Получи документы

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом»

Рыковец Елена Васильевна
Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Знакомство с русским народным костюмом»

Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Знакомство с русским народным костюмом“» размещена в разделах

познакомить с элементами русского национального костюма : женского и мужского, символикой вышивки;

обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов : рубаха, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, порты, онучи, лапти, кепка;

расширять кругозор, закреплять знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки);

развивать мелкую моторику, художественные навыки, творческое воображение, любознательность, эстетический вкус, познавательную активность.

воспитывать у детей интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

Материал: куклы мальчик и девочка одеты в русские костюмы, ноутбук, телевизор или проектор, электронная презентация, шаблоны рубахи мужской для мальчиков и женского сарафана для девочек, цветные фломастеры и карандаши.

Ход занятия

I часть. Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добрые молодцы! (поклон детям). С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – это пожелание доброго здоровья.

Давайте мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки поклонитесь мальчикам: «Здравствуйте, добрые молодцы!»

Мальчики с поклоном девочкам: «Здравствуйте, красны девицы!»

Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)

На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый, поэтому и «добрый молодец». А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало красивая девушка в нарядной одежде.

- А для чего нам нужна одежда? (ответы детей). А знаете, как в старину называли одежду? Её называли оболочкой. А одеваться – значит облачаться. Одежда укрывает наше тело от непогоды, холода и солнца с одной стороны, а с другой – выражает представление о красоте. Сегодня мы познакомимся с вами с русской народной одеждой и символами, которыми их украшали. А помогут мне мои помощники, вот они - красна девица Алёнушка и добрый молодец Иванушка. Давайте рассмотрим, в чём они одеты.

- Ребята, какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать? (дети называют элементы национального костюма).

В: Совершенно верно, женщины на Руси носили: рубаху, сарафан, лапти. Рубаха – важная часть женской одежды, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан или юбку (понёву) и передник, также расшитые узором. На голову надевали платок или кокошник. На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.

Рассмотрим мужской костюм (дети называют элементы национального костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха, она доходила до колен.

- Кто из вас знает, как называлась такая рубаха? (ответ детей-рубаха-косоворотка).

- Кто догадался, почему она так называется? (ответы детей).

Да действительно, она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – портки. Портки заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Лапти – это плетённая обувь, плели их из лыка дерева липы. Ещё лапти плели из бересты – берёзовой коры. Это были праздничные лапти.

II часть. Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть разные варианты женского и мужского народного костюма. (Дети садятся на стулья, включается презентация).

Как вы считаете, кто шил, создавал одежду? (ответы детей). Всю одежду женщины шили и украшали сами для себя, для своих родных, поэтому и называлась она народной. Предлагаю вам сейчас украсить свою одежду. А какую, вы узнаете, отгадав загадки. Сначала отгадывают девочки:

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан).

Загадка для мальчиков:

Рукав длинный иль короткий,

Планка иль косоворотка.

На груди – кармашки.

Что это? (Рубашка).

Молодцы, загадки отгадали, приглашаю вас в мастерскую, где вы сами сможете создать свой вариант одежды. (Дети проходят дальше и садятся за столы, девочки отдельно от мальчиков).

III часть. Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломанная линия – это знак воды. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Чтобы подготовить пальчики, сначала проведём пальчиковую гимнастику, я вас познакомлю с русской народной потешкой «На блины» :

Стала Маша гостей созывать: (хлопки в ладоши на каждое слово).

- И Иван приди (подушечка полусогнутого указательного пальца правой руки мягко покачивает подушечку большого пальца левой руки,

И Степан приди (покачивает подушечку указательного пальца,

Да и Андрей приди (покачивает подушечку среднего пальца,

Да и Матвей приди (покачивает подушечку безымянного пальца,

А Митрошечка: ну, пожалуйста! (покачивает подушечку мизинца на каждое слово - 4 раза).

Стала Маша гостей угощать: (хлопки в ладоши на каждое слово).

- И Ивану блин (левая рука ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечку большого пальца раскрытой ладони,

И Степану блин (нажимает на подушечку указательного пальца,

И Андрею блин (нажимает на подушечку среднего пальца,

И Матвею блин (нажимает на подушечку безымянного пальца,

А Митрошечке – мятный пряничек (нажимает на каждое слово-4 раза).

Стала Маша гостей провожать: (хлопки в ладоши на каждое слово).

- Прощевай, Иван (загибаем большой палец левой руки,

Прощевай, Степан (загибаем указательный палец левой руки,

Прощевай, Андрей (загибаем средний палец левой руки,

Прощевай, Матвей (загибаем безымянный палец левой руки,

А ты, Митрошечка, моя крошечка,

Да ты побудь со мной ещё немножечко (пальцы правой руки поглаживают по очереди мизинчик).

Ну что, размяли пальчики? Теперь приступайте к работе. На столе перед вами образцы вышивки, но вы придумайте каждый свой узор и украсьте одежду по вороту, рукавам и подолу с помощью цветных карандашей или фломастеров.

IV часть. Творческие работы детей. Подведение итогов.

Воспитатель: Девочки, мальчики, покажите мне и друг другу свои работы. Какие вы молодцы! Такие замечательные сарафаны и рубахи у вас получились!

Что нового для себя вы сегодня узнали? В чем сходство и различие женского и мужского костюма? Что означала вышивка на одежде?

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Знакомство с русским народным творчеством в средней группе»Фотоотчёт «Знакомство с русским народным творчеством в средней группе» В рамках проекта «Знакомство с русским народным творчеством» в средней группе знакомила детей с р. н. сказками, потешками, играми, традициями.

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» Конспект Тема: Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома». Выполнила.

Конспект познавательно-речевого занятия по ознакомлению детей средней группы с русским народным творчеством. "В гостях у трех медведей"[/b] Занятие проводится совместно с родителями, поэтому текст во всех подробностях. Цель:Научить детей правильно.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы «Знакомство с русским народным костюмом». Цель: Познакомить с историей русского народного костюма Задачи: 1) Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.

Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Тема: «Весёлая ярмарка»Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Тема: «Весёлая ярмарка» Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Изобразительная деятельность. Тема: «Весёлая ярмарка»./.

Литературная викторина для детей старшей группы по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского. Подготовила: воспитатель.

НОД по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы. Тема: «Знакомство с русским народным костюмом».

Развитие речи детей через знакомство с русским народным творчеством. Этапы работы. 1 этап (ознакомительный) слушание сказки Цель: 1. Формировать у детей правильное понимание русских народных сказок, иносказательного.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам» Занятие по развитию речи в старшей группе. «Путешествие по русским народным сказкам. Чтение русской народной сказки «У страха глаза.

Знакомство детей с русским народным творчествомЗнакомство детей с русским народным творчеством Очень важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом»
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 11:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД