Конспект занятия «Березы тоже плачут» для детей средней группы

Светлана Торгунакова
Конспект занятия «Березы тоже плачут» для детей средней группы

Занятие «Березы тоже плачут»

Цель: Дать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в т. ч. и при сборе березового сока. Обогатить и активизировать словарь детей.

Программные задачи:

Формировать представления у детей о русской березе.

Формировать у детей культуру общения с природой.

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Закреплять у детей умения делать из бумаги поверхность из круга, разрезанного по радиусу, изготовлять из прищепок и картона «березу»

Развивать творческие способности, самостоятельность.

Оборудование и материалы: книга, сделанная своими руками (обложка книги из бересты, иллюстрации и природный материал в книги (почек, сережек березы, гриб – чага). Наглядный предмет – кусочки коры, бересты; деревянная посуда, картинки с изображением мебели, лыж. Запись песни «Во поле береза стояла», муляж «Береза»

Предварительная работа: Чтение рассказа о берёзе «Передышка» Автор: Г. Скребицкий, чтение стихов о березе, разучивание стихотворения о березе, хороводная игра «Берёзка», тренировка в рисование березы, рисованием пальчиком. Рассматривание книги сделанной своими руками «Все о березе» Рассматривание фотографий березы в разное время года.

Ход занятия:

Отгадывание загадок:

Зелена, а не луг,

бела, а не снег, кудрява, а не человек (Береза)

Воспитатель: Ребята, ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас, со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Поэтому она является символом нашей родины России. Поэт Сергей Есенин называл Россию страной «березового ситца», а березки так и описывал:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез необычная кора. Чем она необычная?

Ответ детей: Белая, с черными полосками.

Воспитатель: А вы знаете, что береза -единственное в мире дерево с белой корой. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показывает бересту). Береста – это защитный слой дерева, от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. Мы любим нашу березу, Как можно ласково ее назвать?

Ответ детей: Кудрявая, душистая, стройная, белоствольная, длиннокосая.

Воспитатель: Ребята посмотрите фотографии с березой в разное время года

Прекрасная береза в любое время года: осенью - в золотом убранстве, зимой - сверкающая в ажурном инее, летом- длиннокосая, кудрявая, весной- ослепительно белая на фоне изумрудной травы! Вот почему береза стала символом России.

Береза не только красива, но еще и необходима для человека. Из не делают мебель, игрушки, ложки, посуду, краски, чернила., корзины и другие поделки.

Воспитатель: Это дерево полюбилось нашему народу. Березку упоминают в сказках, загадках, в песнях и водили и водят хороводы вокруг березки.

Воспитатель: Ребята, вставайте, беритесь за руки, хороводная игра «Берёзка» (Все дети встают в круг вокруг муляжа берёзы)

Мы вокруг берёзки хороводом стали,

Яркие платочки высоко подняли. (Дети идут по кругу, платочки в руках)

Ты, берёзка, посмотри, посмотри.

Это пляшут малыши, малыши. (Дети кружатся на месте платочки вверх)

Мы вокруг берёзки весело гуляли,

Весело гуляли, ножками шагали. (Шагают в круг, затем из круга)

Ты, берёзка, посмотри, посмотри,

Это пляшут малыши, малыши.

Воспитатель: Садитесь на места

Воспитатель: Лес из берез называют березовой рощей или березняком. Но березка не только красивое, но и полезное дерево. Чем оно полезно?

Ответ детей: Дает чистый воздух (кислород, лечит от болезней, поит полезным соком.

Воспитатель: Сережки березы (показ картинки, природный материал - сережки березы) служат кормом для птиц. На стволах березы встречается березовый гриб – чага (показ) Из него также готовят лекарства, отвар из березовых почек (показ) успокаивает нервы, заживляет раны

Рассказ воспитателя:

Однажды я поехала в лес за грибами. И попала в березняк, так называется березовый лес. Кругом были одни березки, и все разные. Одна - высокая, другая – пониже, а третья-совсем низкая. У берез стволы белые с черными вкраплениями, крона, свисающие ветки. Люди говорят, что коса есть у березы. Присматриваюсь я, да и правда, ветки у нее, ка косы заплетенные, вниз спускаются, друг дружкой переплетаются. Шла я так, любовалось природой (показать детям картинку с изображением березы, а на ум мне пришли такие строчки:

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало, в лесу потеплей,

Березка зленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

И вдруг я увидела засохшую березку, совсем еще молоденькую. Не было на ней листочка, лишь одни голые ветки. Жалко мне стало эту березку. Стояла она одна – одинешенька, на подружек своих не похожая

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему же она засохла (Ответы детей)

А я думаю, собирая сок с березы, люди забыли залечить березовую ранку, она и умерла, засохла, но перед этим она, наверное, долго плакала.

Оказывается, березы тоже плачут. Ранней весной, с наступлением первых теплых дней, береза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит? Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Это влага несет к коре все, что необходимо для набухания почек, из которых появляются листья. Эту влагу называют березовым соком. Чем он ценен для березы? Из-за него люди и наносят раны березе, и она плачет.

Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители!

Что же делать? И сок нужен и березку жалко, ка же можно такую красоту губить?

Оказывается можно добывать сок, не причиняя березе вред и боли.

Воспитатель: А зачем люди собирают березовый сок?

Ответ детей: Он полезен, богат витамином А.

Достаточно аккуратно срезать с березы веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в нее наберется сок. Срезать можно только с больших берез, а потом это место обязательно надо залепить садовой замазкой или землей, что бы сок не вытекал, береза бы не сохла. Лучше собирать сок с деревьев, предназначенных для вырубки.

Не будьте похожи на злого мальчишку:

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы.

И капли сока, точно слезы

Текли прозрачною струей.

Вторая часть занятия.

Воспитатель: Ребята вот и наша березка, только что-то она привяла, давайте леечки возьмем и березоньку польем. (Под веселую музыку дети муляж «березки» поливают).

Как пришла в сады цветущая весна,

Посадили мы березку у окна.

Стали, стали мы березку поливать,

Стали песенку такую напевать:

Ты расти, моя красавица, расти,

Всем на радость, зеленя, шелести.

Воспитатель: Дети, я приглашаю заняться творчеством

(Дети подходят к своим рабочим местам, на которых лежит материал для рисования, стоит береза из белой бумаги в виде конуса, которые сделали дети заранее)

Воспитатель: На ваших столах стоят березки. Белоствольные, но что-то с ними не так, чего-то не хватает.

(Дети замечают, что на коре нет черных точек). Воспитатель предлагает их нарисовать пальчиком.

(Под звучание музыки дети выполняют задание.)

Итог. В заключение занятия на стол выставляются поделки.

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием, и у нас получилась целая березовая роща. На занятии мы много узнали о значении березы. Она является символом России, дает кислород, лечит болезни, поит полезным соком. А что мы можем хорошего сделать для деревьев?

Ответы детей: Беречь, не ломать, сажать новые деревья.

Воспитатель: Конечно, человек не только должен любоваться природой, но и беречь ее. Поэтому и наша березка нуждается в охране.

Конспект занятия «Березы тоже плачут» для детей средней группы
Публикации по теме:

Конспект ОД на прогулке по ознакомлению с природой «Солнышко смеется, а сосульки плачут» Конспект ОД на прогулке по ознакомлению с природой «Солнышко смеется, а сосульки плачут» в первой младшей группе Цель: Закрепить знания.

Конспект занятия «Если очень захотим — тоже в космос полетим» Муниципальное автономное дошкольное учреждение № 1 «Сказка» Конспект открытая образовательная деятельность с участием родителей ко.

Физкультурное развлечение для детей младшей группы и группы раннего возраста «Мы, как только подрастём, тоже в армию пойдём!» Цель: расширение представлений о Российской Армии. Задачи: - формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, ловкими; - создать.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект занятия «Березы тоже плачут» для детей средней группы
Опубликовано: 21 мая 2019 в 18:28
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

Все мы видели на фото и видео фантастические пейзажи высохшего Аральского моря – с кораблями, ржавеющими посреди пустыни. Это яркий и самый известный нам, жителям бывшего Советского Союза, факт...

17 июня. Смотр экологических троп на МААМ

Далекие и неизведанные края манят путешественников. Особенно если эти путешественники дошкольного возраста. Педагоги знают, как поощрить увлеченность и любознательность детей, не выходя за пределы...

Выпускной бал «Скорый поезд «Детство» мчит в страну знаний 2019». Фотоотчёт
Самый первый выпускной в жизни ребёнка-дошкольника-это серьезное и одновременно волнительное событие. Это расставание и грусть. Вроде бы только совсем...
Аналитический отчет подготовительной группы за 2018–2019 учебный год
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение Павловский детский сад №7 Общая характеристика группы( сколько детей, мальчиков, девочек; можно...
Фотоотчёт «Празднование дня рождения в детском саду»
Цель: развитие активного общения и игровой деятельности в процессе празднования дней рождения детей в детском саду. Задачи: • Формировать представление у...