Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Сказка о разных материалах»

Екатерина Владимировна Зубова
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Сказка о разных материалах»

1 Возрастная группа Старшая, компенсирующей направленности

2 Тема "Сказка о разных материалах"

3 Цель Расширять знания детей об окружающем мире, свойствах разных материалов.

4 Задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

1. уточнять элементарные представления о свойствах предметов из разных материалов;

2. упражнять детей в составлении схем-моделей.

1. развивать стремление к познанию через экспериментально - исследовательскую деятельность;

2. развивать способность устанавливать причинно - следственные связи;

3. стимулировать творческую, интеллектуальную и коммуникативную активность.

4. активизировать словарь детей и формировать умение делать выводы.

1. способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности;

2. воспитывать у детей конструктивные способы взаимодействия.

6 Методические приемы, технологии Приёмы диалогового обучения (вопросы, беседа,

Приёмы проблемного обучения (проблемные ситуации,

Приёмы развивающего обучения (экспериментирование, моделирование, алгоритмы,

ИКТ – технологии (презентация, работа с интерактивной доской)

7 Форма организации Совместная деятельность

8 Прогнозируемый результат - уточнятся представления о свойствах предметов из разных материалов;

- совершенствуются умения в составлении схем - моделей;

- повысится интерес к познавательно - исследовательской деятельности;

- совершенствуется способность устанавливать причинно - следственные связи;

- проявится творческая, интеллектуальная и коммуникативная активность;

- активизируется словарь детей и сформируется умение делать выводы;

- овладеют конструктивными способами взаимодействия;

- проявят самостоятельность и инициативу.

9 Оборудование Компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки - опросники, карточки - символы, алгоритмы, подносы, тазы с водой, предметы из разных материалов на каждого ребенка, предметы из металла, пластмассовая ложка, свеча, лучина, стакан с водой.

10 Методическая оснащенность - Интернет – ресурсы,

-программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса и др.,

-презентация,

- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста»

11 Предварительная работа Рассматривание предметов из пластмассы, дерева, стекла и металла.

Рассматривание тематических папок "Мебель", "Жилища", "Посуда и столовые приборы"

этапы деятельность Примечание

педагога детей

Вводная часть

1,5 минуты Педагог приглашает детей в зал.

- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Сегодня в нашем зале присутствуют гости. Посмотрите на них, давайте их поприветствуем. А теперь я приглашаю вас к столу. У меня для вас приготовлена очень интересная коробка. Хотите узнать, что в ней?

- 1,2,3,4,5, коробку будем открывать.

(воспитатель открывает коробку) Дети приветствуют присутствующих.

Встают вокруг стола, отвечают на вопрос воспитателя

На столе коробка с набором предметов, закрытая крышкой

Основная часть

20 минут

- Ребята посмотрите как много здесь разных предметов.

(воспитатель достает деревянную пластину).

- Посмотрите на предмет в моей руке и возьмите такой же.

(Воспитатель достает из коробки алгоритм обследования предметов).

- Давайте расскажем о нашем предмете, а поможет нам схема.

(Педагог выслушивает ответы детей, при необходимости задает наводящие или уточняющие вопросы).

- Положите деревянную пластинку к себе на поднос.

- Заглянем еще в коробку. Какой предмет достанем сейчас?

- Что мы с помощью схемы можем рассказать об этом предмете?

- В коробке у нас еще есть предметы (педагог предлагает одному ребенку выбрать следующий предмет для обследования).

- Вот мы и рассмотрели предметы, которые были в коробке

- А теперь, ребята, я хочу вам рассказать сказку об этих предметах. Присаживайтесь поудобнее на стулья.

Педагог рассказывает:

- Жили-были металл, стекло, пластмасса и дерево. Жили они дружно, чем могли, помогали людям.

Но однажды заспорили: кто из них важнее и нужнее?

- Чтобы это проверить решили они отправиться в поход. Идут они, идут; вдруг на пути речка. - Как быть?

- Ребята, как им перебраться на другой берег? У вас есть какие-нибудь идеи?

- Давайте мы проверим ваши предположения. Возьмем подносы с предметами и подойдем каждый к своей маленькой речке.

Педагог дает инструкцию: попробуйте переправить предметы с одного берега на другой и рассказать, как вы это сделали.

(педагог курирует экспериментальную деятельность детей)

- Как, ребята, вам удалось переправить все предметы на другой берег?

- Вот мы и выяснили, как друзья перебрались через реку.

- А что же было дальше? Присядем на стульчики и посмотрим.

- Перебрались они на другой берег, проголодались и развели костер.

- Как вы думаете, какая посуда им понадобится, чтобы сварить кашу на костре?

(педагог выслушивает мнения детей)

- Вы назвали много предметов. А из чего такая посуда должна быть сделана? И почему?

- Вижу, вы затрудняетесь ответить на вопрос, почему именно из металла должна быть сделана посуда, чтобы сварить кашу на костре. А поможет нам на него ответить настоящая посуда.

- Я предлагаю вам подойти к столу, где она лежит. Давайте рассмотрим ее внимательно и тогда точно ответим на вопрос: почему именно металлическая посуда подходит для приготовления пищи на костре.

- Вот мы и выяснили, почему именно металлическая посуда подходит для костра.

