Конспект занятия для старших дошкольников «Русский народный костюм»

Анастасия Яшникова
Конспект занятия для старших дошкольников «Русский народный костюм»

Программное содержание: Рассказать детям о разнообразии народного костюма и познакомить с женским праздничным костюмом.

Пополнить словарный запас детей. Развивать умение инсценировать несложные песни, вызывать интерес к русской народной песне и желание петь их. Эмоционально воздействовать на ребенка, увлекая его в творчество. Создать хорошее настроение.

Цель: дать детям широкое представление о русском народном костюме, показать его назначение и применение. Познакомить с некоторыми элементами народного костюма и их названиями.

Задачи:

1. Развитие координации движений, пластики, умения двигаться под музыку. Использовать игровые элементы, как проявление творчества (или формирование импровизационных навыков в передаче игрового образа).

2. Способствовать развитию дикции через слово и пополнить словарный запас ребенка.

3. Освоение некоторых элементов русского танца.

4. Показать детям подлинную народную манеру исполнения русской песни.

Материал: народный женский костюм, платки - шали (для украшения зала, детские сарафаны, атрибуты народного быта, костюмы животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Педагог приглашает детей в зал для музыкального занятия. Дети одетые в сарафаны и рубахи, под веселую русскую народную музыку заходят в зал и садятся на стулья или лавки.

Педагог:

- Здравствуйте ребята!

Дети:

- Здравствуйте!

Педагог:

- Меня зовут Анастасия Анатольевна. А как зовут вас?

(Дети начинают выкрикивать свои имена одновременно).

Педагог:

- Ой, в таком шуме мне не разобрать как кого зовут! Давайте по очереди каждый будет называть своё имя, а мы все вместе распоём его?

(Дети называют свое имя друг за другом, а педагог распевает его имя в пределах трезвучия).

Педагог:

- Вот мы и познакомились! Как вы думаете, почему вы наряжены русские костюмы? Мы сегодня отправимся в путешествие! Вы любите путешествовать? Это будет необычное путешествие, мы отправимся в далёкое прошлое, сегодня мы узнаем как жили раньше на Руси! Для этого нам надо взяться за руки и пройти в волшебные ворота.

(Звучат русские народные наигрыши. Педагог водит хоровод сначала по кругу, потом произвольные рисунки (например: Змейка) и другие движения)

Педагог:

- Ребята, мы оказались у меня в гостях - в старинной русской избе! Посмотрите как жили в старину. А вот это прялка, из комка шерсти получали нитку, а потом вязались теплые вещи: носки, варежки и т. д. И конечно же в каждой избе был стол за которым собиралась вся семья пили чай, вот и у нас стоит большой самовар, ложки. А для чего нужны ложки?

Дети:

- Что бы есть.

Педагог:

- Правильно, но ложками не только ели еще на них играли. Давайте и мы поиграем на ложках.

(Играют под веселую русскую народную песню)

Педагог:

- Давайте продолжим смотреть, что есть в моей избе. Как вы думаете что это? (показывает на сундук).

Дети:

- Сундук!

Педагог:

- Правильно! Это сундук. А что в сундуке лежит? Давайте посмотрим. Это праздничны женский русский народный костюм. Присаживайтесь на лавки, а я вам расскажу историю костюма. Как вы думаете как называется вот эта часть костюма? (показывает на понёву).

Эта юбка называется понёва. Смотрите какая она необычная. Она шилась так: брали 3 и более равных полотнищ черного цвета и делили её на ровные квадраты, которые обозначали землю, земельные участки. А по низу юбки проходила полоска шириной от 10 до 25 сантиметров, которая заполнялась тканным, вышитым пышным геометрическим орнаментом, эта полоска называется оклад.

Рукава рубах расшивали разными яркими нитками и напоминали крылья сказочных птиц. На бедрах поверх рубах и верхней половины понёвы подпоясывалась покромка - пояс.

