Лучший педагог года

Конспект занятия «Архитектура как символ страны. Русский стиль в архитектуре» для старшей группы

Елена Кондакова
Конспект занятия «Архитектура как символ страны. Русский стиль в архитектуре» для старшей группы

Конспект занятия

«Архитектура как символ страны.

Русский стиль в архитектуре»

старшая группа №2 МБДОУ № 34 г. Астрахань

Подготовил воспитатель: Кондакова Е. В.

Программные задачи:

Познакомить детей с архитектурными символами других стран, а также исторической архитектурой нашей страны и нашего города.

Публикация «Конспект занятия „Архитектура как символ страны, Русский стиль в архитектуре“ для старшей группы» размещена в разделах

Продолжать ознакомление с профессией – архитектор, другими строительными профессиями, со строительными материалами, используемыми людьми при строительстве.

Развивать умение анализировать изображение конструкции, выделять существенные части, декоративные детали.

Развивать речь детей, обогащать словарь.

Воспитывать любовь к своей большой и малой Родине.

Воспитывать чувство прекрасного.

Словарь:

архитектура, архитектор, чертёж, Кремль, изба;

бетонщики, каменщики, крановщики, штукатуры, плотники, столяры, резчики;

фасад, сруб, фронтон, терраса, гульбище, наличники, полотенце, причелины, пилястра, колонна

Предварительная работа:

Ознакомительное занятие по видам строений;

Ознакомительное занятие по строительным профессиям

Рассматривание альбома «Русский стиль в архитектуре»;

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам,

Рисование по темам: «Строительство нашего города», «На моей улице», «Вот эта улица, вот этот дом», «Никакой на свете зверь не ворвётся в эту дверь»

Аппликация по теме «Русская изба»

Конструирование по теме «Как мы создали усадьбу Деда Мороза»

Разучивание стихотворений о строительных профессиях

Демонстрационный материал:

Презентация: «Архитектурные символы разных стран»;

Презентация: «Дом-музей купца Тетюшинова»

Презентация: «Профессия - строитель»

Оборудование:

Столы, стулья, проектор, экран под проектор

Дом – мягкий модуль, детали избы из пенополистирола:, 2 наличника на окна, карниз, причелины на крышу (2 детали, конёк, полотенце, 2 боковые косицы

Ход занятия:

Ввод:

В:- Дети! Встаньте в круг! Давайте поиграем!

Пальчиковая гимнастика

На горе мы видим дом, (домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

Много зелени кругом – (волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты, (показываем высоту деревьев и кустов)

Вот душистые цветы. (из ладоней “бутон”)

Окружает все забор, (рисуем пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор. (гладим ладонями воздух по горизонтали)

Мы ворота открываем (изображаем открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по ладони)

В дверь стучимся: тук-тук-тук. (кулаком по ладони)

Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

Часть 1

Включается музыка – заставка из передачи «В гостях у сказки»

Входит «старушка» – переодетый второй воспитатель

С: – И зачем он меня послушался, старый пень, зачем к рыбке пошёл? Теперь ни дома, ни корыта…Ой, ктой та? Здрассте! Вы кто ж такие будете?

Д: – Здравствуй, бабушка! Мы – дети из группы Теремок детского сада № 34!

В: – А Вы кто?

С: – А я – баба Арина. Рассердили мы с дедом моим Золотую рыбку, от таперича ни корыта у нас, ни избушки …И куды мне таперича иттить? И хде нам таперича жить?

В: – А мы тебе, бабушка, подскажем! Присаживайся.

Старушка присаживается на стул, дети рассаживаются на мягкие модули, разложенные как бы в хаотичном порядке.

В: – Так что же тебе нужно, бабушка?

С: – Ну как што, жильё, канешна!

В: – Ребята, а кто знает, какая наука занимается строениями, в том числе домами?

Д: – Архитектура

В: – Ребята, кто может объяснить, что такое архитектура?

Д: – архитектура – это умение задумать и построить город

В: – Верно,а ещё?

Д: – Архитектура – это искусство. Произведениями архитектуры люди любуются.

В: – Послушайте, какие стихи написал поэт об архитектуре

Архитектура - музыка, песнь камня,

Что ввысь возносится в колоннах к облакам.

Что гения влечет так неустанно

Построить дом красивый или храм

А Вы знаете стихи об архитектуре?

слайд 2 стихотворние читает ребёнок

Из чертежей и построений

От архитекторских идей

Идет рождение творений,

Возникнув по планете всей.

В: – Правильно, архитектура – это и строительная наука и искусство, умение задумать и построить как отдельные здания, так и целый город. Многими произведениями архитектуры любуются, многие архитектурные сооружения постоянно используются, чтобы было удобно жить, работать и отдыхать.

В: –А кто такой архитектор?

Стихотворение читает ребёнок слайд 3

Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартире свет,

Ванны, умывальники

Для больших и маленьких.

В: – Мы говорим, дом «построил архитектор», но ведь он же, скажете вы, только придумал? А работали там кто?

Д: – Строители.

В: – Да, дом строят строители. Однако архитектор задумывает и создаёт чертёж. а ещё архитектор выбирает материал. Ведь архитектор придумывает не только какой, но и где будет стоять дом. Если здание будет строиться там, где растёт лес, то какой он выберет материал?

Д: – Брёвна, доски

В: – А если леса нет, но есть мрамор, гранит, другие камни, то что материалом будет?

Д: – Камень.

В: – Кто знает из чего делают кирпичи?

Д: – Из глины.

В: – Значит, если много глины, то архитектор выберет материалом что?

Д: – Кирпичи.

В: – А какой материал для строительства научились делать люди?

Д: – Железобетон и стекло.

В: – Да. Они могут быть выбраны как материал, если мало леса, камней, глины.

Архитектор выбирает, каких мастеров нужно пригласить и какие им будут нужны инструменты. Почему?

Д: – Потому что он выбрал материал.

В: – Ребята, давайте ещё раз вспомним, каких мастеров может позвать архитектор:

Если дом из древесины? слайд 4

Ребёнок - Архитектор позовёт плотника:

Плотник думал топором.

Выдумал из брёвен

Ароматный светлый дом,

Дом, как терем, стройный.

В: – А ещё? слайд 5

Ребёнок : Архитектор позовёт столяра

У Семена-столяра

Дело спорилось с утра:

Он строгал, пилил, сверлил,

Гвоздик молотком забил,

А шуруп блестящий верткий –

Быстро завернул отверткой.

В: – А если дом каменный или кирпичный? слайд 6

Ребёнок: Архитектору понадобится каменщик

Я - каменщик. Я строю дом.

Я занимаюсь важным делом.

В ряды кирпич за кирпичом

Кладу я ловко и умело.

Руке послушен мастерок.

Он - мой помощник, подмастерье.

"Тычок" - "ложок", "ложок" - "тычок".

Готовьтесь, люди, к новоселью.

В: – А если архитектор использует металлический каркас? слайд 7

Ребёнок: Ему понадобится сварщик

Он в синей спецовке И в синих очках,

Он синюю молнию Держит в руках.

Она как живая: Подвижна, сильна.

Смотрите, как яростно Бьётся она!

Вот смолкла, Затихла,

Свернулась клубком,

А сварщик коснулся её Проводком,

И молния брызнула Золотом звёзд,

Как будто жар-птица Расправила хвост!

В: – А если нужно будет переносить тяжёлые блоки? слайд 8

Ребёнок: - Крановщик

Парень низенького роста

И не очень-то силён,

А смотри – легко и просто

Управляет краном он.

Если путь закрыт, он сразу

Может кран остановить,

Крановщик всегда обязан

На работе зорким быть.

В: – Но, конечно, будут работать рабочие не только этих профессий, но и другие, например: Резчики по камню, по дереву, художники, шофёры, маляры-штукатуры. Архитектор не может выполнить свою задумку своими руками один. Но он наблюдает, как работу делают все рабочие по порядку, чтобы получить результат, который он задумал.

Если дом получается прочным, тогда люди не пострадают, если будет удобным, тогда люди будут жить и радоваться. Если он будет красивым, тогда люди будут любоваться им и говорить: Это здание построил хороший архитектор.

В: – Ну что, бабушка Арина, понятно Вам теперь, к кому нужно обращаться?

С: – Таперича ясно, надобно аркитехтора искать… а расскажите-ка мне, што исчо енти аркитехторы умеют?

Часть 2.

В: – Давайте вместе посмотрим!

Демонстрация презентации «Архитектурные символы»

Слайд 9– Архитектура разных стран и разных времён отличается. Шедевры архитектуры запоминаются как знаки, которые определяют города и страны. Они говорят о том времени, когда они были построены, о том, как люди жили, и что умели делать.

Слайд 10 – Вот пирамиды – символ Древнего Египта,

Слайд 11 – А коллизей – символ Древнего Рима,

Слайд 12 – Тадж-Махал – символизирует Индию,

Слайд 13 – Биг Бен

Слайд 14 – и Тауэрский мост напоминают об Англии

Слайд 15 – а Эйфелева башня - о Франции.

Слайд 16 – А этот красно каменный Кремль – символ России, и её столицы – города Москвы.

Слайд 17 – А о каком городе напоминает вам этот белый Кремль? (Астрахань)

(убрать все картинки)

- Ребята! Давайте прогуляемся и проведём бабушку Арину по нашему городу:

«Люблю по городу шагать»

Люблю по городу шагать, - (шагают по кругу)

Люблю смотреть, - (вертят головой)

Люблю считать. – (загибают пальцы)

Площадь – раз, (рисуют перед собой круг)

Кремль – два, (делают руками высокую крышу)

Три – у реки фонтан певучий, (снизу вверх изображают фонтан)

Четыре – Театр самый лучший. (прокрутиться вокруг себя)

Пять – по парку я гуляю, Всякий уголок в нём знаю. (раздвигают ветки)

Шесть – на стадион хожу, Там с ребятами дружу. (бегут)

Семь – конечно, наш детсад, (берутся за руки)

Каждый побывать в нём рад!

Восемь – детская площадка – (качели руками слева направо вверх вниз)

Здесь качели и лошадка.

Девять - новый магазин, (заглядывают в витрины, приложив обе ладони ко лбу)

Много ярких в нём витрин.

Десять – из – за поворота (поворот двумя ладонями)

Вижу школьные ворота. (изображают руками над головой ворота)

Очень любим мы наш город, (рисуют в воздухе сердечко).

Он красив и вечно молод. (разводят широко руки)

В: – Дети, астраханский Кремль – символ нашего города, наша достопримечательность. А какие ещё архитектурные достопримечательности города вы знаете?

Д: – Театр оперы и балета, ЗАГС

Часть 3.

В: – Сегодня я хочу вас поближе познакомить с ещё одной архитектурной достопримечательностью нашего города - домом купца Тетюшинова

Демонстрация презентации «Дом музей Тетюшинова» Слайд 18

В: – Этот дом построен почти 150 лет назад.

Слайд 19

Он является образцом исконно русской архитектуры – деревянного зодчества и представляет собой двухэтажную деревянную избу. Как вы думаете, почему дома на Руси делали из дерева?

Д: – В России много лесов, а значит много брёвен для строительства.

В: – А ещё дерево хорошо сохраняет тепло зимой и прохладу летом, способно пропускать воздух, легко поддаётся обработке.

Ребята, а что вы знаете о русских избах?

1 ребёнок

…В городах, деревнях – повсеместно –

Хоть парнишка, хоть вовсе малец,

Знал топор, долото и стамеску,

И работал с душой, удалец.

Были русские избы нарядны,

А ладони умельцев - грубы.

Украшались любовно фасады

Кружевами тончайшей резьбы…

2 ребёнок

…Пятистенка, родная избушка,

Ты – праматерь часовен, церквей,

Что от пят и до самой макушки

Вырастали совсем без гвоздей.

…Белый свет, он с избою прекрасней,

За порогом расступится тьма.

Словом, что ни деревня, то праздник –

Золотые из сосен дома!

С: - Спасибо вам, робята, прекрасные стихи!

В: – Давайте поближе посмотрим на дом Тетюшинова: Сруб избы сложен из брёвен и имеет форму прямоугольника. Сруб двухэтажный.

Слайд 20

– Вокруг нижнего этажа проходит крытая терраса.. , покажи нам, пожалуйста, террасу с помощью указки.

– Потолок терассы одновременно является полом гульбища. Гульбище - от слова "Гулять" - это балкон, который окружает дом почти со всех сторон и пол нему можно гулять.. , покажи нам гульбище, пожалуйста.

Слайд 21

– Крышу над террасой и гульбищем поддерживают резные столбы – колонны. Внизу они более толстые, массивные, вверху тоньше и легче. Эвелина, покажи нам, пожалуйста, колонны.

– Увенчивает крышу конёк. Его назвали так за то, что он часто имел форму лошадиной головы. Владик, покажи нам конёк крыши, пожалуйста.

Слайд 22

– А это главный фасад, лицо дома или по-старорусски чело.

– Ребята, а кто помнит, как называется верхняя часть лицевой стороны дома?

Д: – Фронтон.

В: – Правильно, фронтон или, как в старину на Руси называли, очелье. Тимур, пожалуйста покажи нам фронтон дома.

– Фасад имеет три окна на первом и втором этажах. Окна украшены резными наличниками. Мадина, покажи нам наличники, пожалуйста.

В: – На фронтоне так же имеются 2 небольших окна украшенных наличниками.

Слайд 23

В: – Крышу избы по бокам украшает карниз. Камила, можешь показать карниз?

Слайд 24

В: – На фасаде и фронтоне размещены причелины (при челе) или по другому косицы. Причелины – это не только украшение. Эти резные досочки защищают выступающие брёвна крыши и дома от намокания. Саша, покажи нам причелины на фронтоне, Настя покажи причелины на фасаде дома

Слайд 25

В: – Со ската крыши свисают так называемые «полотенца» или «серёжки». А вот эти досочки служат исключительно для красоты. Карина Андреева, покажи, что такое «полотенца» у избы

Завершение презентации.

С: – Ребята, а может вы сами сделаете мне избу, вона вы сколько знаете?

В: – А почему бы и нет. Ребята, поможем бабушке Арине?

Д: – Да

С: – Токмо вы мне избу покрасивше сделайте, в русском стиле, как у купчишки энтого, у Тетюшинова

В: – Хорошо, бабушка. Ребята, у нас есть готовый сруб, давайте мы с вами прикрепим к нему недостающие детали. Сейчас каждый по очереди будет подходить к столу, брать одну деталь и прикреплять её на то место, где она должна быть. Обязательно проговаривайте, какую деталь и куда вы прикрепляете. Например: я прикрепляю фронтон на избу над фасадом потому что это – верхняя часть фасада.

На дом из мягких модулей прикрепляются на двусторонний скотч детали из пенополистирола

В: – Какая красивая у нас получилась изба! Вам нравится, бабушка Арина?

С: – Молодцы робята! Отлично справились! И безо всякой рыбки! Пойду моего старика обрадую!

В: – До свидания, бабушка Арина!

Д: – До свидания, бабушка Арина!

Включается музыка – заставка из передачи «В гостях у сказки», «старушка» уходит

Итог:

В: – Ребята, кем мы с вами сегодня побывали?

Д: – Архитекторами, строителями, плотниками, столярами.

В: – Какую достопримечательность нашего города мы взяли за образец?

Д: – Дом купца Тетюшинова

В: – Как в архитектуре называется стиль, в котором мы построили дом для бабушки Арины?

Д: – Русский стиль

В: – Какие детали русского стиля вам больше понравились?

Д: – (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе «Героизм нашей страны» Конспект занятия в старшей группе «Героизм нашей строны» Тема: «Героизмнашей строны». Программное содержание: •формировать представление.

Занятие по обогащению знаний дошкольников об истории своей страны «День Победы» для старшей группы Для детей старшей группы. Как интересно и доступно рассказать детям о празднике День Победы? Цель: Формирование у детей чувства патриотизма,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Архитектура моего города» Цель: формировать у детей умение рассматривать здание детского сада, как архитектурное сооружение. Задачи: 1. Формировать у детей умение.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы для развития интереса к культурным ценностям «Гости из страны Мастеров»Конспект занятия с детьми подготовительной группы для развития интереса к культурным ценностям «Гости из страны Мастеров» Конспект Непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Гости из страны мастеров». Цель: развитие.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Хлеб — наше богатство страны» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 г. Челябинска» ОСП 2 Конспект Непосредственно образовательной.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Береза — символ России» .

Конспект НОД «Как мы спасали Витаминку» для старшей группы Цель: Формирование основ здорового образа жизни. Задачи: 1. Рассказать о пользе витаминов, их значении для здоровья; 2. Развивать внимание,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения» Воспитатель.

Консультация для родителей «Русский фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям» Консультация для родителей «Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям» Дошкольное детство.

Проект «Архитектура Калининграда-Кёнигсберга» в старшей группе Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Достопримечательности родного города» Программное содержание: продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Архитектура как символ страны. Русский стиль в архитектуре» для старшей группы
Опубликовано: 17 марта 2018 в 18:07
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД