Занятие по речевому развитию «Знакомство с загадкой как с особым жанром устного народного творчества»

Ирина Ивановна Детынченко
Занятие по речевому развитию «Знакомство с загадкой как с особым жанром устного народного творчества»

Программные задачи: закреплять представления о загадке, как особом жанре устного народного творчества. Упражнять в составлении коротких описательных рассказов, выделяя наиболее яркие признаки. Активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения. С помощью наводящих вопросов помогать формировать выводы. Пополнять словарь детей за счет слов, употребляемых в ситуации общения.

Методы и приемы: вопросы, указания, поощрение, художественное слово, наблюдение, сравнение, подбор рифм, подбор определений; игровой, сюрпризный моменты; прием «свертывания», обобщение.

Словарная работа: фруктовый яблочный, грушевый, яблочно-грушевый, нежный, фруктовая радость, аромат, фруктовая дружба, вкуснятина, натюрморт.

Предварительная работа: наблюдение за небом, облаками; отгадывание загадок об овощах, придумывание загадок детьми; Д\игра «Побери рифму»; Д\игра «Чудесный мешочек»; Д\игра «На что похоже?», «Что это?»; разучивание песни «Облака»; рисование «облаков».

Материал: овощи и фрукты; 2 корзинки, рисунки-фризы; игрушки медведя и енота; осенние листья; салфетки; подносы; схема-подсказка; мольберт, бумага, маркер, магнитофон, диск.

Ход.

Дети с воспитателем задают гостям вопросы.

Дети. Разместились? Вам удобно? Тепло у нас? От окна не дует? Не замерзли, пока по улице шли к нам?

Воспитатель. Как вы заметили, дорогие гости, наши ребята учатся вести при встрече с гостями, как говорится, вести светские беседы. Вам приятно беседовать с нами? Нам тоже очень приятно видеть вас у нас в гостях. Итак, ребята, мы побеседовали о погоде, теперь самое время рассказать о себе, чем интересным мы занимались сегодня, вчера? (Дети перечисляют. Когда вспоминают о путешествии в заоблачное королевство, воспитатель, обращая внимание на фриз из облаков, спрашивает: «Что же вы там видели?»)

Дети. Тучу-кошку, хвост трубой,

Тучу с длинной бородой,

Тучу-лошадь, тучу жук,

А всего их двести штук.

Воспитатель. Вот в каком удивительном, заоблачном королевстве мы побывали. Там живут тучи и облака. Посмотрите в окно, может сегодня оно нам видно?

(Подходят к окну. Воспитатель добивается ответов сложными предложениями).

Дети. Не видно, потому что небо хмурое, грустное, серое, облаков нет. Только одна огромная туча закрыла все небо.

Воспитатель. Лишь ветер-озорник листочки срывает, да на дорожку бросает. Пестрые, любопытные листочки даже к нашему окошку припали, словно наблюдают, что мы делаем. Ну надо же, смотрите-ка, на одном что-то написано. Ну-ка, ну-ка!

«Дорогие, ребята, группы «Ягодка». Завтра в нашем королевстве именины Осени – Осенины. Хотим приготовить угощения из осенних даров. Но вот беда, наши заоблачные повара не умеют их различать. Повара с утра пораньше к вам уже пошли и лукошко с дарами понесли. Помогите им. Повар Енот сварит компот. Медвежонок лохматый должен сделать салаты».

- А мы то с вами думали-гадали, откуда появились у нас эти зверята? Да вот и корзинка ну-ка, что в ней?

Дети. Она пустая, в ней пусто, ничего нет…

Воспитатель. Ну да, она же необычная, заоблачная, значит волшебная. Я догадываюсь, что их, как и облака в прошлый раз, нужно описывать загадками. Я напомню, что загадка – это коротенький рассказ о таких свойствах, по которым легко угадать, что это на самом деле?

