Дарья Денисова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Знакомство со звуками [Д] — [Д’], буквой Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Знакомство со звуками [Д] - [Д’], буквой Д.
Цель: познакомить детей со звуками [Д]- [Д’],буквой Д.
Задачи:
- закреплять правильное произношение звука [Д] в речи;
- продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах;
- совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова;
- продолжать развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме „Знакомство со звуками [Д] — [Д’], буквой Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Оборудование: предметные картинки со звуком [Д]- [Д’]. (дом, дым, ведро, гнездо, звезда, дятел, дерево,дельфин, буква Д, фишки для составления схем слов (для определения позиции звука в словах, фишки синего цвета на каждого ребенка, фишки красного, цвета, фишки зеленого цвета.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
II. Эмоциональная настройка.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети проходят за столы.
1. Сообщение темы. Изучение нового материала.
В: - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним интересным звуком.
Предлагаю вставить подходящие по смыслу слова в прочитанный вам текст и определить первый звук в этих словах.
Дети выполняют задание и определяют звук [Д].
В этом доме ты мне верь,
Заперта надежно ….(дверь).
Если влезть захочет вор,
Он не попадет во ….(двор).
В руках у Ани удочка,
А у Дани ….(дудочка).
Жил – да был веселый гном
Он в лесу построил (дом)
Сегодня вы познакомитесь со звуком [Д]-[Д’], научитесь его четко произносить, а также познакомитесь с графическим изображением этого звука – буквой Д.
2. Работа со звуками.
Произнесение звука [Д]. Наблюдение за артикуляцией звука [Д].
Когда мы произносим звук [Д], кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Просит детей произнести звук [Д].
- Кончик языка стучит по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить, когда мы произносим звук [Д].
- Гласный или согласный звук Д? Почему?
- Глухой или звонкий? Почему?
Звук [Д] - согласный, твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.
Звук [Д’]- согласный, мягкий, звонкий, мы будем его обозначать на схемах зеленым цветом, он будет жить в зеленом домике
Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/ мягкого, звонкого/ глухого звука.
3. Развитие фонематического слуха.
Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить звуки и слоги. Услышите звук [Д]- [Д’] или слог, в котором есть звук [Д], поднимите синюю/зеленую фишку правой рукой.
Д, П, В, Д’, А, Т, Д, К, М, Д’, П, Д, Д, У, В, З, Д’, Н, Д, Т, Д, И, Д…
Да, ха, па, Ды, ты, Дя, мы, До, по, Ди, но, Ду, Дю, бу, ту, пу, Де….
4. Произнесение звука [Д] в словах.
Д/и «Скажи свое имя»
- Назовите имя девочки, которое начинается со звука [Д]- [Д’].
- Назовите имя мальчика, которое начинается со звука [Д] - [Д’].
- У кого из наших ребят имя начинается на звук [Д]- [Д’] ?
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
6. Произношение звука [Д] во фразе.
- Повторяйте за мной чистоговорки.
ДА-ДА-ДА — вот еда.
ДУ-ДУ-ДУ — я иду.
ДЫ-ДЫ-ДЫ — нет воды.
ДЕ-ДЕ-ДЕ- дети во дворе.
ДИ-ДИ-ДИ- спокойно посиди.
7. Развитие связной речи.
Педагог предлагает детям закончить предложения словами со звуком [д]:
Из трубы идет (дым).
Дворник метет (двор).
После дождя на небе появилась (радуга).
На день рождения дарят (подарки).
Осенью часто идет (дождь).
Во дворе гуляли (дети).
На суку сидит (дятел).
8. Обучение элементам грамоты.
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [Д] на письме – с буквой Д. Педагог задает детям вопрос о том, на что похожа буква Д?
Воспитатель показывает на доске и объясняет, как печатается буква.
Предлагает детям напечатать её в воздухе, на ладошке.
10. Работа с фишками.
Выкладывание и звуковой анализ слова «Дом» и «Дятел» .
Отгадайте загадку:
Крыша есть в нём и окошки.
Часто на порожке кошка.
Дверь, крыльцо, забор кругом.
Угадали? Это (Дом)
Давайте произнесем слово «дом».
- Сколько слогов в слове? (один, потому что один гласный звук)
- Сколько звуков? (три)
- Какой первый звук? Какой он? (согласный, твердый)
- Какой второй звук? (гласный, его можно пропеть, не встречает преград)
- Какай третий звук? (согласный).
11. Игра «Определи место звука».
На столах у детей лежат картинки, в названии которых встречается звук [Д].
Дети по очереди определяют место звука в слове.
Подведение итогов.
С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились?
Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы