Конспект занятия для детей подготовительной группы «Нужны ли нам цветы»

Антонина Сеньшинова
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Нужны ли нам цветы»

МАДОУ ЦРР –детский сад №2

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе

«Цветы нужны всем»

(с использованием технологий: моделирование, проектирование, экспериментирование, музейная педагогика)

Программные задачи:

- формировать у детей обобщённое представление о цветах и их значении для всех живущих на планете;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;

-развивать логическое мышление, внимание и память;

-формировать интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

Предварительная работа: создание музея «Цветы», просмотр мультфильма по сказке Бажова «Хозяйка медной горы». Чтение произведения И. Гуриной «Как появился цветок».

Материалы: Музей Цветов, иллюстрации, предметные картинки, коллекции открыток, технологические карты проведения опытов с растениями, слайд- презентации: «Цветы – барометры», «Цветочные часы»; лекарственные растения, галерея детских работ «Мои любимые цветы», д/игры «Чудеса преображения», «Цветочные часы», репродукции картин «Роза» ГерасимовА., «Полевые цветы в серебряной вазе» Е. Романова, «Флоксы» В. Космина, аудиозапись вальса Штрауса «Розы с юга», заготовки цветов для составления икебаны.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами смотрели мультфильм «Каменный цветок». Вы помните хозяйку Медной горы? Мне пришло известие, что она хочет, чтобы все цветы оказались в ее подземном дворце и росли там. Как вы думаете, возможно ли это? Что может произойти, если вдруг все цветы окажутся в каменном подземелье?

- Цветы там погибнут.

- А почему вы так думаете? (ответы детей) Что необходимо цветам для жизни?

- Свет, вода, тепло, земля.

1. Опытно-экспериментальная работа (дневники наблюдений)

- Давайте вспомним, какие опыты и наблюдения мы с вами проводили, чтобы доказать это. Посмотрите на листочек нашего дневника наблюдений, где вы делали зарисовки, как растение поворачивается к свету. Вспомните и расскажите, что происходило с растением во время нашего наблюдения?

- На подоконнике стоял цветок. Его веточки наклонились к стеклу. Мы повернули его в другую сторону. Через неделю его веточки опять наклонились к стеклу. Мы снова повернули растение в другую сторону, но через неделю произошло то же самое – веточки снова смотрели в окно.

- Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

-Цветок все время тянется к свету, значит свет ему очень нужен.

(Дети рассматривают дневник наблюдений за цветами с зарисовками).

Воспитатель: Теперь давайте вспомним, какие опыты мы проводили, чтобы узнать пьют ли цветы воду. Посмотрите на фотографии в нашем дневнике. Что за опыт на первой странице?

Воспитатель: в стакан с водой поставили цветок и отметили, сколько воды было в стакане, а когда через несколько дней посмотрели, воды в стакане стало меньше.

- Куда делась вода?

- Мы подумали, что цветок ее выпил.

Воспитатель: чтобы подтвердить это, мы провели еще один опыт. Какой? Посмотрите на следующие фото. Вспомнили? Кто хочет рассказать об этом опыте?

- Мы налили в стакан не простую воду, а подкрашенную, и поставили в эту воду белый цветок. Через некоторое время цветок стал голубым.

- Как вы думаете, почему?

- Он напился синей воды.

Воспитатель: дети, а помните, что случилось с нашими комнатными цветами летом, когда стояла жаркая погода, а у нас было несколько выходных, и цветы никто не поливал?

- Цветы завяли. А когда мы стали их поливать, они постепенно ожили.

- Так какой вывод можно сделать из этих опытов и наблюдений?

- Цветам нужна вода, без нее они погибнут.

- Вчера мы с вами ходили к клумбе. Какие изменения произошли на клумбе по сравнению с летом?

- Цветы почти все засохли.

- Почему, как вы думаете?

- Им, наверное, холодно.

- А посмотрите на цветок, который мы пересадили с клумбы в цветочный горшок и занесли в теплую комнату. Как он выглядит?

- Он не засох, красиво цветет.

- Значит, какой вывод можно сделать?

- Цветам необходимо тепло.

- Так какие условия нужны для хорошего роста и цветения растений?

- Вода, свет и тепло.

- Да, и мы это доказали при помощи опытов и наблюдений. Дети, так смогут ли цветы жить в подземном дворце, где холодно и нет солнечного света?

- Они там погибнут.

2. Беседа «Без цветов нет плодов», постановка проблемных вопросов.