Я напомню вам одну загадку, которую невозможно угадать сразу.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

- Это могла быть и свекла, и редиска, а теперь послушайте мою загадку:

Он совсем-совсем зеленый,

Он овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Так и просится в салат.

- Получилось! Вот вам уважаемый господин медведь – огурец в салат! Но огурцов нужно много. Поэтому в загадках можно многие свойства описывать. Я думаю нам поможет схема-подсказка. О чем еще можно загадать про огурец? Смотрите на схему. Я назвала цвет и форму, и только один способ употребления в пищу. Что можно добавить, описывая огурец, не называя его?

Дети. Он растет на грядке.

На вкус он как водичка, его, прежде чем есть свежим, обычно подсаливают.

Зато свежий его, даже закрыв глаза, сразу узнаешь по запаху.

Он имеет особый огуречный аромат.

По форме он схож с бананом, сосиской.

Воспитатель. Отлично, а теперь подберите рифму к слову «огурец».

Дети. Огурец – молодец, конец, певец, стрелец, скворец, удалец и т. д.

Воспитатель. А к слову «зеленый».

Дети. Зеленый – слоеный, соленый и т. д.

(Аналогичная работа проводится с другими названиями овощей и фруктов. Дети составляют свои загадки, используя алгоритмы для описания овощей и фруктов).

Воспитатель. Итак, какой компот может сварить повар Енот из этих фруктов?

Дети. Фруктовый, грушевый, яблочный, яблочно-грушевый и т. д.

Воспитатель. Как бы вы назвали этот компот?

Дети. Нежный, фруктовая радость. Аромат. Сладость. Вкусный сок. Фруктовая дружба. Вкуснятина.

Воспитатель. Ну вы прямо поэты, так и хочется попробовать компот с таким названием. Все дело в том, что в корзине, конечно же, остались еще овощи. Назовите, что могло остаться в корзине?

(Дети перечисляют овощи, воспитатель рисует на листе перечисляемое кружочками. Затем «обводит» это линией. Спрашивает: «Что это может быть)

Дети. Корзина, огород, кастрюля, ящик, ваза, поднос, рынок, магазин, пакет, живот, рот, борщ, салат, натюрморт, картина и т. д.

Воспитатель. Давайте подарим эту картину-загадку для Осени. Она будет рада, что вы знаете так много овощей и фруктов. А еще запишем для жителей заоблачного королевства красивую песню об облаках, а диск передадим на именины. Готовы петь? Я включаю караоке: «Мимо белого облака луны…» (дети поют)

Воспитатель. Уважаемые повара! Мы сейчас идем на улицу и приглашаем вас с собой. Мы вам еще много-много интересного расскажем об овощах и фруктах

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 - е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Занятие по развитию речи «Составление рассказа в книгу деду Морозу» цель:Развитие творческой речевой активности при составлении описательных рассказов. задачи:активизировать в речи слова относящиеся к новогоднему.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Знакомство с загадкой как с особым жанром устного народного творчества»
Опубликовано: 10 января 2015 в 14:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 декабря. День игрушек из носочков на МААМ

Каждая семья периодически сталкивается с такой проблемой, как пропажа одного носка из пары. Оставшиеся без пары детские носочки можно использовать творчески, с пользой и позитивом. Также для создания...

14 декабря. Праздник новогодних костюмов на МААМ

Ни один детский новогодний утренник не обходится без карнавальных костюмов. Ведь каждый малыш мечтает хотя бы на несколько часов перевоплотиться в любимого сказочного героя. Родители охотно идут навстречу...

Фотоотчёт о проведении Дня права в группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении Дня...
«Зимний лес полон чудес» — конспект НОД по ФЦКМ (аппликация) для детей старшего...
Вид деятельности: аппликация . Форма проведения: индивидуально-коллективная Тип НОД: практическая работа Цель: Расширение опыта...
Консультация для воспитателей «Огород в детском саду, как одна из форм трудового...
Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается позитивное...