Головные уборы были разными по виду и названию, например: кичка, сорока, кокошник и конечно же разнообразные платки. Все эти убранства украшались разнообразным бисером, пуговками, каменьями.

Вот какой красивый и богатый русский женский костюм южного края. А теперь давайте поводим хоровод вокруг нашей красавицы! И споём русскую народную песню в которой рассказывается про костюм!

Все дети заводят хоровод и с песней «Вот у наших ворот» водят хоровод.

Вот у наших ворот

У новых у широких

Ой, лёли, лёли а ле лей лели лёли

У новых у широких

Стояла Хведора

Ой, лёли, лёли а ле лей лели лёли

Стояла Хведора

С позументом понёва

Ой, лёли, лёли а ле лей лели лёли

С позументом понёва

Широка подпояска

Ой, лёли, лёли а ле лей лели лёли

Широка подпояска

С канетелъю завеса

Ой, лёли, лёли а ле лей лели лёли

С канетелъю завеса

Страченная кичка

Ой, лёли, лёли а ле лей лели лёли

Страченная кичка

Золотая сорока

Ой, лёли, лёли а ле лей лели лёли

Золотая сорока

Сама бела румяна

Ой, лёли, лёли а ле лей лели лёли

Педагог:

- Такой костюм одевали только по праздникам. А когда люди выходи работать в поле они надевали более простую одежду. В каждой семье было большое хозяйство, держали разную домашнюю скотину и птицу. А каких птиц и животных вы знаете?

Если вы правильно разгадаете мои загадки, то узнаете каких животных и птиц держали в доме.

(Загадки или называние домашнего скота).

Педагог:

- Давайте попробуем изобразить животных и птиц, которые живут в деревне! Будьте внимательны! Слушайте текст песни и повторяйте движения за мной!

Исполняется песня «Жил я у пана».

Жил я у пана первое лето, подарил мне пана курочку за это

Моя курка желтобурка по саду гуляла

Жил я у пана второе лето подарил мне пана утю за это

Моя утя воду мутя

Моя курка желтобурка по саду гуляла

Жил я у пана третие лето подарил мне пана гусю за это

Моя гуся траву куся

Моя утя воду мутя

Моя курка желтобурка по саду гуляла

Жил я у пана четвертое лето подарил мне пана индю за это

Моя индя шиндя-брындя

Моя гуся траву куся

Моя утя воду мутя

Моя курка желтобурка по саду гуляла

Жил я у пана пятое лето подарил мне пана козу за это

Моя коза возле воза

Моя индя шиндя-брындя

Моя гуся траву куся

Моя утя воду мутя

Моя курка желтобурка по саду гуляла

Жил я у пана шестое лето подарил мне пана барана за это

Мой баран по горам

Моя коза возле воза

Моя индя шиндя-брындя

Моя гуся траву куся

Моя утя воду мутя

Моя курка желтобурка по саду гуляла

Жил я у пана седьмое лето подарил мне пана кабана за это

Мой кабан по ярам

Мой баран по горам

Моя коза возле воза

Моя индя шиндя- брындя

Моя гуся траву куся

Моя утя воду мутя

Моя курка желтобурка по саду гуляла

Педагог:

- Вот какие вы молодцы всех животных показали! Люди в деревнях умели не только работать, но и отдыхать! Веселились, водили хороводы, пели песни, играли в разные игры. А вы хотите поиграть в русскую игру.

Дети:

- Да!

Педагог:

- Но что бы поиграть в эту игру надо выучить слова. Послушайте сначала внимательно, а потом повторите.

Игра «Дударь»

Дударь, Дударь, Дударище

Старый, старый старичище

Дударь, Дударь что болит?

- Болят локоточки.

(Дети несколько раз повторяют эти слова).

Педагог:

- А теперь делаем круг и беремся за руки, и поём!

(Играют в игру)

Педагог:

- Кажется, кто-то плачет… Откуда это доносится? Вот откуда из колыбельки! Вот это люлька, в ней убаюкивали маленьких детишек. Малыш от шума проснулся давайте его покачаем, а я спою колыбельную. (Дети качают люльку). Вот малыш уснул. Как говорится на Руси (пословица). А теперь пора и честь знать, пора домой возвращаться. Давайте возьмемся за руки и пройдем в наши волшебные ворота.

(Дети берутся за руки, проходят в ворота под веселый русский народный наигрыш)

Педагог:

- Ребята, а где мы сегодня были? А что видели?

(Дети отвечают)

Педагог:

- Правильно! Мы были в деревне, в деревенской избе и много нового узнали про русский народный быт, пели колыбельную, рассматривали женский русский народный костюм. Какие вы все молодцы! Мне очень вы понравились! Спасибо вам большое! До свидания! До новых встреч!

Дети под русский народный наигрыш уходят из зала. Исполняются частушки и под веселую музыку дети и педагог покидают зал.

Публикации по теме:

Исследовательско — творческий проект «Русский народный костюм»Исследовательско — творческий проект «Русский народный костюм» Прислипская Светлана Ивановна, воспитатель МДОУ «Д/с № 5 комбинированного вида», г. Луга Ленинградской области Базовая образовательная.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русский национальный костюм» Конспект интегрированного занятия в средней группе тема: «Русский национальный костюм» Цель: формирование представлений о культуре и быте.

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Русский народный костюм» Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм» Цель: Приобщать детей к национальной культуре.

Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «что хранится в сундуке. Женский народный костюм» Что хранится в сундуке. Женский народный костюм. Конспект занятия для детей средней группы. Разработала: воспитатель Токарева Т. Н. МАДОУ.

Лэпбук «Русский костюм»Лэпбук «Русский костюм» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В прошлом учебном году темой своего самообразования я выбрала лэпбук. Если быть точной, "Лэпбук.

«Масленица-русский народный праздник» — фотоотчет«Масленица-русский народный праздник» — фотоотчет Наша Масленица годовая! Она гостюшка дорога! Здравствуй Масленица! Ежегодно в нашей группе и в детско саду празднуем Масленицу. Мы танцуем,.

Проект «Русский народный костюм» Русский народный костюм-хранитель историиНам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать,.

Русский народный костюмРусский народный костюм Современные дети не представляют, как выглядела одежда 50, 100 лет назад. С помощью презентации они на некоторое время погружаются в те.

Русский народный праздник «Масленица пришла»Русский народный праздник «Масленица пришла» Дорогие гости, приглашаем к нам на русский народный праздник!Масленица- праздник очень древний, посвящается он Яриле- Солнцу да проводам.

Танец Емели (Русский народный) Видео Здравствуйте дорогие коллеги и друзья. Хочу представить вашему вниманию Очень веселый и задорный танец исполняет его Илья ему 5 лет. На.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия для старших дошкольников «Русский народный костюм»
Опубликовано: 15 ноября 2016 в 10:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
30 января. Международный день круассана

За право называться родиной круассана борются Франция, Польша и Австрия. У каждой из претенденток своя версия происхождения этой сдобной выпечки. Хотя для спора нет никаких оснований — булочка в виде...

29 января. День мезенской росписи на МААМ

Стиль мезенской росписи сильно отличается от остальных популярных традиций народных промыслов.Она похожа на наскальную живопись первобытных людей. Основной особенностью этой росписи родом с Русского...

Фотоотчет о всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб»
Фотоотчет о всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб». Указом Президента РФ 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы – в ознаменование 75-летия...
Фотоотчет «Театральная пятница»
На общем родительском собрании группы, я попросила родителей мне помочь с организацией показа кукольного спектакля. С начало это вызвало недоумение ( да мы...
Моя творческая работа в технике вытынанка «Зимние чудеса»
Добрый день, уважаемые коллеги! Зима - это время года, которое очень любят и взрослые и дети. Зимние пейзажи, заснеженные деревья и поля, затейливые узоры на...