Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «С природой одною он жизнью дышал»

Наталья Аганина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «С природой одною он жизнью дышал»

Конспект занятие по ознакомлении с окружающим миром :

«С природой одною он жизнью дышал»

Программное содержание: Заинтересовать детей пейзажной живописью; познакомить с творчеством русского художника – пейзажиста И. И. Шишкина; Развивать воображение, фантазию.

Словарная работа: живопись, пейзаж, купец, Елабуга, Кама, долина, корабельная роща.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „С природой одною он жизнью дышал“» размещена в разделах

Материал: репродукции картин И. И. Шишкина: «Среди долины ровные…», «Цветы на опушке леса», «Утро в сосновом бору», «Лесная глушь», «Лесные дали», «Перед грозой», «Рожь», «Корабельная роща», «Сосновый бор»; И. Н. Крамской «Портрет И. И. Шишкина» (репродукция).

Предварительная работа: чтение русских народных и авторских сказок: «Царевна – лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Летучий корабль», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые глаза – Короткий хвост».

Ход занятия:

Воспит. : Сегодня я хочу вас познакомить с произведениями замечательного русского художника – пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Его папа хотел, чтобы сын стал учёным, а мама видела маленького Ваню купцом, торговым человеком. Но Ваня больше всего любил рисовать.

Жила семья Шишкиных в небольшом городе Елабуге, который стоит на берегу реки Кама, в окружении хвойных густых лесов. Отец и братья любили охотиться и Ивана научили стрелять без промаха, но мальчик не любил охоту. Всегда словно слышит Ванюша, как кричит падающая птица, как стонет раненый зверь. Да и дереву больно, если ломают его ветки.

Деревья для мальчика были такими же живыми, как люди и звери. Однажды брат Николай с товарищем оправились смотреть посевы пшеницы. Возле поля на пригорке стоял дуб – громадина. Все деревья готовились одеться молодой листвой. А он пустой и корявый, мёртво возвышался над полем.

- Погиб, видно, дуб – то, - сказал брат. Полить надо.

Ваня бегом пересёк поле, вскарабкался на низкие пологие ветки, скользнул вверх легко, как обезьянка, сорвал крохотный сучок где – то в середине дерева и стал рассматривать бледное, зелёно – жёлтое тело дуба под корою.

- Он живой, он не погиб! - закричал Ваня – У него и почки есть, только ещё маленькие…

Он называл полюбившиеся сосны человеческими именами и очень скучал по ним в Москве, куда был отправлен учиться. Оказавшись за границей, Иван тосковал по России, по русским лесам. Ему казалось, что даже деревья говорят здесь на чужом языке.

Всю жизнь он восхищался природой и в своих произведениях стремился передать её красоту. Особенно он любил хвойные и дубовые деревья. Друзья называли его повелителем леса.

Вот посмотрите, художник Крамской написал портрет Ивана Ивановича Шишкина. (Воспитатель показывает «Портрет И. И. Шишкина работы И. Н. Крамского).

- Скажите, ребята, почему Иван Шишкин так любил деревья?

Дети: Потому что он жил в небольшом городе Елабуге, который был окружён густым хвойным лесом. Потому что его с детства окружал лес, он очень любил животных и растения. Потому что русский лес очень красивый, и он очень тосковал по нему, когда уехал за границу.

Воспит: А как вы думаете деревья умеют разговаривать?

Дети: Конечно, умеют. Они шелестят листьями и как – будто разговаривают с нами и друг с другом.

Воспит: О чём могут рассказывать деревья, как вы думаете?

Дети: Как живут в лесу звери. А ещё могут рассказывать сказки.

Воспит: Посмотрите вот на этот пейзаж. Называется он «Среди долины ровные…» Послушайте строки из баллады А. Мерзлякова: «Среди долины ровные на гладкой высоте цветёт растёт высокий дуб в могучей красоте…»

Воспит: Давайте подойдём к картине. Что мы там сможем увидеть?

Дети: Могучий дуб, который раскинул во все стороны свои кудрявые могучие ветки. Вдалеке бежит речка. Мимо дуба протоптана тропинка. Могучий дуб стоит один среди долины как богатырь.

Воспит: А вот послушайте как описывает дуб А. С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» : «У лукоморья дуб зелёный…» А может быть это дуб из сказки «Царевна – лягушка» и на его ветках висит сундук, в котором смерть Кощеева?

Воспит: А теперь посмотрим на репродукцию картины «Цветы на опушке леса». Как вы думаете кого мы можем встретить на лесной поляне?

Дети: Лесных животных.

Воспит: Вы помните сказку Д. Мамина – Сибиряка про храброго зайца, Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост? Наверное, на такой поляне среди душистых белых цветов и ароматных трав расположилось заячье семейство. А из – за деревьев вот – вот покажется голодный волк. А теперь давайте рассмотрим репродукцию картины «Утро в сосновом бору» Кто изображён на этой картине?

Дети: На этой картине изображено семейство медведей, они вышли на прогулку.

Воспит: Давайте вместе вспомним сказки, где персонажами являются медведи.

Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Два жадных медвежонка».

Воспит: Вышли мы из леса. Вдруг потемнело небо, подул сильный ветер. Начинается гроза. (Показ репродукции картины «Перед грозой»). Что больше всего вас пугает на картине? Почему?

Дети: На переднем плане ещё светит солнце, а на заднем уже видно, что приближается гроза. Небо тёмное, хмурое и кажется, что вот – вот начнётся дождь.

Воспит: Отшумела летняя гроза. И вот опять светит солнце. Жарко. (Показывает репродукцию картины «Рожь») Лёгкий ветерок чуть колышет золотые колосья ржи. Кто – то скрылся за поворотом… Вы не успели разглядеть?

Дети: Может быть, проехала телега или прошли люди.

Воспит: Вы не видите на тропинке следы? Наверное, это сестрица Алёнушка и братец Иванушка, превратившийся в козлёночка, идут, бредут неведомо куда. Печально смотрят на них сосны – великаны, жалко им детей, но помочь они им не в силах. Сосен становится всё больше, и вот мы уже в сосновой роще. Вы чувствуете запах хвои? (Показ репродукции картины «Корабельная роща») Почему роща называется «корабельной»?

Дети: Потому что сосны похожи на мачты кораблей, а может из этих сосен и делают корабли и мачты.

Воспит: Может быть, сюда пришёл добрый молодец, решивший построить летучий корабль? (Вместе с детьми вспоминают сказку «Летучий корабль»)

Воспит: Ребята, скажите, какой пейзаж И. И. Шишкина вам больше всего понравился и почему? (Дети называют пейзаж и объясняют свой выбор).

Публикации по теме:

165 годовщина Сурикова В. И.165 годовщина Сурикова В. И. Двадцать четвертого января вся страна отмечает день рождение великого художника - Василия Ивановича Сурикова. У нас в городе проводились.

Презентация «Художник-иллюстратор Е. М. Рачёв» Эту презентацию я сделала для того, чтобы познакомить детей с творчеством известного детского художника-иллюстратора Евгения Михайловича.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «С природой одною он жизнью дышал»
Опубликовано: 14 мая 2014 в 19:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД