Получи документы

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»

Конопак Светлана Геннадьевна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»

Цель:

Сформировать бережное, уважительное отношение к хлебу и людям, его вырастившим.

Задачи:

Расширять знания детей о значении хлеба, показать, каким трудом добывается хлеб для народа и для каждого из нас.

Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение.

Формировать умение работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

Материалы и оборудование:

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Иллюстрации хлебобулочных изделий и сельскохозяйственной техники. Ломтик черного хлеба, каравай, ноутбук, проектор, экран, презентации, музыка, ваза с колосьями, рушник, лупы, поднос, зерно ржи и пшеницы, мука, соль, сахар, вода, скалки, чашечки, клеенка, поварские колпаки, фартуки, атрибут и костюм колобка.

Предварительная работа: чтение стихов, пословиц, рассказов о хлебе, просмотр видеофильма.

Приглашенные: мама Арстана, Кольниязова Марина Владимировна, работающая поваром на кухне ДОУ.

Предполагаемые результаты:

Связь с другими видами деятельности: познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление с родным краем, речевое развитие, физкультурное развитие, художественно-эстетическое развитие (музыка,

Ход деятельности:

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Улыбнёмся друг другу и подарим улыбки всем присутствующим. Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в группе. (Колосья, микроскоп, лупа). А для чего нужны все эти предметы? Как вы думаете, какая тема занятия у нас сегодня будет. Что нового нам предстоит узнать.

Воспитатель:

У народа есть слова: "Хлеб - всей жизни голова!"

Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, печкой, небом, а главное - работой пахнет, хлебом.

Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.

Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено и кашу,

Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет.

Хором: Им спасибо говорим и за всё благодарим!

Ребё нок: Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,

И на ребят, почти не глядя, к той булке руку протянул.

«Ты – кто такой?» - спросили дети, забыв на время про футбол.

«Я – пекарь!» - человек ответил и с булкой медленно ушёл.

Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.

Обсуждение увиденного детьми (проблемной ситуации)

Воспитатель: Ребята, а что же здесь сейчас произошло? Как поступили мальчики? А как бы вы поступили, если бы увидели такое? Прошли бы мимо? Что бы вы сказали мальчикам? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, правильно ребята, хлеб надо беречь, он – наше богатство.

Ребята, а как вы думаете, где и откуда берется хлеб?

Ответы детей : Покупают в магазине, пекут в хлебопечке, выращивают в поле

Рассказ воспитателя с использованием видеопрезентации и музыки.

Издавна кормит людей матушка-земля. Во все времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось и так, что вместе со съедобными грибами и травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зёрнышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом месте вскоре колоски вырастут. Каша из этих зёрен получалась вкусная, лепёшки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально сажать зёрна.

Трудно, ребята, достаётся хлеб. Много людей помогает ему в этом: о тот, кто пашет землю, сеет, убирает, и тот, кто потом печёт хлеб. Без хлеба нет жизни. Хлеб кормит. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

(Звучит тревожная, печальная музыка (минусовка) группы «Ветер надежды» - «Дети блокады», слайды «Блокадный хлеб»)

Но было, ребята, время, когда кусочек хлеба был на вес золота. И далеко не каждый день он появлялся на столе. Велико значение хлеба для народа во время Великой отечественной войны, тогда хлеб давали по маленькому кусочку (125 гр.) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь! Посмотрите, ребята, насколько это мало. (Дети бережно передают друг другу кусочек чёрного хлеба).

Воспитатель: У русского народа есть много пословиц о хлебе. Ребята, а какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Ответы детей : Хлеб всему голова.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Плох обед, коли хлеба нет.

Хлебушко – калачу дедушка.

Много снега – много хлеба.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

Будет хлеб, будет и обед.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

На чужой каравай – рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай.

Где хлебно да тепло, там и жить добро.

Хочешь - есть калачи, не сиди на печи.

Плох обед, коли - хлеба нет.

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

Сей в добрую пору – соберешь хлеба гору.

Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.

Хлеб да вода – молодецкая еда.

Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Хлеб – всему голова.

Хлеба край – и под елью рай, а хлеба ни куска – и в палатях возьмет тоска.

Хлеба ни куска – и в горнице тоска.

Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной - отец наш родной.

Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем.

Воспитатель: Молодцы, замечательные пословицы знаете.

Исследовательская деятельность.

Воспитатель обращает внимание детей на «букет» из колосьев ржи и пшеницы. Ребята, посмотрите на букет. Предлагается рассмотреть букет. Ребята, из чего состоит букет?

Ответы детей : (Из колосков, из колосьев хлеба)

Воспитатель: Правильно, из колосков хлеба. А все ли колоски одинаковые? Давайте мы с вами рассмотрим их.

Дети рассматривают колосья, сравнивают их: одни колоски имеют длинные усики, а у других их нет, одни колосья - толще, другие тоньше.

Воспитатель: Ребята, а после созревания зёрнышки из колоска высыпаются, это означает, что колосок созрел. Предлагаю рассмотреть зёрна, для этого можно пользоваться лупой. На что они похожи? Какие они по форме?

Ответы детей : Одни зёрна – длинные и продолговатые, другие – овальные, пузатые.

Посмотрите и потрогайте руками, какие зёрнышки сухие или влажные. Как вы думаете, чтобы зёрна сохранились сухими, какие условия нужны? Где такие условия можно создать. Правильно в специальных помещениях, где нет влажности, и температура воздуха всегда одинаковая. Как называются помещения, где храниться зерно? Правильно зернохранилище или элеватор. Ребята, а когда зёрна сажают в землю, какие условия нужны чтобы зерно начало прорастать. (Солнце, тепло и вода.) Посмотрите, у меня в чашке есть зерно, я заранее полила его водой и поставила на окошко поближе к солнышку. Посмотрите, что из этого получилось. (Зерно проросло, появились ростки). Это зерно мы с вами посадим в землю и будем наблюдать, что же будет дальше.

Воспитатель: Ребята, понюхайте, а пахнут ли зёрна хлебом?

Ответы детей : Нет, не пахнут….

Воспитатель: А чем они пахнут?

Ответы детей : Землёй, солнцем, ветром, травой ….

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы – настоящие исследователи!

А чтобы каждый день у нас с вами на столе был душистый, свежий хлеб, такое маленькое зёрнышко должно проделать огромный путь, и помогают ему в этом люди разных профессий.

Физминутка. Этюд” Колоски”.

Сейчас мы с вами превратимся в колоски.

Дети надевают шапочки - маски. Звучит спокойная музыка.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим,

Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зёрнышко,

Посажу - ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).

Ведущий: А сейчас я проверю, какие хлебобулочные изделия вы знаете.

Знает твердо с детства Глеб,

На столе главней всех (хлеб).

Потеплей найдите место,

Поднялось быстрей чтоб … (тесто).

Только ступим на порог,

Чуем мамин мы … (пирог).

Жарят внукам бабушки

Вкусные … (оладушки).

Отложил я все игрушки,

Ем я с творогом … (ватрушки).

Даже Лондон и Берлин

Любят русский пышный (блин).

Не жалей, малыш, ты рублик,

Покупай горячий (бублик).

В мельницу льются зерна рекой,

Там они станут белой (мукой).

Ведущий: А персонаж, какой сказки был испечен из муки?

Дети: Колобок.

Звучит песенка Колобка из сказки «Золотые рога», выбегает Колобок, начинает танцевать

Колобок:

Я веселый Колобок,

Колобок – румяный бок.

Я из теста испечен,

На сметане замешен,

На окошке остужен,

И сегодня к вам на занятие

Я, ребята, приглашен.

Воспитатель: Ну что ж, Колобок, мы очень рады видеть тебя на нашем празднике. Ты такой красивый, румяный. Колобок, а что это ты такой грустный?

Колобок: Вот посмотрел я, у вас тут так весело и интересно в детском саду, много ребят, а я совсем один, и мне немного грустно.

Воспитатель: Не переживай Колобок, к нам сегодня пришёл ещё один гость, который поможет тебе и ребятам замесить тесто и слепить твоих друзей, таких же румяных как и ты.

