Екатерина Мурчина
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений «Семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему : «Семья» в старшей группе
Программное содержание:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• активизировать и расширять предметный, глагольный, качественный словарь ребенка по теме занятия;
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений „Семья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
• совершенствовать грамматический строй речи ( отработать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -очк, -ечк, -ичк, еньк; сравнительную степень прилагательных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде);
• составлять разные типы предложений;
• обучать составлению рассказа по картине.
Коррекционно-развивающие:
• формировать связную речь;
• совершенствовать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
• развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
• стимулировать познавательные процессы;
• активизировать творческие способности детей;
• сопоставлять общую моторику и координацию речи с движением;
• улучшить эмоционально-волевую сферу.
Воспитательные :
• углубить привязанность ребенка к семье, любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: игра-презентация, сюжетная картинка "Семья".
Раздаточный материал: предметные картинки.
Предварительная работа :
• Показ семейных фотоальбомов.
• Рисование портретов папы, мамы.
• Рисование картины «Моя семья».
• Использование ИКТ на логопедическом занятии.
• Речь с движением под стихотворение «Маму я свою люблю».
• Выполнение упражнения для развития мелкой моторики «Семья».
Методические приемы по ходу занятия :
• Дидактическая игра «Назови ласково членов семьи»
• Рассматривание сюжетной картины "Семья"
• Дидактическая игра «Кто кем приходится?»
• Игра-презентация
• Работа с пиктограммой
• Упражнение для развития общей моторики
• Пальчиковая гимнастика
• Работа с пиктограммой
• Составление предложений по опорным картинкам
• Составление совместного рассказа
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дидактическая игра «Назови ласково членов семьи» :
мама –
папа –
бабушка –
дедушка –
дочь –
сын –
2. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
Логопед: Сегодня мы побываем в гостях в одной большой дружной семье
(показывает сюжетную картину «Семья»)
2. Дидактическая игра «Кто кем приходится?»
Кто эта девочка для мамы и папы? (Для мамы и папы эта девочка – дочка.)
Кто она для бабушки и дедушки?
Кто этот мальчик для мамы и папы?
Кто он для бабушки и дедушки?
Кто для девочки этот мальчик?
Кто она для мальчика?
Как вы думаете, кто самый старший (младший) в этой семье?
3. Игра-презентация:
Логопед: А сейчас мы с вами присядем и посмотрим на волшебный экран. Все смотрим на экран, слушаем меня, думаем, а отвечать будет тот, кого я попрошу.
Назови членов семьи. Закрой глазки. Открой глазки. Кто ушел?
Назови членов семьи. Закрой глазки. Открой глазки. Кто поменялся местами?
Назови членов семьи. Закрой глазки. Открой глазки. Кто ушел?
Посмотри, кто лишний? Почему?
Назови членов семьи. А теперь послушай меня, кого я не назову?
Посмотри, кто лишний? Почему?
4. Работа с пиктограммой.
Логопед: Ребята, посмотрите, пожалуйста, мама какая?
Ответы детей: грустная, усталая, печальная, невеселая, расстроенная, хмурая, огорченная, обиженная, несчастная.
Психогимнастика (дети показывают эмоциональное состояние мамы)
Логопед: Как вы думаете, почему она такая?
Ответы детей: Мама грустная, потому что у неё болит голова и т. д.
Логопед: Как надо поступить в этом случае?
Ответы детей: Надо спросить: «Мамочка, что случилось? Кто тебя обидел? (огорчил, расстроил) У тебя что-то болит? У тебя неприятности на работе?»
(отрабатываем вопросительную интонацию)
Ответы детей: Надо предложить маме отдохнуть
Логопед: Как надо себя вести, когда мама отдыхает? (Тихо, не шуметь, не кричать, разговаривать шепотом).
Логопед: Давайте мы покажем, как надо разговаривать (говорим шепотом)
Братик, сделай, пожалуйста, потише музыку.
Папочка, давай приготовим ужин.
Дедушка, выключи, пожалуйста, телевизор.
Бабушка, давай погладим белье.
Сестричка, сходим в магазин.
Тише, друзья, мама отдыхает.
5. Физминутка
Маму я свою люблю, (погладить себя)
Я всегда ей помогу!
Я стираю, («стирать»)
Полоскаю, («полоскать»)
Воду с ручек я стрясаю, (стряхнуть кисти рук)
Пол я чисто подмету («подметать»)
И дрова я наколю: «Ух-ух-ух!» («колоть»)
Маме нужно отдыхать, (показать, как мама «спит»)
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу (ходить на цыпочках)
И ни словечка не скажу.
6. Работа с пиктограммой.
Логопед: Ребята, мама уже отдохнула. А что надо сделать, чтобы её настроение стало ещё лучше?
Ответы детей: Надо сказать ей теплые, приятные, нежные, добрые слова.
Логопед: Мы будем говорить их громко, задорно, с восклицательной интонацией.
Ответы детей: Мамочка, я тебя очень люблю! Ты самая добрая! Ты самая красивая! Ты самая замечательная!
Логопед: Давайте проверим, помогли ли ваши слова. Закройте глаза (звучит музыка, меняется пиктограмму).
Логопед: Посмотрите, теперь мама какая? (Веселая, радостная, добрая, хорошая, счастливая).
Психогимнастика (дети показывают эмоциональное состояние мамы)
7. Составление предложений по опорным картинкам
Логопед: Ребята, наши гости предлагают вам угадать, кто что делает в их семье? В этом вам помогут картинки.
Что делает папа? (Папа сидит в кресле).
Что делает мама? (Мама проверяет уроки).
Что делает бабушка? (Бабушка вяжет шарф).
Что делает дедушка? (Дедушка читает газету).
Что делает девочка? (Девочка делает уроки).
Что делает мальчик? (Мальчик играет).
8. Составление рассказа
Логопед: А теперь давайте вместе составим рассказ.
Рассказ «Семья».
У Оли и Димы дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается делом. Бабушка вяжет шарф для Димы. Дедушка читает газету. Папа сидит в кресле. Оля делает уроки. Мама проверяет уроки у Оли. Дима играет.
3. Итог занятия.
Оценка деятельности воспитанников. Подведение итогов.