- Подумайте, что случится, если использовать деревянную, пластмассовую, стеклянную посуду для того, чтобы сварить кашу на костре?

- Посмотрим, правы вы были или нет. (педагог демонстрирует опыт с лучиной, пластмассой, металлом при помощи свечи).

- А вот стекло может разорваться от огня, поэтому его мы не возьмем.

(при необходимости педагог может прокомментировать использование стеклянной посуды для микроволновой печи).

- Наши друзья использовали металлический котелок.

- Сварили друзья кашу, и каждый предпочел есть ее своей любимой ложкой. Какими ложками друзья стали есть кашу?

- Что же было в сказке дальше?

- Вот поели друзья и решили построить дом. Из какого материала (пластмассы, металла, дерева или стекла) лучше построить дом, чтобы летом в нем было прохладно, а зимой тепло и даже жарко?

- Наши мнения разделились. Где мы можем найти ответ на этот вопрос.

- Верно, можно использовать интернет, книги, но у нас их здесь нет.

(педагог предлагает обратиться с вопросом к гостям).

- А чтобы не забыть ответ, который нам дадут гости, мы запишем его на карте с помощью знаков (педагог демонстрирует карту и комментирует значение условных знаков).

- Спрашивать мы будет так: как летом в стеклянном доме, а зимой. И так про каждый материал.

- Отправляемся к нашим гостям!

- Ребята, посмотрите на свою карту. Расскажите, из чего можно построить дом, чтобы летом в нем было прохладно, а зимой тепло?

- Прислушались друзья к вашим советам и решили построить дом из дерева. Каждый помогал, чем мог.

- Чем могло помочь стекло? пластмасса? металл?

- Каждый предмет оказался по - своему важным в этом общем доме.

- Вот какую замечательную сказку мы рассказали о наших незаменимых предметах. Дети рассматривают предметы в коробке.

Дети берут из коробки деревянные пластины

Дети обследуют предмет и рассказывают о нем по схеме: это деревянная пластина, она не прозрачная (через нее ничего не видно, без запаха, твердая, гладкая.

Кладут пластину на поднос.

Дети выбирают предмет

Обследуют предмет и рассказывают по схеме

(все обследуемые предметы кладут на подносы)

Дети присаживаются на стулья напротив интерактивной доски.

Дети слушают и смотрят слайды презентации

Дети высказывают свои идеи

Дети берут подносы с предметами и подходят к емкостям с водой.

Практическая экспериментальная деятельность

Дети рассказывают о результатах эксперимента (при необходимости практический показ)

Дети присаживаются на стульчики

Дети смотрят слайды

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети обследуют свойства металлической посуды, делают вывод, что она прочная, быстро нагревается от тепла руки

Ответы детей.

Дети наблюдают за экспериментом, проводимым педагогом.

Ответы детей

Ответы детей

Высказывания детей

Ответы детей

Дети изучают карту и условные обозначения.

Берут карты фиксации условные обозначения и клей

Дети обращаются с вопросом к гостям.

Ответы детей, подкрепленные картами

Ответы детей

Деревянные бруски по количеству детей

Алгоритм обследования предмета (приложение 1)

Подносы на каждого ребенка

В коробке пластмассовые, стеклянные и металлические пластины по количеству детей

Слайд 2

Слайд 2.1.

Слайд 3

На индивидуальных столах емкости с водой

Слайд 4

Металлическая посуда: котелок, кастрюля, ведро

Слайд 5

Металлическая посуда: котелок, кастрюля, ведро

Пластмассовая ложка, металлическая ложка, лучина, стакан с водой, свеча, зажигалка

Слайд 5.1.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Заключительная часть.

3,5 минуты

Рефлексия. У наших друзей получился замечательный дом. Давайте зажжем свет в его окнах.

- Если вы много узнали и хотите узнать еще больше о других материалах. то поместите в окошко огонек красного цвета,

- если вам просто было интересно - вставьте зеленый огонек,

- если вам было не интересно - синий

После детей педагог высказывает свое мнение: Мне с вами было интересно рассказывать сказку. Я хочу продолжить вместе с вами дальше знакомиться со свойствами материалов.

Дети работают с интерактивной доской Слайд 11

Дети и педагог закрывают окошки квадратом соответствующего цвета.

Педагог благодарит детей за совместную деятельность и провожает в группу. Дети уходят в группу

Прикреплённые файлы:

zanjatie_lcj4i.pptx | 1621,98 Кб | Скачан: 82
 
Публикации по теме:

Мультимедийная разработка Непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание». В группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет.

Структура написания конспекта совместной деятельности педагога и детей 1. Тема/название занятия (тема раздела программы, возрастная группа 2. Интегрированные области: (познание, коммуникация, социализация,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Сказка о разных материалах»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 20:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Изготовление методического пособия для развития детей младшего возраста «Волшебная...
Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. Ребёнок...
Конспект занятия для младшей группы по нетрадиционному рисованию «Прогулка в зимний лес»
МДОУ детский сад №21 «Калинка» Конспект занятия для младшей группы ( от 3 до 4 лет) по художественно-эстетическому развитию на тему «Прогулка в зимний лес»...
Игра «Мозаичная скала»
Игра - это одно звено из множества звеньев, которые помогают не только развивать ребенка, но и найти, те тонкие нити сблизиться с ребенком, узнать его...