Воспитатель: дети, а теперь давайте подумаем, какая жизнь будет на Земле без цветов, если они исчезнут? Скажите, пожалуйста, как вы думаете, для чего нужны цветы?

(Ответы детей: чтобы было красиво, чтобы дарить на праздники, чтобы украшать дом, чтобы сажать на клумбы, чтобы пчелки на них садились)

- Вы все верно сказали. Но сейчас мы поговорим о том, что многие растения являются пищей для людей, животных, птиц, насекомых. Это, прежде всего, овощи, фрукты, ягоды. Разве могут вырасти эти плоды, если у растений не будет цветов? Вспомните, откуда появляется крошечный огурчик? Вы, наверное, видели, что у некоторых огурцов, которые мама принесла с рынка или с огорода на кончике бывает желтенький цветочек. А прежде, чем на деревьях появятся вишенки, яблочки, персики, что вырастает на веточках? Верно, цветочки! «Как молоком облитые, стоят сады вишневые…», а «Яблони в цвету – какое чудо

(Просмотр слайд- презентации: вишневый сад, яблони в цвету, клубника цветет, цветущие огурцы и помидоры)

Воспитатель: Друзья, а вы когда-нибудь гуляли весной в цветущем саду? Слышали, как гудели пчелки, собирая цветочный нектар, который потом они превратят в душистый, сладкий, целебный мед? А из этих красивых, душистых цветочков вырастают потом чудесные, ароматные плоды!

А кто из вас собирал летом клубнику? Кроме ягод, что еще вы видели на кустиках? Верно, белые цветочки. Какое бы огородное или садовое растение вы ни назвали, у каждого, прежде чем появится плод, появляется цветок. Поэтому и говорят, что без цветов не будет и плодов.

3. Дидактическая игра «Чудеса преображения» (моделирование процесса)

- Давайте поиграем в игру «Чудеса преображения» - выстроим цепочку развития растения.

(Дети самостоятельно выстраивают цепочку: семя – росток – цветок - плод)

- Кто хочет рассказать, какая цепочка развития растения у него получилась?

(Ответы детей:)

- Дети, у кого-нибудь получилась цепочка без цветка?

- Нет.

- Какой можем сделать вывод?

- Без цветов нет плодов.

- А плоды для кого являются пищей?

- Для людей, для животных, птиц.

- А насекомые чем питаются?

- Пыльцой и нектаром цветов.

- Значит, цветы нам всем необходимы, без них мы будем голодны.

4. Дидактическая игра «Зеленая аптека»

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Зеленая аптека». Я буду называть болезнь, а вы подумайте и выберете в аптеке коробочку с цветками растения, которые помогают при этой болезни.

1. Отыщите растение, цветки которого могут помочь при ангине, простуде, насморке, а еще для заживления ран и ожогов.

- Календула.

- Верно. Лепестки ее сорвите,

Потом горло полощите.

При ангине и простуде

Лучше доктора не будет!

2. А цветки какого растения помогут нам при простуде, снизят высокую температуру, придадут сил?

- Цветки липы.

- Понюхайте, как они пахнут! Чем пахнут цветки липы?

- Медом.

- Цветки липы – прекрасные медоносы, липовый мед тоже отличный лекарь при простуде.

3. А теперь нужно выбрать растение, отвар из цветков которого используется для полоскания волос, чтобы они были красивые, блестящие, шелковистые.

- Ромашка.

- А при каких еще болезнях помогают цветки ромашки? Ромашка – отличный лекарь при ангине. Настоем цветков ромашки можно полоскать горло, промывать носик при простуде.

Ромашка – очень распространенное растение, ее можно встретить не только в нашем Краснодарском крае, но и по всей России, вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь».

5. Приготовление настоя (опытно-экспериментальная работа)

Воспитатель: дети, скоро наступит зима и, возможно, кому-то из вас или из ваших близких понадобится целебный настой от простуды. Сейчас мы пройдем в лабораторию и поучимся готовить такой настой. Вы должны внимательно наблюдать и помогать мне.

- Из каких лекарственных трав мы будем готовить противовоспалительный настой? Какие травы мы приобрели в нашей «Зеленой аптеке»?

- Календулу, ромашку и липовый цвет.

- Сначала нужно смешать травы. Насыпьте в миску по одной столовой ложке каждой травы, хорошо перемешайте. Теперь одну столовую ложку этого травяного сбора насыпать в чистую стеклянную или керамическую посуду.

(Дети помогают: отмеряют, насыпают, смешивают травы, высыпают в прозрачный заварочный чайник)

- Теперь я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите, пожалуйста, вода, которой я заливала травы, какого цвета была?

- Вода была бесцветная.

- Накроем настой крышкой и посмотрим, как изменяется цвет воды.

- Вода меняет цвет.

- Верно. Растения отдают воде свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться. Только помните, что готовить его нужно обязательно вместе со взрослыми, а то не только простуду, но еще и ожоги лечить придется. Мы оставим настой настаиваться, а сами сделаем вывод, что цветы не только дают нам пищу, но и в чем еще помогают?

- Еще они помогают нам при лечении разных болезней.

6. Динамическая пауза

Этюд «Оживи картинку»

Педагог читает рассказ «Цветок», дети под музыкальное сопровождение движениями, жестами и мимикой изображают услышанное.

Семечко долго спало в земле, ему было холодно и темно. Когда весной солнышко согрело землю, а девочка полила семечко водой из лейки, проклюнулся росточек. Он протиснулся на поверхность и потянулся к солнышку. Вскоре росточек превратился в стебелек, и на нем появился бутон. И вот однажды утром он развернул свои лепестки и подставил их солнышку. Все любовались и говорили: «Какой он красивый!».

7. Знакомство с цветами - барометрами.

Воспитатель: человек давно заметил, что у многих растений накануне перемены погоды происходят какие-либо изменения. Дело в том, что растения в отличие от животных не могут убежать или улететь, спрятаться от непогоды, поэтому они очень чувствительны и заблаговременно реагируют на малейшие изменения погоды.

Дети смотрят слайд- презентацию.

Воспитатель: одни растения перед дождем закрывают цветки, чтобы защитить от повреждения пыльцу:

* Цветы календулы, белой кувшинки, вьюнка, мать-и-мачехи закрываются - скоро дождик ожидается.

* Одуванчик не сдувается – скоро дождик ожидается.

* Одуванчик шар сжимает – дождик капать начинает.

- Другие растения перед дождем обильно выделяют ароматный нектар, привлекающий пчел и других насекомых.

* Цветы пахнут сильнее – на небе тучи чернее.

- Третьи «плачут» липкими капельками сока.

- Четвертые меняют положение листьев

* Листочки клевер прижимает – нас о дожде предупреждает.

* Клевер наклоняется – дождик начинается.

* Кислица листики сложила – нас о дожде предупредила.

Воспитатель: подмечая изменения в поведении растений, наблюдательные люди могут предсказать погоду. Растений таких много, их называют растениями-барометрами. Кто знает, что такое барометр?

- Барометр – это прибор, который помогает узнать, какая будет погода.

- А как мы с вами определяем время?

- По часам.

- А еще как? Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, примерно определить время нам помогут растения. Их называют цветочными часами.

Выйди летом за село –

От цветов светлым-светло.

Можешь смело здесь играть

И не бойся опоздать.

Вовремя придешь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг – и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растенья

Знают все без исключенья.

От росы и до росы

Счет часам ведут часы.

На все лето каждый год

Солнце им дает завод. (В. Лукша «Удивительные часы»)

- В ясный солнечный день разные растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию. Например, знакомый вам одуванчик просыпается в 5 часов утра, а засыпает в 2-3 часа дня, а шиповник раскрывает лепестки один из первых (в 4-5 часов утра, а закрывает их в 6-7 часов вечера). И так целый день – одни цветы просыпаются, другие засыпают, но строго каждый в свое время. Поэтому, если знать расписание каждого цветка, можно узнавать по ним время. Только нужно помнить, что работают такие часы в солнечные дни, а в пасмурный же день или в ненастье «цветочные часы» дают сбой или не работают вовсе. Сейчас во многих городах в скверах, парках посажены цветочные часы. Они по-разному выглядят, но все очень красивы и интересны. Посмотрите, какие они!

(Просмотр слайд – презентации о цветочных часах.)

- А мы с детьми, которые ходили в эту группу до вас (они теперь школьники, смастерили свои цветочные часы. Хотите на них посмотреть?

(Рассматривание пособия «Цветочные часы»)

- Видите, ребята, какими удивительными способностями обладают цветы!

8. Составление букетов из растений-сухоцветов.

- Мир цветов – удивительный и сказочно прекрасный! Люди всегда восхищались цветами и пытались выразить свое восхищение в стихах, в чудесной музыке, художники писали картины, рукодельницы украшали цветами одежду, ковры, посуду. Мастера-умельцы украшали цветочной резьбой ставенки… Да всего и не перечислишь!

- Да и мы с вами и рисовали цветы, и лепили, и из бумаги складывали, и на клумбах сажали, и букеты составляли из срезанных цветов. В нашем музее Цветов собрано много предметов. А сегодня я предлагаю составить букеты из засушенных растений – такие букеты могут стоять очень долго и не испортятся. Распределитесь на группы, кто с кем хочет, пройдите в нашу творческую мастерскую.

На столах имеется весь необходимый материал: вазочки, веточки, растения-сухоцветы, проволочки, ленточки, пластилин… Придумывайте, договаривайтесь, работайте! Понадобится моя помощь – позовите.

(Практическая деятельность детей)

9. Итог занятия.

- Друзья, о чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? Можем ли мы согласиться с тем, чтобы все цветы Хозяйка Медной горы забрала в свое поземное царство? Почему мы не можем с этим согласиться? Как себя будут чувствовать цветы в каменном подземелье? А как будут жить без цветов все обитатели Земли: и люди, и животные, и насекомые?

(Дети: цветы необходимы: они дают нам пищу, лечат нас, предсказывают погоду, помогают узнать время, радуют глаз своей красотой. Они имеют и много других удивительных свойств, поэтому цветы должны остаться на Земле).

Воспитатель: но что же делать? Хозяйка Медной горы очень расстроится, ведь ей тоже очень хочется любоваться цветами, может быть, мы сможем ей как-то помочь?

-Дети: Мы можем подарить ей букеты, которые сделали, а еще рисунки цветов, цветы, сделанные из бумаги.

- Я очень рада, что вы решили подарить Хозяйке Медной горы такую радость – видеть изображение красивых цветов, а живые цветы пусть останутся на Земле и радуют всех живущих на ней.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Мы умелые художники, нам и краски не нужны» Выполнила: воспитатель Залбекова Гульнара Руслановна ГБОУ Школа №982 здание №4 Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Цветы» Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе (ОНР) «Цветы». Задачи: Коррекционно-образовательные: - Расширять представления.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: • активизировать и развивать.

Конспект мероприятия для подготовительной группы по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Расцвели красивые цветы» Цель: Развитие творческих способностей воспитанников Задачи: 1. Формировать умение работать красками и кистью, передавать красоту сказочных.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы детского сада «Для чего нужны уши» ЦЕЛЬ:Активизировать знания детей о роли слуха для ориентирования в окружающей действительности и в овладении человеческой речью, познакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Для чего нужны дорожные знаки?» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Для чего нужны дорожные знаки?" Программные задачи: познакомить.

Конспект занятия по развитию речи «Все профессии нужны, все профессии важны» в подготовительной группе МДОБУ д/сад "Звездочка" Цели: • Учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия. • Расширять словарный запас, развивать.

Конспект занятия в подготовительной группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Конспект занятия в подготовительной группе «Все профессии важны, все профессии нужны"[/b] Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их.

Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе группы «Зачем нужны часы»Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе группы «Зачем нужны часы» Цель: развитие поисковой деятельности. Задачи: развитие представлений о днях недели, временах года, частях суток. развитие представлений.

Сценарий развлечения по поликультурному воспитанию для детей старшей и подготовительной группы «Все друг другу мы нужны!»Сценарий развлечения по поликультурному воспитанию для детей старшей и подготовительной группы «Все друг другу мы нужны!» Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной группы по поликультурному воспитанию «Все друг другу мы нужны!» совместно с родителями.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Нужны ли нам цветы»
Опубликовано: 19 мая 2016 в 11:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах
Подготовка к ОГЭ по обществознанию в 8-9 кл. Тема «Человек» параграфы Основные отличия человека от животного Человек- 1. обладает мышлением и...
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыт со скорлупой яйца»
Дети от природы очень любопытны. Чем больше ребёнок узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Родители могут и сами ответить на вопросы своего чада, но...
Лэпбук «Зима — оттенки белого»
Преимущества занятий с лэпбуком: • лэпбук отличается от других дидактических пособий компактностью и универсальностью, • информация в лэпбуке...
«О чём нам рассказывает название улицы Мизерова» в рубрике «Записки путешественников»
Улицы нашего города. Как много они могут рассказать о прошлом Красноуфимска. В «Записках путешественников», на сей раз, мне хочется поведать вам, уважаемые...
Конспект НОД во второй младшей группе «Комнатные растения»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Мир природы и мир человека» для второй младшей группы. воспитатель Николаева Анна...