занятие по рисованию с детьми 5–6 лет «Необитаемый остров»Занятие по рисованию с детьми 5–6 лет «Необитаемый остров» "Необитаемый остров" Занятие по рисованию с детьми по данной теме направлено на развитие их фантазии, кругозора, цветоведения и эстетического.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие на необитаемый остров»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 10:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

18 февраля. День сказки «Репка» на МААМ

У сказки «Репка» – счастливая судьба. Это произведение устного народного творчества не исчезло в пучине неумолимого времени, а было записано великим исследователем и коллекционером славянского фольклора...

Детский мастер класс по изготовлению открытки «23 февраля»
Программные задачи:Продолжать учить детей делать открытку, складывать бумагу пополам, разрезать по линии сгиба, вырезать мелкие детали из бумаги...
План по самообразованию: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста...
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Задачи : - способствовать формированию...
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в дидактических играх дошкольников . Манвелова Мария Степановна Для детей младшего-среднего возраста. Дидактическая игра: «Кто нас лечит?...