Знакомство с мамой-поваром.

Воспитатель: Ребята, хотите, я вам открою секрет? У Арстана мама – повар, она работает на кухне в нашем детском саду, она каждый день для нас готовит обеды, печёт хлеб, булочки, коржики, печенье. Познакомьтесь, пожалуйста, с Мариной Владимировной.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите побыть в роли пекарей? Тогда надевайте, пожалуйста, фартучки и колпачки, а Марина Владимировна поможет нам замесить тесто. У вас на столах для каждого приготовлена чашечка, в которой есть мука, нужно добавить воду, соль, сахар и замесить тесто. (Лепка хлебобулочных изделий под спокойную музыку.

После того, как тесто готово, предложить ребятам слепить свои самые необыкновенные Колобки.

Ведущий: Колобок, а теперь пока пекутся наши колобки, ребята тебе споют частушки про хлеб.

"Хлебные” частушки!

Все мы в городе живём,

Сушки, пряники жуём.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споём.

Он не падает к нам с неба

Появляется не вдруг:

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе:

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Дождик, дождик, поливай –

Будет славный урожай:

Будет спелая пшеница

Будут рожь и чечевица.

Взором радостным окинем

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, а если бы сейчас вашу булку бросили на пол и стали пинать. Вы бы промолчали, прошли мимо?

Ответы детей : Нет, не прошли бы мимо, остановили бы хулиганов, объяснили, что хлеб надо беречь, это – наше богатство, он очень трудно достаётся.

Воспитатель: Да, ребята, я очень надеюсь, что вы не прошли бы мимо, встретив таких хулиганов. Ведь мы с вами сегодня убедились, как много труда, сил надо затратить, чтобы получить хлеб.

Ребята, скажите, что больше всего вам понравилось сегодня на занятии? Что больше запомнилось? Вспомните, как хлеб приходит к нам на стол?

Ребята, расскажите, что вы сегодня узнали? Какими новыми знаниями можете поделиться с друзьями, родителями, братьями и сёстрами.

(Ответы детей)

Воспитатель:

Ребята, а Марина Владимировна (выносит каравай хлеба) уже принесла каравай и наших колобков, испеченных в духовке в нашем детском саду. Посмотрите-ка скорее, какой каравай пышный, румяный, с хрустящей корочкой, а запах-то какой! Колобок, а вот и для тебя сюрприз. Посмотри, какие румяные получились колобочки.

Мама приглашает детей отведать каравай : «Хлеб-соль, ребята! По русскому обычаю угощаю вас хлебом-солью(Дети с удовольствием пробуют каравай, благодарят маму за угощение).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Хлеб — всему голова» Конспект интегрированного занятия По образовательной области «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира Тема занятия.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» Тема: «Хлеб – всему голова» Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Задачи:.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» Цель: *Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. *Воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей. *Развивать.

Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок». КОММУНИКАЦИЯ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ) Тема: «Хлеб - всему.

Конспект занятия с презентацией «Хлеб — всему голова» Тема «хлеб – наше богатство» Ивановская область город Фурманов МДОУ №9 «Сказка» Воспитатель Ратькова Анна Владимировна Интеграция образовательных.

Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова» Программное содержание: познакомить детей с трудом взрослых, рассказать, из чего и как делают хлеб; учить беречь и ценить хлеб, воспитывать.

Презентация к НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова» Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности, формирование знаний о хлебе. Предварительная работа: Разучивание.

НОД для старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида №130» Конспект занятия.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова» Сценарий праздника «Хлеб — всему голова» Автор: Докусова Татьяна Александровна, воспитатель. Цели: формирование у детей старшего дошкольного.

Презентация в рамках создания мини-музея «Хлеб-всему голова» для детей старшего дошкольного возраста "Земля-матушка, хлеб-батюшка" 1 слайд. Приветствие. 2 слайд. По ходу моего выступления мы узнаем много интересного о хлебе, о его получении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 17 марта 2018 в 20:09
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД