Приложение МААМ

Конспект занятия «День народного единства»

Татьяна Щелчкова
Конспект занятия «День народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект внеурочного занятия.

Группа: 5-6класс.

Тема занятия «День народного единства»

Тип занятия : закрепление пройденного

Цель: Создать условия для формирования уважения к истории и традициям нашей Родины, своего края на внеурочной деятельности.

Публикация «Конспект занятия „День народного единства“» размещена в разделах

Образовательная цель: - способствовать формированию интереса к значимости названия праздника через исторические факты и примеры, сопоставляя факты из жизни;

Развивающая цель:- расширять кругозор учащихся в процессе деятельности на занятии.

- развивать умение делать выводы, обобщать, осмысленно отвечать на вопросы на основе разных заданий.

Воспитательная цель: -воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства в процессе беседы.

Формирование УУД:

-Личностные действия: повышение уровня мотивации творческой деятельности; развитие эстетических чувств; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к истории России;

-Регулятивные действия: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу; вырабатывать способность различать способ и результат действия;

-Познавательные действия: развивать способность смыслового восприятия рассказа; осуществлять анализ объектов; показать значение праздника.

-Коммуникативные действия: задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно оценивать свою роль в творческой деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, распечатка Викторины, шляпы, веник из веточек.

-1. Орг. момент

Добрый день, ребята.

Я рада вас видеть сегодня.

Ритуал приветствия: дети, глядя в глаза называют своё имя и дарят улыбку.

2. Вводная часть

I. Вопрос на засыпку «Угадайте праздник».

-Ребята, хочу загадать вам загадку,

-Угадайте, о каком празднике идет речь. Даю четыре подсказки.

1. Учрежден этот праздник в память о событии, которое спасло русский народ от гибели, спасло Русское государство от иностранных захватчиков.

2. В церковном календаре уже три с половиной века этот день называется празднованием Казанской иконы Божьей Матери.

3. В честь этого праздника благодарные потомки установили в Москве на Красной площади памятник воеводе и старосте.

4. Событие, в честь которого учрежден этот праздник, объединило самых разных людей в России - дворян, купцов, крестьян, людей разных национальностей. Именно благодаря этому единству и была достигнута победа.

(Дети высказываются.)

Вывод: Все подсказки указывают на праздник День народного единства.

Слайд1

3. Осн. часть.

-Сформулируйте тему занятия.

На занятии поговорим о празднике - День народного Единства

Слайд 2

-Что мы сегодня узнаем?

И сегодня мы с вами узнаем новые страницы прошлого нашей страны.

- Немало людей считают, что им не нужно знать прошлое своего народа, своей страны. Вы согласны с ними?

-Зачем нужно сохранять память о прошлом?

(Дети высказываются.)

- Как же сохранить историческую память?

(Ответы детей)

-Вы правы. Традицией русского народа считалось - знать своё прошлое, передавать его из поколения в поколение. Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни? Самое важное – знать прошлое своей Родины. Любить нашу Родину. Русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

-Дети, как называется наша страна? (Российская Федерация или Россия)

-Покажите на карте нашу страну.

-Расскажите, что вы знаете про нашу страну?

-Как называлась наша страна давным-давно?

-Русь

Сейчас мы с вами отправимся в историческое путешествие по Руси.

Слайд 3

Русь-17век.

Умер царь Иван Грозный.

Слайд 4.

А без царя, как без хозяина в доме.

На Русь пришла беда. Два года был неурожай, царил голод. Начались в нашем государстве ссоры и разлад. В стране не было порядка и единства. Царил грабёж. Казаки не хотели воевать, бедные люди не знали к кому примкнуть, богачи были продажны. Появилось много желающих занять царский трон. Это время навали смутой.

Работа с толковым словарём.

Смута – это время когда появляется возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью.

Слайд 5

Этим воспользовались поляки. Они захватили Москву и посадили на трон своего царя Лжедмитрия. Народ верил. Что сейчас в стране наладится мир и спокойствие. Но вскоре люди увидели, что поляки грабят и обижают народ. Началось восстание, и царя убили.

Начались новые волнения. На Русь надвигались шведские войска.

Они захватили Новгород, близлежащие земли. А англичане решили захватить северные наши земли. Но как бы не было тяжело. На нашей земле то тут, то там вспыхивали волнения

Слайд 6

Монахи Троице - Сергиевого монастыря 15 месяцев сдерживали осаду 30-тысячного польского войска и не пустили врагов в святую обитель. Казалось, пришёл конец России.

Поднялось ополчение в Рязани, в Москве жители восстали против поляков.

Среди людей не было единства. Зажиточные люди были продажны, делили между собой земли российские. Бедные – не знали к кому приткнуть. Казаки жили сами по себе, обособленно.

Как же удалось победить Смуту, поднять народ на борьбу с захватчиками? Кто они, герои Смутного времени? На этот вопрос ответит «Колокол патриарха Гермогена».

Слайд 7.

«Колокол патриарха Гермогена»

- Все привыкли связывать освобождение Москвы с именами Минина и Пожарского. Но мы начнем вспоминать о героях Смутного времени с другой фигуры.

Патриарх Гермоген - выдающийся подвижник земли Русской. В годы Смуты голос патриарха Гермогена, как колокол, звал народ на борьбу с захватчиками, пробуждал национальное чувство народа.

-Патриарх - это глава всей церкви. Гермоген был избран патриархом в 1606 г. Ему было тогда 76 лет. И всю жизнь он оставался защитником православной веры и государственности.

Когда бояре пустили в Москву поляков и посадили на русский престол польского королевича Владислава, патриарх призвал народ не присягать королю, не подчиняться изменникам-боярам. Он открыто заявил боярам, что будет поднимать народ на борьбу с захватчиками. После этого заявления поляки поставили стражу и никого не допускали к патриарху, потом заточили его в Чудов монастырь.

-Но и оттуда патриарх Гермоген слал грамоты к народу, с болью говорил о расхищении Отечества, призывал на борьбу с иноземцами.

Слайд 8

-Их призывы были услышаны. Народ стал собираться в ополчения. Когда поляки узнали, что ополчение, собранное Мининым и Пожарским, идет к Москве, то потребовали от патриарха остановить народ. Но он сказал: «Да будут благословенны борцы за Родину, а изменники да будут прокляты». За эти слова поляки заперли его в темницу и уморили голодом

Слайд 9

Осенью 1611 года в Н. Новгороде земской староста (объяснить слова) Кузьма Минин начал формировать отряды народного ополчения для борьбы с врагами.

Русский народ решил объединиться для борьбы с захватчиками.

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины!

- Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов

Слайд10

-Избрали военного предводителя народной рати известного своей храбростью и честностью Дмитрия Михайловича Пожарского.

В июне 1612 года народная дружина Минина и Пожарского выступила на Москву, где в то время находился вражеский гарнизон. Не одна кровопролитная битва произошла в Москве и под Москвой. В октябре 1612 года вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов. Минин и Пожарский- организаторы национально-освободительной борьбы.

О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им пришлось для этого сделать - мало кому известно. Действительно Минин и Пожарский были горячими сторонниками национального восстания против поляков и шведов, спасения Отчизны. Для спасения требовалось всего две вещи - люди в войско и деньги собрать на организацию похода. Людей было достаточно и деньги у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Казалось бы оставалось лишь собрать деньги на снаряжение полков но не тут –то было. Многие заявили: «А у нас денег нет!»

Тогда К. Минин бросил свой знаменитый клич «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю». Против никто не был. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жен и детей состоятельных граждан города. Богачам ничего не оставалось делать, как откапывать свои «кубышки» и выкупать собственные семьи. Так была спасена Мать-Россия.

Слайд 11

Наши земляки - вятчане - одни из первых пришли в ряды ополченцев. В числе народных ополченцев было немало вятчан. Вятчане присоединились к войску Дмитрия Пожарского, что свидетельствуют исторические записи. Ополченцы прошли около границ Яранска.

В марте 1609 года здесь было сформировано земское ополчение, которое двинулось к Вологде на соединение с ополчениями других городов.

Источник: "Все свои" - https://vsesvoi43.ru/istoriya-zemli-vyatskoy/

Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Слайд 13

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай – город и изгнать поляков из Москвы.

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Слайд14

Решительное сражение успешно произошло в Москве у стен Кремля.

Поляки мечтали справиться с будущим царём России - Михаилом Романовым.

Слайд15

Но этому плану не суждено было сбыться. Сельский староста Иван Сусанин спас основателя русской династии. (Его внук Пётр 1).

Прославился тем, что зимой 1613 г., спасая новоявленного царя Михаила, завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был изрублен поляками.

Согласно легенде зимой 1613 года уже наречённый царём Михаил Романов и его мать, Инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.

Недалеко от Домнина они встретили старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову.

За отказ указать верный путь, Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове.

На месте гибели Ивана Сусанина потомки установили памятный камень.

Подвиг отражён в художественной литературе и в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин»

Слайд16

И вот наступил долгожданный день : вражеское войско было побеждено. Россия стала свободной, а ее народы едиными. В честь объединения всех народов и земель России и победы над врагами Минину и Пожарскому отлили памятник из меди с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Поставили этот памятник в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд17

«Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской:

1. Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нё м:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –

Благодарная Россия».

Более ста национальностей проживают на территории нашей страны.

Россия – многонациональное государство. А на территории нашей области проживает около ста национальностей. И не важно, какой мы веры, национальности, только объединившись, мы можем преодолеть любую беду, и только вместе россияне смогут выстоять против любой беды. Наша сила-в единстве.

Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!

-Приведите примеры единства россиян.

Слайд 18

И вот, по Указу Президента Российской федерации с 2005года 4ноября мы отмечаем праздник – День народного единства.

Вывод: Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государства.

Наше путешествие завершилось.

Но мы продолжим наше общение.

Посмотрите инсценировка сказки Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

Автор. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит.

Отец (протягивая веник детям). Сломайте!

(Дети старательно ломают веник, но не могут сломать.)

Автор. Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

(Отец развязывает веник и раздает прутья сыновьям. Сыновья легко ломают прутья веника.)

Автор. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит.

Отец. Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.

Вывод: Помните каждый слова из сказки Л. Н. Толстого «Отец и сыновья» : «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит». Это правило хорошо усвоили люди Смутного времени и преодолели Смуту. Это правило хорошо бы усвоить и нам, чтобы наше время тоже не стало смутным.

5. Закрепление материала.

Работа в парах.

• Какие события происходили в России в начале 17 века?

• Кто покушался на свободу России?

• Назовите героев того времени.

• Какие изменения произошли после победы народного ополчения Минина и Пожарского?

• Где находится памятник Минину и Пожарскому?

• Где находится памятник Ивану Сусанину?

• Что написано на постаменте памятника Минину и Пожарскому?

• В каком году был установлен памятник?

• В каком году был официально утвержден праздник День народного единства?

• Кто же смог спасти Россию?

- Патриарх Гермоген призывал спасти веру и государство.

- Купец Минин организовал ополчение.

- Князь Пожарский возглавил войско.

За что шли в ополчение к Минину и Пожарскому? На что отдавали свои последние сбережения? (Спасение православной веры, спасение Русского государства.)

Слайд 19

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.

6. Рефлесия

-Что нового вы узнали?

Приём «Шесть шляп»

Вы познакомились с некоторыми событиями Смутного времени, когда наше государство и наш народ были на грани исчезновения. Это было время, когда все были против всех. Тогда народ стал легкой добычей для захватчиков.

Мы с вами тоже живем в трудное время, когда Россия теряет многие свои завоевания, когда в народе размываются границы между добром и злом. Наш народ тоже разобщен. Весь этот раздор очень выгоден врагам России.

Вывод: Пример наших далеких предков говорит о том, что только в единстве народ обретает силу. В нашем коллективе тоже происходят ссоры, недоразумения. И толь вместе мы сможем всё преодолеть. Желаю всем удачи!

Слайд 21.

Публикации по теме:

Конспект занятия «День народного единства»Конспект занятия «День народного единства» -Воспитатель: Ребята, Вы любите праздники? Дети: да! Воспитатель: А какие праздники вы знаете? Дети: День рождения, Новый год, 8 марта,.

Конспект занятия в первой-второй младшей группе к празднику «День народного единства» по теме «Российский флаг»Конспект занятия в первой-второй младшей группе к празднику «День народного единства» по теме «Российский флаг» Конспект занятия в первой – второй младшей группе «Петушок» к празднику «День народного единства» по теме «Российский флаг» Воспитатель:.

Фотоотчет о проведении тематического дня «День народного единства» с детьми средней группы ко Дню народного единстваФотоотчет о проведении тематического дня «День народного единства» с детьми средней группы ко Дню народного единства Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступил последний осенний месяц - ноябрь. 4 ноября все жители нашей страны отмечают замечательный.

Конспект интегрированного занятия на тему «День народного единства»Конспект интегрированного занятия на тему «День народного единства» Конспект интегрированного занятия на тему: «День народного единства»в средней группе. Цель: познакомить детей с историей праздника.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Мы разные, мы вместе. 4 ноября — День народного единства» (старший возраст)Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Мы разные, мы вместе. 4 ноября — День народного единства» (старший возраст) .

Конспект НОД «День народного единства»Конспект НОД «День народного единства» Конспект НОД "День народного единства" Цель: закрепление у дошкольников представлений об истории возникновения праздника, его значении.

Конспект занятия «День народного единства» в младшей разновозрастной группеКонспект занятия «День народного единства» в младшей разновозрастной группе После занятия по знакомству с праздником "день народного единства", ребята с радостью приняли участие в акции " Мы вместе" и изготовили.

Конспект занятия для детей 6–7 лет с ТНР «День народного единства»Конспект занятия для детей 6–7 лет с ТНР «День народного единства» Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ТНР на тему «День народного единства». Авторы - составители:.

Конспект занятия по познавательному развитию «День народного единства» в средней группеКонспект занятия по познавательному развитию «День народного единства» в средней группе Составил: воспитатель :Бочкарева Л. А. г. Верхняя Салда Цель: расширять знания об истории праздника «День народного единства»о государстве,о.

Праздник «Дружба народов», посвященный Дню народного единства. Выставка ко Дню народного единстваПраздник «Дружба народов», посвященный Дню народного единства. Выставка ко Дню народного единства Цель: Воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма через знакомство с культурой и обычаями народов России. Задачи: • Приобщить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «День народного единства»
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 18:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «День народного единства»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щелчкова (УИ 2091301) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД