Татьяна Токарева
Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Русская кухня»
▼ Скачать + Заказать документы
Русская кухня
Конспект занятия для детей средней группы.
Разработала: воспитатель Токарева Т. Н.
МАДОУ ЦРР детский сад № 355 «Чулпан»
Цель: познакомить с некоторыми блюдами русской кухни.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с русской народной культурой;
• Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины;
Публикация «Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре „Русская кухня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
• Познакомить детей с пословицами и поговорками о том, что ели на Руси;
• Активизировать словарь детей: каравай, хлебушко, расстегай, сочни, курник, кулебяка, рыбник;
• Закрепить умение соотносить существительное с прилагательным;
Материал: иллюстрации русских блюд (расстегай, курник, кулебяка, рыбник, каравай, блины и др., блюда русской кухни (муляжи).
Ход занятия:
Декорации: русская печка, на ней стоит котелок; стол накрыт скатертью.
Воспитатель встречает детей в русском народном костюме.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня я вам расскажу и покажу чем хозяйка кормила семью и гостей. На нашем столе появятся некоторые русские угощения. Ребята, на чем готовили в русской избе? (Ответы детей)
-Правильно, в русской печке. И первое, что мы приготовим – это каша.
Воспитатель «ставит варить кашу на печь»; садится за стол и рассказывает сказку «Каша из топора с использованием настольного театра.
-Начинается новая сказка,
Варится в печи каша.
Кашка упреет-и сказка поспеет,
А будет эта сказка «Каша из топора».
-Вот и наша каша упрела. Хороша каша, да мала чаша. (Воспитатель «пробует кашу»). Без каши обед не обед. (Воспитатель ставит кашу на стол)
Дидактическая игра «Назови кашу»:
Каша из риса-рисовая каша;
Каша из гречи-гречневая каша;
Каша из пшена-пшенная каша;
Каша из перловки-перловая каша;
Каша из манки-манная каша;
Каша из овса-овсяная каша.
-Самым главным продуктом, почитаемым на Руси был хлеб. Худ обед, когда хлеба нет. Хлеб-всему голова! К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками, его нельзя было выбрасывать.
-Как называли хлеб, который пекли к празднику?
-Правильно-каравай.
Воспитатель «достает из печи каравай», показывает детям.
-Вот от хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Каравай всем подношу
И на стол его кладу.
-Ребята, отгадайте загадку:
Сдобный, пышный, ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо… (пирожок)
-Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! Расстегаи-пирожок с открытой начинкой. Расстегаи готовили с рыбной, мясной, грибной начинками.
Воспитатель показывает иллюстрации пирогов.
-Сочни-маленькие пирожки с различными начинками, например с творогом. Для таких пирожков тесто раскатывали сочнем.
-Кулебяка-продолговатый пирог с рыбой, мясом, капустой, кашей.
-Курник-пирог с курицей
-Рыбник-пирог с рыбой.
-Пока наши пироги еще не испеклись, мы с вами поиграем в русскую народную игру «Дедушка-Рожок».
Проводится русская народная игра «Дедушка-Рожок»: играющие делятся на две группы и занимают места на противоположных сторонах площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и спрашивает: «Кто боится меня?» Дети отвечают: «Никто». Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок!» и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.
-Вот и наши пироги готовы!
Воспитатель «достает из печки пироги», показывает детям. И ставит на стол.
-В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста? (Ответы детей: «Колобок», «Гуси лебеди», «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Царевна-лягушка»)
-Еще осталось приготовить нам одно русское блюдо. Отгадайте загадку:
Я-символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный.
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
Отгадай, кто я такой,
Оладушек-мой брат родной. (Блин)
-Ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами-всего и не перечислишь.
-Давайте и мы с вами дружно испечем блины.
Проводиться игра «Печем блины»:
Дружно мы печем блины,
Очень вкусные они.
Положи блинок в ладошку,
Угости мурлыку-кошку,
Угости щенка Трезора,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью
Указательным пальцем правой руки рисуем круг на левой ладони
Загибаем мизинец
Загибаем безымянный палец
Загибаем средний палец
Загибаем указательный палец
Загибаем большой палец
Воспитатель ставит на стол «блины».
-Много угощений на нашем столе: каравай, каша, пироги, блины. Какие еще вы знаете традиционные русские блюда? (Ответы детей). Эти русские блюда готовили не только в старину, но они любимы и сейчас.
-Я вас хочу угостить вкусным сладким пирогом.
-У нас есть угощенье
Всем на удивленье,
Кушайте на здоровье,
Славьте русское хлебосолье!
Чаепитие с пирогом.
Оформление выставки в мини-центре «Русская кухня». Создание и рассматривание альбома «Русская кухня».