Получи документы

Конспект занятия «Береги родной язык»

Людмила Слепченкова
Конспект занятия «Береги родной язык»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Береги родной язык»

Цель:

Формирование культуры речи воспитанников 11-17лет

Задачи:

Познавательные:

Расширить знания детей о роли языка в жизни человека и общества.

Развивающие

развивать любовь к литературному языку, неприязнь к сквернословию,

Публикация «Конспект занятия „Береги родной язык“» размещена в разделах

развивать и корректировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание;

обогащать словарный запас;

расширять кругозор.

Воспитывающие

побудить подростков к осознанию причин и последствий употребления

нецензурных выражений;

способствовать формированию критического отношения к сквернословию;

побуждать к отказу от использования бранных слов в своём лексиконе;

прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями, портреты писателей, поэтов, памятки, набор слов, высказываний.

Форма мероприятия: коррекционно-развивающее занятие

Методы: элемент беседы, игры, анализ, опрос, обобщение, размышление, использование видеороликов, презентации, метод воздействия (убеждение., практическое упражнение, творческие задания (мини - доклад, работа по карточкам)

Приемы: создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка, индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам на каждом этапе занятия, одобрение, похвала, доверие, констатация поступков, происходящих в группе, работа по группам.

Предварительная работа:

проведение письменного опроса среди воспитанников старшей стационарной группы

анализ результатов анкетирования.

Проведение акции «Вред сквернословия» с 10 апреля по 24 апреля

Мероприятие «День без мата» - 3 апреля

Ход занятия.

1. Организационный момент. Вступительное слово, совместная формулировка темы занятия, определение целей и задач, предполагаемого результата.

Звучит песня о родном языке (видеозапись)

Ребята, мы сейчас с вами прослушали первый куплет песни Григория Гладкова - Говорим на русском языке

Давайте вместе определим тему нашего занятия.

Тема нашего занятия «Береги родной язык». На занятии мы познакомимся с ролью языка в жизни человека, узнаем и о том, как правильно, бережно к нему относиться.

Слайд1

2. Легенда о языке

-Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной-библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) жили в одном месте и говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Священной истории Ветхого Завета»). Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения». (Показ конституции).

Слайд2

3. История языка.

- О том, что такое язык, рассказывает притча о древнегреческом баснописце Эзопе. Попробуем вспомнить сюжет этой притчи. Эзоп – полулегендарный древнегреческий герой … (слайд 3,4,5)

Инсценирование «Притча о мудром Эзопе» (слайд 9).

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему:

- Сегодня у нас будут обедать знатные гости и ты должен приготовить самое лучшее из блюд. Сходи на базар и купи самое дорогое, прекрасное на свете.

- Хорошо, мой хоэяин (возвращается с подносом, покрытым салфеткой).

- Эзоп, ты же принёс язык?

- А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы произносим слова «мир, свобода».

- А теперь купи самое худшее, что есть на свете.

- Понял, мой господин.

- Эзоп, ты же опять принёс язык?

- Совершенно верно, мой повелитель. Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

( Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп?

Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

(слайд 7)

-Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает нас ко многому.

-Продолжим мысль мудреца? - Если мы будем хорошо знать родной язык, то сможем… (слайд 8)

4. Беседа-размышление с использованием видеоматериала.

Как много хороших, значимых слов ушло из нашего лексикона, как редко можно услышать слова: гуманный, чувствительный, деликатный. Можно прибавить прибавила к этому списку множество других: чуткий, милосердный, жалостливый, доброжелательный, великодушный. Неужели сама речь нам показывает, что эти прекрасные человеческие качества постепенно исчезают из нашего общества, и исчезают слова, на место которых приходят «культовый», «элитарный», престижный», «звёздный»? Тревожит не столько потеря прекрасных русских слов, сколько исчезновение этих качеств в людях. Позиция проста: надо быть чуткими к слову, надо быть чуткими к человеку.

-Горько и обидно становится от того, что есть такие подростки, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно красиво, а слова любят нежность. Многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств, употребляют только два слово: «У, блин» или «У, клёво».

-Ешё совсем недавно люди думали, что блин это сорт выпечки, употребляемый в пищу, теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет вам все свои накопившиеся отрицательные эмоции. Любой здравомыслящий человек употребляет слово «клёво», когда хороший клёв на рыбалке, а сейчас его употребляют постоянно.

Просмотр киножурнала «Ералащ». Анализ

-Все вы знаете стихотворение из поэмы Крестьянские дети Н. Некрасова «Мужичок с ноготок». (Рассказывают начало).

-А вот во что оно может превратиться:

-Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел: был сильный мороз.

Вижу: вдруг прёт ко мне по наклонной

Пацан, правда, ещё не крутой.

Блиновый на вид и прикидик не клёвый.

«Здорово чувак!» - я ему говорю…

-Даже не хочется читать такое стихотворение. А вот так со стороны выглядит ваша речь. Давайте как можно реже будем употреблять такие слова и выражения.

-Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков_знаменитых писателей и поэтов.

Проблема сохранения правильной литературной речи, бережного отношения к языку всё чаще тревожит наших писателей, журналистов, общественных деятелей.

4. Просмотр и обсуждение социального видеоролика о русском языке и культуре речи «Культура речи».

5. Выполнение практического задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад: наглядно-презентация (слайд 9)

1. Я торчу от этой песни (она мне нравится).

2. Ловлю кайф (получаю удовольствие).

3. Понтово (хорошо).

4. Выделываться (вести себя вызывающе).

5. Прикол (шутка).

6. Отпад (замечательно).

7. Тащиться (быть в восторге).

Несложным оказалось задание. (Слайд№ 10)

Сленг (сленгом называют слова, идущие в разрез с нормами литературного языка) незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, уже на слишком засорят ваше общение. Потому что «болезнь сленга» — это все-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремиться стать не только взрослым, но и культурным…

6. Мимические упражнения.

1. Изобразить состояние человека (испуг, восторг, печаль,боль)

2. Мини-театр. Изобразить действие: читаю газету, пишу письмо, подглядываю в дверь.

7. Обсуждение и анализ результатов анкетирования.

По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает 70% среди юношей и 53 % среди девушек. Многие подростки в своей речи употребляют нецензурные слова, это вредная привычка (Слайд 11)

Ребята, вы анонимно отвечали на вопросы анкеты. Давайте проанализируем и обсудим результаты анкетирования. ««Сквернословие. Твое отношение к этому явлению», по результатам которого было выявлено, что 10% часто употребляют в своей речи нецензурные слова, 50 %-используют редко, 40 %-никогда не используют.

На вопрос «Как ты относишься к сквернословию?» – 30% ответили -негативно, 44% - равнодушно, 26% - не замечают мат.

Вопрос «Волнует ли тебя проблема чистоты языка дал следующие результаты: 39%- волнует, 26%- не волнует, 35% -никогда не задумывался об этом.

Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? - 36% ответили, что это бесполезно; 40% можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо; 24% - борьба необходима в любом случае.

Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? 25% ответили «да», 75% - нет.

В ходе проведённого анкетирования мы пришли к выводу, что многие воспитанники считают нецензурную лексику нормой в культуре речи и ничего предрассудительного в этом не видят.

Предложенные вопросы анкеты во многом подготовили нас к сегодняшнему разговору. Отвечая, на вопросы вам пришлось проанализировать наличие/отсутствие бранных слов в вашем лексиконе, задуматься, почему вы или ребята вашего (подросткового) возраста употребляют нецензурную брань. Как можно бороться с этой вредной привычкой и нужно ли следить за тем, чтобы в нашем языке не было бранных слов, как уберечь наш родной язык от этого?

Как мы видим, среди нас, к сожалению, тоже есть те ребята, которые употребляют в своей речи нецензурные слова.

8.- Сообщение воспитанников о истории сквернословия (мини-доклады).

Постановка проблемы: откуда же взялось сквернословие? Давайте обратимся к истории.

Наши ребята подготовили мини-докладами.

1. К сожалению, матерные слова имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся как заклинанием, формулой против нечистой силы.

Но все знали, что бранить детей матом нельзя, так как они будут измучены болезнями.

Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

В доме нельзя было материться, так как в твоём доме будут жить бесы (нечистая сила).

Нельзя было сквернословить в лесу, может обидеться леший; на берегу реки, озера – оскорбиться водяной.

Историческая справка

2. До середины 19 века брань на Руси не только не была распространена, но являлась уголовно наказуемой.. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание- вплоть до смертной казни.

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие было положено телесное наказание: по рынкам и площадям ходили переодетые чиновники, схватывали ругателей и тут же на месте, для примера другим, наказывали их розгами.

-В наши дни тоже есть наказания за употребление нецензурных слов. Статья 20 часть 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание за нецензурную брань в общественных местах штраф от 500 до 1,5т. рублей или административный арест на срок до 15суток».(слайд 12).

ОБСУЖДЕНИЕ проблемы сквернословия - Как вы думаете для чего люди используют мат? (размышления детей)

В наше время мат используется:

1. Для повышения эмоциональной речи,

2. Эмоциональной разрядки,

3. Оскорбления, унижения адресата речи,

4. Демонстрации агрессии,

5. Демонстрации отсутствия страха

6. Демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.

7. Демонстрации принадлежности к «своим».

В нашей стране был проведён опрос «Для чего подростки употребляют нецензурные слова». Вот такие результаты (слайд 13).

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Размышление о вреде сквернословия : Как употребление нецензурных слов влияет на здоровье?

(Ответы детей)

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. Слово несет энергетический заряд. И слово воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая общее качество жизни.

Просмотр видеоролика «Вода и сквернословие».

Вывод

Таким образом, еще раз было доказано, что в сквернословии таится огромная разрушительная сила. Это мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны.

9. Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом».

Э. Асадов «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово “мат” идёт от слова “мать”,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

-Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей).

-Особый интерес представляет «Поучение против матерщины», приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля.

Святитель Тихон Задонский говорил: «Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу.

10. Практическая работа (работа по группам).

. Как избавиться от сквернословия?

Представьте себе, что президент России поручил нам составить антирекламу сквернословия в виде памятки для молодежи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (Дети высказываются.)

психологи утверждают, что достаточно четырех:

- перестать ругаться самому;

- выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

-избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

-читать русскую классическую литературу; запоминать стихотворения, афоризмы. (Слайд, раздаются памятки.

Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. И мы в нашем учреждении провели акцию под названием «Вред сквернословия».

-Чем вам запомнилась эта акция?

- Что вы усвоили полезного для себя, участвуя в данной акции?

Слайд 14, 15 (фото)

Ребята, я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить задание. В группах должно быть 4-5 человек.

Каждая из групп получает задание.

Задание по группам.

Заполните кластер по теме «Сквернословие», время работы 3 минуты.

Подумайте, как связаны три слова, стоящие по центру? (Слайд 16).

После заполнения кластеров воспитатель проводит обсуждение по группам.

Подведение итогов.

-Как же мы должны относиться к своему родному языку?

- Изменилось ли Ваше отношение к нецензурным выражениям?

Трудно ли будет отказаться от вредной привычки?

(Ответы детей.)

Большой знаток слова, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его здоровье. Какие это слова? (Ответы детей). Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение.

Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово-пожелание, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово.

Рефлексия:

(методика «Закончи предложение») (Слайд 17).

Во время занятия я понял (а, что. Самым полезным для меня было.

Больше всего мне понравилось… На занятии мне не понравилось.

Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Мы хотим подарить вам прекрасные книги, которые помогут вам ещё лучше понять наш родной язык и бережно к нему относиться.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Край родной, навек любимый» Программные задачи: 1. Образовательные: -закреплять знания дошкольников об истории города, его достопримечательностях, названиях улиц, храмов,.

Интеллектуальная игра «Поле чудес» по теме «Язык родной — язык Тукая» Ведущий: Много-много лет назад, в один из весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Каждый год.

Конспект ООД «Родной язык — мое богатство» для младшего дошкольноКонспект ООД «Родной язык — мое богатство» для младшего дошкольно Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Конспект ООД «Родной язык – мое богатство» для.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Как чудесен наш родной язык»Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Как чудесен наш родной язык» Конспект открытого занятия в средней группе «Как чудесен наш родной язык» Цель: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками.

Конспект занятия для второй младшей группы: «Береги здоровье» Тема: «Береги здоровье». Цель: Формировать у детей представления о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Конспект занятия «Мой родной город» Конспект занятия на тему "Мой родной город. " Дети, как называется страна, в которой мы живём? Как называют людей, которые живут в России?.

Конспект занятия по театральной деятельности «Язык жестов» Занятие по театральной деятельности в логопедической группе"Язык жестов". Программные задачи 1. Учить детей внимательно слушать сказку.

Конспект занятия «Родной город Липецк» Конспект занятия "Родной город Липецк" МДОУ детский сад №64 Составила воспитатель Тулупова Л. Н. Тема: "Липецк- малая Родина" Цель занятия:.

Родной (осетинский) язык в ДОУ Видео Воспитывать интерес детей дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества, дать им начальные представления о фольклоре.

Сценарий экологического праздника «Береги природу» конспект занятия для детей старшей группы Цель: воспитание гуменного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому. Зал оформлен в виде лесной полянки. На.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Береги родной язык»
Опубликовано: 26 апреля 2017 в 10:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Береги родной язык»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Слепченкова (УИ 943422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД