Конспект занятия «Дифференциация [Ч]-[Ц] в слогах, словах и предложениях»

Марина Пилякина
Конспект занятия «Дифференциация [Ч]-[Ц] в слогах, словах и предложениях»

Цель:

вырабатывать умение различать звуки [ч] и [ц],

опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую мото

рику кисти руки и зрительные ассоциации;

3адачи:

развивать умение строить самостоятельные высказывания,

орфографическую зоркость и навыки беглого письма;

расширить и обогатить словарь за счет слов, образованных

с помощью суффиксов,

совершенствовать навык анализа предложения,

развитие зрительного восприятия,

Оборудование: магнитная доска, демонстрационный набор для конструирования букв Ч и Ц; артикуляционные профили Ч и Ц; раздаточный набор предметных картинок на Ч и Ц; демон страционная таблица слогов и слов (дифференциация Ч и Ц): карточки под пленкой, фломастер; демонстрационные таблицы букв Ч и Ц и предметные картинки; индивидуальные зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Объявление темы через выделение звуков Ч – Ц из слов в предложениях.

У цапли цыпленок. У черепахи черепашонок

Какой звук стоит первым в словах?

2. Изучение материала и его закрепление.

• Из элементов букв сконструировать буквы: У, Ч, Ц, ч, ц.

(Буквы Ч и У введены для выявления сформированности устойчивой дифференциации этих букв.)

• Нахождение сходства и различия букв «ч» и «ц».

Анализ звука ч: Глухой, взрывной, сложный. Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Уточните артикуляцию с помощью артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ч» кистью руки.

Анализ звука ц: Глухой, взрывной, сложный. Уточнение артикуляции с помощью зеркала и артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ц» кистью руки.

Сопоставьте звуки, которые обозначаются буквами «ч» и «ц» по артикуляции.

Сходство:

глухие, взрывные, сложные.

Различия:

Местообразование, направление струи воздуха:

[ч] — струя теплая, [ц] — струя холодная,

[ч] — произносится мягко, а [ц] — всегда твердо.

При произнесении [ч]кончик языка всегда в верхнем положении, а губы вытянуты в трубочку, а при звуке [ц] кончик языка в нижнем положении, и губы — в улыбке.

• Чтение по слоговой таблице

Сначала все слоги с буквой «ч», а затем — с «ц».

Придумайте слова со слогами: ча, чо, цо, чи, цы, че, це.

Прочитайте все слоги, содержащие «ч» и «ц»: чац, чоц, цоч и

т. д.

Какие правила вы изучали на правописании ча, чу?

• Графический диктант.

Инструкция. Прослушайте слова и зашифруйте их с помощью букв «ч» и «ц»: полотенце, цыган, чуточку, часовой, песочек, причесать, целый, качели, цепочка, четверка.

Фронтальная проверка ц, ц, чч, ч, ч, ч, ц, ч, цч, чч.

• Вставь буквы.

Вставить «ц», «ч» на доске цветным мелком. После разбора и четкого проговаривания, вставленные буквы стираются.

(Лицо, яйцо, задача, почта, кольцо, качели, печка, овца, очки.)

Проверка поднять соответствующую букву.

• Работа над предложением (сюжетные картинки)

Кто стоит у крыльца? (Курица с цыплятами стоят у крыльца)

Кто проверяет тетради? (Учитель проверяет тетради)

- определить количество слов в предложении

- определить слова с дифференцируемыми звуками

- записать предложения в тетрадь.

• Динамическая пауза. Упражнение «Буратино»

• Самостоятельная работа по карточкам.

Заполни пропуски буквами «ч» или «ц»

Водо…а – води…ка

Ли…о – ли…ико

Зая… - зай…ик

Зубе… - зуб…ик

Огуре… - огур. ик

Какие буквы вставили в первый, во второй столбик?

Как изменился смысл слова?

Все ли слова известны?

• Подобрать слова со звуками «ч» или «ц». определить их место в слове.

• Упражнение в словообразовании.

Образуй слова, которые отвечают на вопрос: Какой? Какая? Чей? из записанных на доске.

Слова: заяц, птица, яйцо, курица, ситец, леденец, певец, царь.

3. Подведение итогов.

Чем занимались?

Какое задание было трудным?

Какое задание понравилось?

Выберите символ звука, с которым было трудно работать

Покажите пиктограмму вашего настроения.

Публикации по теме:

«Дифференциация звуков [А]-[У] в слогах и словах». Конспект занятия в средней группе для детей с ОНР .

«Поиграем с Чебурашкой». Конспект занятия по автоматизации звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях«Поиграем с Чебурашкой». Конспект занятия по автоматизации звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях .

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [С-Ш] в слогах, словах» Цели: Дифференциация звуков [С], [Ш]. Задачи: -Развивать мышцы артикуляционного аппарата. -Развивать фонематическое восприятия. -Закрепить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Автор: Павловская Лада Николаевна,.

Конспект занятия «Пёс Чарлик в гостях у ребят» (Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях) Цель: автоматизация звука [Ч] у детей в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Задачи - обогащение словарного запаса по темам птицы,.

Конспект занятия «Путешествие по сказкам. Автоматизация [Р] в слогах, словах и предложениях» Тема: Путешествие по сказкам. Автоматизация «Р» в слогах, словах и предложениях Цель: формирование звуковой стороны речи Коррекционно –.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация [Ч]-[Ц] в слогах, словах и предложениях»
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 17:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по выставке «Город снеговиков»
У него морковный нос, И к метели он привык. Любит зиму и мороз. Это белый снеговик. ( Н. Сергиянская) Трудно представить детские площадки зимой без...
Новогоднее оформление группы «В гостях у Снегурочки»
Новый год – это всегда ожидание чуда! А детский сад именно то место, где дети больше всего ждут чудес, волшебства, сказки. И как важно при этом сделать все...
Мастер-класс «Открытка для Мамочки»! !! (2 младшая группа)
Сегодня Мы решили представить Вашему вниманию наш мастер-класс "Открытка для Мамочки" . ( Из цветной бумаги. Такую открытку мы делали для наших Мамочек в...
Фотоотчёт Прогулка: «Зима» группа раннего возраста
Подготовила : Артемова Т. И ]Цель :учить наблюдать, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Способствовать радостному настроению....
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу Светлоград» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС №33...