Получи документы

Конспект занятия «Русская ложка»

МАРИЯ ШУМИЛОВА
Конспект занятия «Русская ложка»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке

для детей старшего возраста

«Русская ложка»

Подготовила:

музыкальный руководитель ДОУ

Шумилова М. А.

2013 г.

Цель занятия : Развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Русская ложка“» размещена в разделах

1) Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке, как о народном шумовом музыкальном инструменте;

2) Развивать чувство ритма, фонематический слух;

3) Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;

4) Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

Ход :

Дети под р. н. музыку «Светит месяц, светит ясный» входят в зал.

Муз. р: Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте поздороваемся с ними по музыкальному

Распевка: Добрый день, добрый день

Нам здороваться не лень,

Этими словами, здороваемся с вами

Здрав-ствуй-те! (до, ми, соль, соль, ми, до)

Муз. р: Ребята, а какая музыка звучала, когда вы входили в зал? Какая по характеру? Это хороводная песня. А что такое хоровод? В хороводе движения выполняются по кругу.

Хороводное движение «Завивание улитки», мы знаем, а сегодня будем «завивать улиточку» в разные стороны. Предлагается детям самим исполнить движение «Улитка» под песню «Светит месяц, светит ясный». Сели на стульчики

Муз. р: Я сегодня к вам пришла

И с собою принесла

Ложки расписные

Красивые, резные!

- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?

Дети: Нет!

Входит Антошка (плачет) : Ну вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!

Музыкальный руководитель:

Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?

Антошка:

А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Музыкальный руководитель:

Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Музыкальный руководитель:

Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложка?

Садитесь поудобнее я вам расскажу о русской ложке и посмотрим, какие же бывают ложки.

(дети садятся на стульчики)

Просмотр презентации «Русская ложка»

Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

Из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

.Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

На что похожи эти ложки? Правильно, на веер, поэтому они так и называются «веерные ложки».А вы слышали, как играют на ложках настоящие мастера? А знаете как называют людей, которые на них играют? Людей, которые играют на ложках называют ложкари.

Музыкальный руководитель :

Но вот, ребята, мы с вами познакомились с русской ложкой.

Существует огромное количество приёмов игры на ложках.

Вы видели, как держат ложки настоящие ложкари, сразу по несколько ложек в одной руки, для нас это будет пока сложно.

Антошка:

Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно, какие то ложки у меня неправильные!

Музыкальный руководитель:

Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться?

Вот теперь, когда мы узнали все про ложки, настало время познакомиться с ними ближе. А теперь возьмём ложки и попробуем на них поиграть. Но сначала – обязательные правила: ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Ребята, чтобы научиться играть так, как играют настоящие ложкари нужно очень долго учиться, мы сейчас с вами поиграем более легкими приемами. Возьмем ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

Дети пробуют играть - контролирую и подсказываю детям. (повторяем некоторые приемы)

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

Вы умеете считать?

Ритмическое упражнение

1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,

1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!

(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)

Антошка:

Ой как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.

Музыкальный руководитель:

Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка: А что тут сложного, вот я и петь и играть могу.

(играет и поет не ритмично, не впопад)

Музыкальный руководитель:

Опять, ты Антошка торопишься, чтобы одновременно петь и играть, нужно много потрудиться, но на предыдущих занятиях мы с ребятами разучили песню «Пых, пых самовар». Сейчас мы попробуем и спеть, и поиграть. Но только перед тем, как петь, надо голосок погреть.

Кладем ложки на стульчики. Встанем на ножки, погреем ладошки.

Разминка «Зимушка-зима» (Массаж биологически активных точек.)

Музыкальный руководитель:

– Да, да, да-да-да, наступили холода (потереть ладони друг о друга) .

Да, да, да-да-да, превратилась в лед вода (раскрытыми ладонями поочерёдно растирать шею сверху вниз) .

Ду, ду, ду-ду-ду, поскользнулся я на льду (подушечками пальцев растереть мочки ушей) .

Ду, ду, ду-ду-ду, я на лыжах иду (указательными пальцами сверху вниз потирать нос по бокам) .

Ди, ди, ди-ди-ди, вижу заячьи следы (ребрами ладоней делать встречные движения по лбу) .

Ди, ди, ди-ди-ди, ну, заяц погоди! (погрозить пальцем) .

Такая гимнастика поможет вам в любом деле, подготовит ваш организм, согреет его. А теперь распевка для голоса.

Распевка: Бегемотик бегемот, у тебя болит живот? Нет, нет, нет, нет, нет, просто съел я сто конфет.

Музыкальный руководитель:

Теперь мы готовы петь! Давайте встанем и исполним песню «Пых, пых, самовар».

Исполнение песни «Пых, пых, самовар», слова Д. Садовского, музыка Ю. Горячева

Антошка:

Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Значит мы готовы показать первый концерт?

Музыкальный руководитель:

Ребята, правда здорово у вас получилось. Вы готовы показать небольшой концерт?

Антошка, а дети еще веселую песню знают про д/сад,

давайте попробуем тоже ее спеть и подыграть на ложках.

Песня «Ах, как хорошо в садике живется»

Музыкальный руководитель:

Молодцы, а сейчас давайте поиграем, как настоящие ложкари, если вы будете меня

внимательно слушать, то все у нас получится. (садимся по кругу на колени)

Игра на ложках : «Во горнице.»

Музыкальный руководитель: Молодцы!

Кто очень старается, у того и чудеса получаются.

Антошка:

Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)

Музыкальный руководитель:

Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если мы играем тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграем громко – значит ты уже близко. Договорились?

Антошка:

Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!

Проводиться игра «Найди Ложку»

Музыкальный руководитель:

Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, как ее делают, научились некоторым приемам игры на ложках.

За что мы держим ложки? А как зовут людей, которые играют на ложках? Вы были очень внимательными и старались.

Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть. А ну-ка, коробочка волшебная, чудо сотвори, детям радость подари.

Собираю ложки в коробку с двойным дном. Незаметно переворачиваю её и достаю шоколадки.

Музыкальный руководитель:

За старание, ребятки, получайте шоколадки. Надолго с вами не прощаюсь, у меня в волшебной коробочке много разных русских народных инструментов есть. Вы ко мне еще придете и я вам подробно о них расскажу. И играть на них научу.

А сейчас прощальная! «Ах, вы, сени» р. н. м.

«До свиданья, до свиданья,

До свиданья!»- говорим.

И еще разок, пожалуй,

С вами встретиться хотим!

Топающим шагом, змейкой уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшей группы «Ложка для Жихарки» Задачи: Продолжать знакомить детей с приемами хохломской росписи. Учить детей рисовать завиток, располагать на нем элементы хохломской росписи (цветы,.

Конспект НОД по приобщению детей к народным истокам на тему «Чудо-ложка расписная» Цель : приобщение детей к народным истокам посредством знакомства с русскими народными промыслами. Задачи : - познакомить с народным промыслом.

Конспект НОД в средней группе «Вилка и ложка» с использованием технологии «Река времени»Конспект НОД в средней группе «Вилка и ложка» с использованием технологии «Река времени» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «Ложка и вилка».

Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе «Чудо-ложка» Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл и его свойства» Цель: Развитие познавательной.

Конспект занятия в средней группе «Русская изба» Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с жилищем русского.

Конспект занятия «Русская матрешка» (подготовительная группа) Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Задачи: Образовательные: Знакомить детей с историей создания русской.

Музыкальный проект «Чудо-ложка»Музыкальный проект «Чудо-ложка» Авторы: Зотова В. В — музыкальный руководитель, Отраднова С. В. отова В. В. - музыкальный руководитель Отраднова С. В. – воспитатель МБДОУ ЦРР.

Фотоотчет занятия «Русская ложка — чудо из чудес»Фотоотчет занятия «Русская ложка — чудо из чудес» Хочу рассказать вам о том, как прошла неделя на тему "Музыка" в нашей группе. Мы с ребятами изучали различные музыкальные инструменты и.

Конспект занятия «Русская красавица Матрёшка» Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы Тема: «Русская красавица – Матрёшка» Подготовила: Воспитатель.

Конспект занятия «Русская красавица-Снегурочка»Конспект занятия «Русская красавица-Снегурочка» Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование с элементами аппликации, для детей 5-6 лет (старшая группа). Тема: «Русская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русская ложка»
Опубликовано: 20 марта 2017 в 20:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русская ложка»» (включая файлы) размещена пользователем МАРИЯ ШУМИЛОВА (УИ 708496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД