надежда пермякова
«Классификация транспорта». Конспект занятия для воспитанников I ступени специальной (коррекционной) школы VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для воспитанников I ступени специальной 3-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составитель: воспитатель I категории Н. Н. Пермякова.
Тема: «Классификация транспорта».
Цель. Формирование у учащихся логических связей. Учить учащихся определять вид транспорта посредством использования дидактического материала.
Задачи.
Публикация «„Классификация транспорта“, Конспект занятия для воспитанников I ступени специальной (коррекционной) школы VIII вида» размещена в разделах
- Виды транспорта. Конспекты занятий
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
1. Закрепить знания детей о родовом понятии транспорт. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее и по общим признакам (место передвижения) классифицировать транспорт на наземный, водный и воздушный.
2. Коррекция и развитие устной речи воспитанников через формирование активного словаря в соответствии с лексической темой «Транспорт» : автомобили, шофер, водитель, руль, корабль, лодка, катер, иллюминатор, якорь, палуба, корма, капитан, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, двигатель, пилот.
3. Воспитание интереса к занятию через использование ИКТ. Продолжить работу по приобщению к правилам безопасного поведения в группе, во время игр; продолжить работу по развитию умения выполнять поручения и инструкции воспитателя во избежание травматизма.
4.
Оборудование. Презентация «Транспорт». Звуки транспорта. Карточки с видами транспорта, мяч.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям.
Воспитатель вместе с детьми.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель. Ребята, послушайте звуки и скажите, о чём сегодня будем говорить?
Звучат звуки проезжающего транспорта.
Дети. Будем говорить о машинах, дороге, ПДД и т. д.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на слайды и назовите, что вы видите.
Дети. Автобус, троллейбус, пароход, баржи, самолет, вертолет и т. д.
Воспитатель. Как можно одним словом назвать самолет, теплоход, автобус? Дети. Транспорт.
Воспитатель. А что такое транспорт?
Воспитатель. Средство для передвижения людей и грузов.
Воспитатель. Вы видите, что на слайдах некоторые картинки перевернуты, там тоже изображены транспортные средства, а вот какие, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет?
Дети. Самолет. Во время отгадки показываются картинки и звучат звуки транспорта.
Воспитатель. А как вы догадались?
Дети. Потому что самолет похож на птицу, он летает, но он гнезда не вьет, а перевозит людей и грузы.
Воспитатель. В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.
Дети. Поезд.
Воспитатель Как вы догадались?
Дети. Железная дорога похожа на лестницу, гудок поезда и стук колёс.
Воспитатель. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
Дети. Троллейбус.
Воспитатель. Мои загадки вы отгадали, а теперь попробуйте сами придумать загадки про транспорт.
Дети придумывают свои загадки-описания, воспитатель помогает им, подсказывая нужные слова.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель. Ребята, вы сказали, что транспорт нужен для перевозки людей и грузов. Давайте представим себе, что мы отправились в Тюмень. Мы хотим с вами посетить соседний город. На чем можно отправиться путешествовать? Какое транспортное средство вы выберите?
Дети. Поезд, автобус, легковая машина.
Если дети назовут самолет или пароход, воспитатель говорит, что наш город небольшой и там нет аэродрома, нет реки и нет моря. Карточки с теми транспортными средствами, которые дети называют, воспитатель отставляет в отдельную стопку.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на автобус, машину и поезд. Что в них общего?
Дети. У всех есть колеса.
Воспитатель. А зачем им колеса?
Дети. Чтобы передвигаться, ехать.
Воспитатель. А где передвигаются машина, автобус и поезд?
Дети. По земле.
Воспитатель. Какие еще транспортные средства передвигаются по земле?
Дети. Трамвай, троллейбус и др.
Воспитатель. А вы знаете, кто управляет такси, самосвалом, автобусом?
Дети. Шофёр, таксист.
Воспитатель. Отдельно мы с вами отобрали транспорт, который передвигается по земле, как бы вы его назвали одним словом, какой это транспорт?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель. Правильнее назвать этот вид транспорта наземный. Ещё раз назовите, какой транспорт мы относим к наземному?
Дети. Транспорт, который передвигается по земле.
Воспитатель. А если мы захотим попасть в какую-нибудь дальнюю страну, например в Индию. Как нам туда побыстрее добраться? На чем?
Дети. На самолете.
Воспитатель. Давайте отложим картинку с самолетом в сторону. Как вы думаете, что можно еще положить к самолету?
Дети. Вертолёт, ракета.
Воспитатель. Как передвигается самолет?
Дети. Летит.
Воспитатель. Летит как?
Дети. По воздуху.
Воспитатель. Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху?
Дети. Воздушный.
Воспитатель. Правильно. Повторите ещё раз, что мы отнесли к воздушному транспорту?
Дети повторяют.
Воспитатель. А вы знаете, кто управляет самолетом?
Дети. Пилот, летчик.
Воспитатель. Посмотрите на те транспортные средства, которые остались у нас на столе. Что у них общего?
Дети. Они все передвигаются по воде.
Воспитатель. Назовите их.
Дети. Теплоход, пароход, катер, баржа.
Воспитатель. Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воде?
Дети. Водный.
Воспитатель. А вы знаете, кто управляет водным транспортом?
Дети. Капитаны.
Физминутка «Море волнуется»
Воспитатель. Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о транспорте?
Дети. Транспорт бывает наземный, водный, воздушный.
Воспитатель. По какому признаку мы сегодня разделили весь транспорт на три группы?
Дети. По месту передвижения.
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем, и я посмотрю, как вы за помнили эти виды транспорта.
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Воспитатель. Скажите, куда прилетают самолеты? Где они приземляются? Дети. На аэродроме.
Воспитатель. Вот здесь у нас будет аэродром. (Воспитатель на стул ставит игрушечный самолет или предметную картинку с изображением самолета.)
Воспитатель. А куда приплывают пароходы, чтобы пассажиры могли сойти на берег?
Дети. К пристани?
Воспитатель. Вот здесь у нас будет пристань. (Воспитатель ставит на стул игрушечный кораблик или лодочку, или картинку.)
Воспитатель. А наземный транспорт, куда отправляется после работы?
Дети. В гараж, депо.
Воспитатель. Вот здесь у нас будет место для наземного транспорта - гараж или депо. (Воспитатель ставит игрушечную машину.)
Воспитатель. Я каждому из вас дам одну картинку, на которой будет изображено какое – ни будь транспортное средство. Вы внимательно посмотрите на картинку, подумайте, кем вы будете - летчиком, капитаном или водителем. Все вы отправитесь на работу - повезете людей или грузы. По моему сигналу, я хлопну в ладоши, вы должны будете закончить работу и вернуть транспорт туда, где он должен находиться. Вы должны встать около того стула, где находится игрушка с соответствующим транспортом. Если у вас на картинке воздушный транспорт, вы куда встанете?
Дети. На аэродром, т. е. к стульчику, где стоит самолет.
Воспитатель. А если наземный транспорт?
Дети. В гараж, т. е. к стульчику, где стоит машина.
Воспитатель. А водный?
Дети. К пристани, т. е. к стульчику, где стоит лодочка.
Когда дети выполнят задание, воспитатель проверяет, спрашивает, почему тот или иной ребенок встал около той или иной игрушки.
Повторяя игру, воспитатель предлагает детям поменяться картинками, а сам по ходу игры меняет игрушки на стульях.
Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»
(игра с использованием мяча)
Воспитатель. Про что можно сказать – легковой? (автомобиль)
Легковые – (автомобили)
Легковая – (машина)
Грузовой – (корабль, грузовик)
Плавающий – (катер, корабль)
Плавающая – (яхта, лодка)
Летящий – (самолет, вертолет)
Летящая – (ракета)
Длинный – (самолет)
Длинные – (самолеты)
Воспитатель. Вы сегодня узнали, что транспорт можно разделить на три группы. Какие? По какому признаку?
Дети отвечают.
Воспитатель. Как вы думаете, людям удобно, что есть много разного транспорта?
Дети. Да.
Воспитатель. А зачем люди придумали разные виды транспорта?
Дети. Чтобы можно было попасть в разные уголки земли, в разные города и страны.
Воспитатель. А всегда ли был такой транспорт?
Дети. Нет.
Воспитатель. Много-много лет назад не было, машин и как передвигались люди?
Дети. На лошадях.
Воспитатель. Люди все время совершенствовали транспорт. А будут ли они дальше это делать? Будут ли придумывать что-то новое?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте с вами пофантазируем. Какой бы вы придумали
транспорт?
Дети. Предложения детей.
Воспитатель. Когда вы будете взрослыми, может быть, кто-то из вас выберет себе профессию конструктора транспорта и придумает какой-нибудь необыкновенно удобный и быстрый вид транспорта. Но для этого еще надо много-много узнать, учиться. А сейчас скажите мне, кому из вас было интересно на занятии? О чём бы вы ещё хотели услышать? Что показалось трудным?
Литература
Н. В. Алешина
1. С. В. Сударкина «Транспорт», 2012г.
2. Н. В. Алешина «Транспорт», 2013г.
3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru