Лучший педагог года

Конспект занятия «Дифференциация звуков: [С] — [Ш]»

Ольга К
Конспект занятия «Дифференциация звуков: [С] — [Ш]»

Конспект занятия

Тема: Дифференциация звуков : С – Ш.

Цель. Упражнять в сравнении, различении и нормативном произношении звуков «с – ш».

Задачи: 1. Коррекционно- образовательные:

1.1. расширять кругозор детей и создавать социально-психологические основы всестороннего и целостного развития личности;

1.2. продолжать формировать знания и представления о речевых единицах;

2. Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков: [С] — [Ш]“» размещена в разделах

2.1- уточнить артикуляцию каждого из смешиваемых звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие; кинестетические ощущения;

2.2- продолжать развивать фонематический слух, фонематическое восприятие и формировать фонематические представления: гласные – согласные, твердые – мягкие, глухие - звонкие; устанавливать наличие или отсутствие звука в слове; закреплять навыки определения позиции звука в слове : формировать навыки фонематического анализа и синтеза;

2.3 - дифференцировать смешиваемые звуки : изолированные, в слогах, словах, предложениях (в словах - на фоне уточнения звуковой и лексической изолированные стороны слова);

3. Коррекционно- воспитательные:

3.1. формировать положительную мотивацию к произвольной познавательной деятельности;

Материал для занятия.

Для орг. момента: письмо-приглашение;

Для драматизации: - шапочка медведя и кошечки; игрушки: кукла Саша и сушки;

белочка и орешки; медвежонок и бочонок; петушок и проса мешок; зайчик и морковка;

три мышки; штанишки и сапожки;

Для коррекционно – образовательного процесса: (лексика в картинках - раздаточный и

демонстративный на дифференциацию звуков) :

- 8 ромашек с лепестками:

- предметные картинки на синтез звуков :

- символы: слова, слога, звуков;

- зеркала индивидуальные;

- пружинки для самомассажа:

- Для оформления зала:

- малосюжетные картинки с изображением признаков весны;

- лесная полянка: ели, подснежники, снег, лужи, проталины:

1. Орг. момент:

- Кто-то бросил мне в оконце, Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Ребята, от кого пришло письмо,

Вам хочется узнать?

Тогда надо постараться

Загадку отгадать: «Мягкие лапки, а на лапках царапки».

- Правильно. Отгадали. Письмо пришло от кошечки Снежки. Вот что она пишет:

(логопед читает письмо) «Здравствуйте дети! Пишет вам кошечка Снежка. Приглашаю вас на свой день рождения. Все мои друзья придут меня поздравить! А кто они вы скоро сами узнает».

День рождения – это праздник. А к празднику надо подготовиться. И самое главное, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение.

* Психотренинг.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и умны, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и хорошее настроение. Выдохните через рот все огорчения и обиды. Только с таким настроением мы получим удовольствие от подготовки к празднику и от самого дня рождения.

2. Этапы работы по дифференциации звуков «с» и «ш».

Звук «с».

Весной там и тут,

Быстро ручейки бегут,

Тихо песенку поют: с - с - с-…

- Закрепление артикуляционного уклада.

- Нормативное произношение изолированного звука «с», (воздушная струя холодная).

- Характеристика звука «с» - согласный, твердый, глухой.

(дети находят символ соответствующий звуку «с»)

Звук «ш».

- Дети, а кто знает, почему наступает весна? В слове «солнышко» есть звук - с?

Но в этом слове есть звук, который многие из вас путают со звуком «с».

Я сейчас проговорю слово, а вы послушайте, какой звук я выделяю голосом?

(солныш- ш –ш –ко) Правильно, звук «ш».

Весна теплым ветерочком дышит,

Ветерок листву колышет: ш- ш- ш…

- Закрепление артикуляционного уклада.

- Нормативное произношение изолированного звука «ш» (воздушная струя теплая);

- Характеристика звука «ш» - согласный, твердый, глухой.

(дети находят символ соответствующий звуку «ш»)

Сравнение изолированных звуков «с» и «ш» :

- на слух;

- по артикуляционному укладу;

- воздушной струе.

Игра: «Узнать звук по беззвучной артикуляции».

Игра: «Послушай звуковой ряд и повтори»

3. Динамическая пауза.

В лес весенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Нужно нам в лесу мишутку Косолапого найти.

Мы шагаем, мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Ноги выше поднимаем, На цветы не натупаем.

Ой – ой, ой – ой, Посмотрите, зверь, какой!

(ребенок в шапочке медведя ходит по кругу и рычит)

Логопед: - А что же, Мишенька, у тебя в мешке? (игрушки; медвежонок, пружинки, миска)

картинки: мишка и миска)

4. Самомассаж. ФОТО

- Когда приходят в гости, то сначала здороваются.

- Покажем, как слоги разговаривают друг с другом (меняют интонацию, меняется мимика лица)

Эй, ребята, не зевать,

Будем слоги повторять.

Здороваются: са-ша, са-ша; (Дети надевают пружинки на каждый пальчик поочередно)

Удивляются: со-шо, со-шо;

Сердятся: су-шу, су-шу;

Мирятся: сы-ши,сы –ши;

Прощаются: сэ – шэ, сэ - шэ;

Вот и первый гость, который торопится на день рождение. Вот тебе бочонок меда – сам поешь и кошечке оставь.

- На день рождения всегда приходят с цветами. Отгадайте загадку и вы узнаете, какой цветок мы будем делать. Загадка:

5. Игра: «Собери ромашку»

(Дети разделены на 2 команды, перед ними лепестки ромашки, на которых картинки со звуками : «с» и «ш» - в начале, середине и в конце. В названии одной картинки - два одинаковых звука). Лексика в картинках:

- Дети, одна команда собирает ромашку со звуком «с», а другая со звуком «ш».

- Почему один лепесток остался лишний? (в нем нет звуков «с» и «ш»)

- Поднимите лепесток с картинкой, где звук «с» или «ш» в середине (конце, начале).

- Найдите лепесток с картинкой, где два звука «с» или «ш» и расскажите, где находятся звуки? Подарок готов.

6. Игра: «Правда или нет, дай правильный ответ».

Лексика: Сладко спит в берлоге миска,

На столе с салатом мишка.

7. Игра: «Найди два слова похожие по звучанию».

- Найди два слова похожие по звучанию, но чтобы в одном слове был звук «с», а в другом «ш».

- Объясни, чем слова отличаются друг от друга? (звуковая и лексическая стороны слова);

Лексика в картинках: каска – кашка

маска – Машка

уши – усы

мишка – миска

крыса – крыша

8. Игра: «Прочитай слово по первым звукам» (задание на синтез звуков)

- На день рождения с нами еще кто-то пойдет? Здесь написано имя (Саша).

Лексика в картинках: сок, автобус, шуба, аист.

- Да, с нами пойдет кукла Саша.

- Сейчас узнаем, какой подарок она приготовила (сушки).

Лексика в картинках: сапоги, уши, шапка, кепка, ива.

9. Дифференциация звуков в чистоговорке.

- Да, для Снежки сушки, а для вас частушки: (каждый ребенок повторяет по одной строчке)

Саша шустро сушит сушки,

Насушила штук по шесть.

И смешно спешат детишки, Сушки Сашины поесть.

10. Словоизменение.

п. с. - согласование прилагательного с существительным среднего рода ед. ч. в Им. п.

Игровое действие – поздравление с днем рождения.

(Дети встают вокруг кошки, дарят цветы, подарки)

Дети хором: Кошечка Снежка! Поздравляем с днем рожденья!

Дети дарят подарки:

- Я дарю тебе - мыло душистое и полотенце пушистое.

- Мне хочется подарить тебе яйцо вкусное, белоснежное.

- Я подарю тебе - платье роскошное, шерстяное с застежкой и брошкой.

- Я выбрал в подарок - одеяло пушистое, теплое и смешное. На нем портреты твоих друзей.

- Хочу, чтобы дома у тебя было кресло мягкое и теплое как солнышко.

11. Драматизация стихотворения: «День рождения у кошки – Снежки». ФОТО

(на основе адаптированного стихотворения С. В. Ефимовой)

Логопед: - Еще ждет гостей сегодня кошка

И волнуется немножко: Кошка: - Что ж так долго не идут?

Логопед: - Ну а гости тут как тут.

Друг за дружкой по дорожке

Все спешат поздравить кошку

Белочка: - Белочка в тележке

Везет кошечке орешки.

Зайчик: - В корзинке у зайки –

Морковь для хозяйки.

Медвежонок: - Дарит медвежонок

Тебе меду бочонок.

Петушок: - Дарит петушок

Смешинке - проса мешок.

Кукла Саша: - Для своей подружки,

Принесла я сушки.

Собачка: - Я купила кошке

К празднику сапожки.

Кот: - Я - кот Тимофей

Принес трех мышей.

Логопед: Всем подаркам кошка рада,

С одного ж не сводит взгляда Догадайтесь поскорей:

Чей подарок ей милей?

Кошка: - Раз, два, три, четыре, пять!

Надо подарки сосчитать,

Потихоньку, помаленьку

Прибавляю к мышкам кошку,

Получается ответ:

- Кошка есть, а мышек - нет! Спасибо за угощенье, Какой вкусный день рождения! Мяу!

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях»Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Материалы для автоматизации сонорных звуков. Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]» Конспект занятия по звукопроизношению Тема: “Автоматизация звука [Р]” Цели: Коррекционно-образовательные: - Дать детям понятие о механизме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков: [С] — [Ш]»
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 06:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД