Лучший педагог года

Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Юлия Афанасова
Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.

Задачи:

Обучающая задача : Пополнить знания детей о буквах русского алфавита. Активизировать знания детей о гласных и согласных буквах. Дать представление об особенных гласных буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю» и о буквах «Ъ» и «Ь». Обогащение словарного запаса детей.

Публикация «Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать у детей умения : работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», буквы разного цвета, фонограмма песни «Алфавит», колонка, лента букв, карточки с буквами и словами, алфавит, карточки со звуками, простые карандаши.

. Ход занятия :

Воспитатель: Сегодня нас с вами ждет новое путешествие в волшебную страну «Пиши-Читай». Мы снова встретимся с жителями города Алфавит. А как же их зовут? (буквы). Конечно, это буквы. Сегодня мы узнаем, что буквы, так же как и звуки, бывают гласные и согласные. Что среди букв есть особые буквы. И почему они особые мы тоже узнаем. Ну что, в путь? (Да). Давайте встанем и споем песенку про Алфавит.

Разминка.

(Звучит песня «Алфавит», дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.)

На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)

Воспитатель: Под нашу веселую песенку мы с вами вновь оказались в волшебной стране, в городе под названием «Алфавит». А кто из вас помнит, что это за город такой? И кто в нем живет? (ответы детей). Сколько жителей-букв в городе «Алфавит»? (33 буквы).

До города «Алфавит» мы с вами побывали в другом городе этой волшебной страны. Кто помнит, как он называется?

(ответы детей). «Звукоград». А кто там живет? (там живут звуки).

Ребята, как вы думаете, чем буква отличается от звука. Вспомните, звуки мы (ответы детей – слышим и произносим, а буквы? (дети высказывают свои предположения). Буквы мы видим, читаем, пишем.

Звуки четко произносим,

Слушаем внимательно.

Буквы правильно читаем.

Пишем их старательно.

Буквы уже нас встречают. Они сегодня нарядились. Посмотрите, одни красные одели сарафаны, другие синие и зеленые, а есть буквы и в черных костюмах. (буквы размещены на доске).

Может кто-то из вас уже догадался, почему буквы так нарядились?

(дети высказывают свои предположения).

Буквы, так же как и звуки бывают гласные, а бывают согласные. Те буквы, которые одеты в красные костюмы – это гласные. Посчитайте, сколько их? (10 гласных букв). А гласных звуков сколько, кто помнит? (6 гласных звуков). Я думаю, вы обратили внимание на разницу в количестве гласных букв и звуков. Надо разобраться.

Давайте назовем гласные буквы, – это «А», «О», «У», «Э», «И», «Ы». (воспитатель помещает буквы в ленту букв, дети называют буквы хором). Сколько букв мы назвали? (мы назвали 6 букв). Сколько еще не хватает, чтобы их стало 10? (не хватает еще 4 буквы). Есть еще четыре ОСОБЕННЫЕ гласные буквы. Давайте их назовем – это «Я», «Е», «Ё», «Ю». Эти гласные могут обозначать два звука. Давайте понаблюдаем за этими буквами. (данные буквы тоже помещаются в ленту букв.)

На доске таблички со словами:

ЯБЛОКО – [й’] [а]

ЁЖИК –

ЕЛЬ –

ЮЛА -

Воспитатель: Первое слово «Яблоко». Какая буква стоит первой в этом слове? (буква «Я») А теперь закройте ушки и послушайте, какие звуки будут слышны в начале слова. (дети закрывают уши и произносят слово) – [й’] и [а] прикрепляется табличка рядом с словом.

Точно также ведется работа и с другими словами.

Воспитатель: Назовите еще раз особенные гласные буквы. («Я», «Е», «Ё», «Ю»). Почему они особенные? (эти гласные могут обозначать два звука). Эти гласные называются йотированными.

. Физкультминутка.

Игра на внимание

Называются слова, если слово начинается с йотированной гласной, то прыгаем, как зайчики, если с обычного гласного, то шагают, как солдаты, если слово начинается с согласной буквы, то тогда стоим, как часовые.

Яблоко, апельсин, слон, яхта, ослик, утка, ёж, ель, машина, игрушка, якорь, юла, барабан.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как называются синие и зеленые буквы? (ответы детей – согласные буквы). Это согласные буквы. Ребята, а как вы думаете, почему одни буквы надели сине-зеленые сарафаны, а другие буквы или синие, или зеленые? (предположения детей – одни согласные звуки имеют и твердую и мягкую пару, а другие согласные имеют или только твердую или только мягкую пару.)

Давайте назовем согласные буквы, которые имеют только твердую пару (воспитатель помещает буквы в ленту, дети хором их называют). Это буквы – «Жэ», «Ша», «Цэ».

А теперь назовем согласные, которые имеют только мягкую пару – «Чэ», «Ща», «И краткая» (буквы помещаются в ленту). Остальные согласные буквы имеют и твердую, и мягкую пары. Давайте их тоже назовем. (буквы называются хором и убирают в ленту на свои места). Кто сможет посчитать, сколько же всего согласных букв? (дети считают и говорят свои ответы). Согласных букв в русском алфавите 21.

. Физкультминутка.

Игра на внимание

Игра проводится на ковре. Называются слова. Если слово начинается с согласной буквы, которая имеет только твердую пару прыгаем, как зайчики. Если слово начинается с согласной, которая имеет только мягкую пару, то шагаем, как солдаты. А если слово начинается с согласного, который имеет и твердую, и мягкую пару, то стоим на месте, как часовые.

Часы, шарик, щетка, самолет, вертолет, цапля, жук, йод, медведь.

Воспитатель: Посмотрите, у нас с вами остались еще две буквы. Эти буквы одели на себя черные костюмы. Это особые буквы, буквы, которые не относятся ни к гласным, ни к согласным. Это буквы «Ъ» и «Ь». Эти буквы звуков не обозначают, но они очень важные.

Вот послушайте:

Твёрдый знак и мягкий знак –

Буквы нам нужны.

Не читаются никак,

Но в словах важны.

Мы без них совсем не можем,

Песни петь, стихи читать.

И в газету очень сложно

Объявление подать.

Запомнили? Молодцы.

Игра «Найди лишнюю букву»

На карточках записаны буквы, среди которых нужно найти лишнюю букву.

Воспитатель: Ребята, буквы хотят с вами поиграть и проверить, как хорошо вы запомнили все то, что про них сегодня узнали. Но для этой игры вам нужно разбиться на четыре группы.

1-я группа :

А, О, Ё, И Е, Ё, А, Я И, Ю, Ъ, У Ж, Ш, В, Ц

2-я группа :

Ю, У, Ы, Э Ю, О, Я, Е П, Ж, Ч, Ь Ч, Й, Щ, Л

3-я группа :

И, Е, У, Э Ы, Ё, Ю, Я У, Е, Ь, Ы Х, Н, Г, Ц

4-я группа :

О, Ы, А, Я Я, Е, Ё, У Д, Ш, Щ, Ъ Й, С, М, Т

Дети находят лишние буквы и обводят их в кружок. Проверка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и буквы с нами прощаются, но чтобы покинуть город Алфавит и волшебную страну, нужно пройти пароль.

. Итог занятия :

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв? (10)

3. Назовите особенные гласные буквы? (Я, Ё, Е, Ю)

4. Почему они особенные? (могут обозначать два звука)

5. Сколько согласных букв? (21)

6. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (Ь и Ъ)

7. Назовите согласные буквы, которые имеют только твердую пару? (Ж, Ш, Ц)

8. Назовите согласные буквы, которые имеют только мягкую пару? (Ч, Щ, Й)

9. Чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем, читаем и видим)

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 15 апреля 2021 в 02:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД