Татьяна Мирошникова
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий, о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания в России, о том, что его очень трудно вырастить. Закрепить знания детей о различиях города и села.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Наглядно-дидактический материал: Картины с изображением города и деревни, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы и ржи (или картинки, мяч, платок для завязывания глаз, хлеб (белый и черный, хлебобулочные изделия.
Ход занятия:
Воспитатель: Вспомните, чем отличается город от деревни?
Дети: Разные дома, транспорт, труд людей.
Воспитатель: Чем занимаются люди в деревне?
Дети: Разводят домашних животных, выращивают овощи, фрукты, зерно. (Перед детьми выставляется несколько картин с изображением города и деревни. Воспитатель предлагает детям внимательно га рассмотреть.) Воспитатель: Вы видите много разных картин. Внимательно их рассмотрите, и попробуйте разделить картины на две группы по какому-то единому общему признаку.
(Дети делят картинки на те, что относятся к городу, и те, что относятся к деревне.)
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет! ( Ответ: хлеб.)
Воспитатель: А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый.
Воспитатель: Верно, молодцы! Вот сегодня мы с вами и поговорим о хлебе. Каждый день мы едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это делают?
Дети: Из муки.
Воспитатель: А из чего получают муку? Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы (повтор хором и индивидуально). Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова: "хлеб" и "работа". Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?
(Проводится работа по картинке. Дети все вместе составляют рассказ по серии картин.)
(Перед детьми картина : трактор на поле распахивает землю.) Воспитатель: Куда мы пришли?
Дети: На поле.
Воспитатель: Что мы видим там?
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: Для чего он это делает?
Дети: Чтобы земля была мягкая.
Воспитатель: Кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: А можно сказать землепашец? Землю вспахали, а потом что делают в поле?
(Воспитатель демонстрирует картинку, где люди сеяли зерно.) Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерна проросли?
Дети: Солнце, тепло, вода, вспаханная земля.
Воспитатель: -Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено?
Дети: Самолет распыляет удобрение на поле.
Воспитатель: Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья. (Демонстрация колосков злаковых.) Как выглядят эти растения, кто-нибудь видел? Я вам принесла эти растения. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Что можно сказать вот об этом колоске?
(Дети составляют рассказ-исследование по описанию колоска.)
Дети: Он длинный, тонкий, у него очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи тоже длинные.
Воспитатель: А что вы можете рассказать о колоске пшеницы. Какой он?
Дети: Колосок пшеницы короче, толще, усики короткие, а зернышки круглые.
Словарная дидактическая игра с мячом
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя слово, родственное слову "хлеб" :
Назови ласково хлеб (хлебушек).
Крошки хлеба какие? (хлебные).
Квас из хлеба как называется? (хлебный).
Прибор для резки хлеба (хлеборезка).
Посуда для хлеба (хлебница).
Кто выращивает хлеб? (хлебороб).
Кто печет хлеб? (хлебопек).
Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод).
Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия).
Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. И на поле выходят другие машины — комбайны. (Показ картины.) Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер (Повторяют индивидуально и хором.)
Воспитатель: Что делает комбайн с колосками?
Дети: Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна, и эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовую машину. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают — мелют. Получается мука. Воспитатель: Что можно испечь из муки? Как сказать двумя словами? Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: В каком магазине можно купить хлебобулочные
изделия?
Дети: В булочной.
Дидактическая игра "Узнай на вкус"
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в булочную. (Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.)
Воспитатель: Какие изделия есть в нашей булочной? Вы знаете много хлебобулочных изделий? Вы любите их есть? Сейчас мы проверим, сумеете ли вы узнать их по вкусу? (Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу.) Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь? (Ответы детей.)
Воспитатель: "Хлеб всему голова". Почему так говорят? Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, как трудно его выращивать, и поэтому вы, ребята, должны с уважением относиться к хлебу.