Папки-передвижки

Конспект занятия «Доктор Одуванчик и лекарственные растения»

Наталья Чернышева
Конспект занятия «Доктор Одуванчик и лекарственные растения»

ГБУЗ г. Москвы

«Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента

Здравоохранения г. Москвы»

Конспект занятия по ознакомлению с

окружающим миром в подготовительной группе

по теме:

«Доктор Одуванчик и лекарственные растения»

Составила: воспитатель Чернышева Н. Н.

2017 год

Программное содержание:

Публикация «Конспект занятия „Доктор Одуванчик и лекарственные растения“» размещена в разделах

Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 видов).

Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.

Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения.

Предварительная работа:

экскурсия по территории санатория, на огород,

сбор лекарственных растений,

беседа о лекарственных растениях,

разучивание стихов, загадок,

сбор гербария.

Материал и оборудование:

засушенные пучки лекарственных растений,

пакеты с травами, брикеты,

сироп шиповника

Ход занятия

Дети рассаживаются полукругом. Перед ними доска с картинками лекарственных растений и засушенными растениями. На столах лежат сухие веточки, пучки, брикеты, коробки и пакеты с лекарственными травами.

Доктор Одуванчик : Здравствуйте, ребята! Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечится. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли "травниками". Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Я собрал много лекарственных растений, чтобы познакомить вас с ними и научить использовать их на практике. Я сейчас загадаю вам загадки, а отгадками будут названия растений.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит.

(Крапива)

Посмотри, какой цветок!

Как вплести его в венок?

В шапке беленькой стоит,

А подуешь - улетит.

(Одуванчик)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги.

(Подорожник)

Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая?

(Ромашка)

В ельнике цветет густом,

Звенит белым бубенцом (Ландыш)

Педагог берёт из корзинки растения, показывает их детям. Они называют: ромашка, ландыш, подорожник, крапива, одуванчик.

Все эти растения можно назвать - лекарственными. Почему?

А если нам нужно использовать эти растения зимой или в то время, когда на улице нет свежих трав, как быть? Кто знает, как хранятся травы?

(В брикетах, пакетах и коробочках в сухом виде).

Что ещё можно приготовить из сухих растений? (настои, отвары, сиропы)

Правильно, засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки или прессуют в брикеты. Потом их помещают в аптеки, на склады, где они хранятся в хорошо проветриваемых помещениях. Дома их надо держать в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.

Физкультурная минутка:

Игра “одуванчики”.

Повторяйте за мной движения.

Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на полянке растут, становятся всё больше.

(Деты тихонечко встают).

Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики.

(Дети раскачивают поднятыми вверх руками).

Ветер подул сильнее.

(Дети разбегаются в разные стороны и бегают на носочках).

Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашютики.

Дети приседают).

Там где упали парашютики.

(Дети приседают, а затем, встают).

Снова будут расти одуванчики.

Кто знает стихотворение об одуванчике? (Ответы детей)

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится в беленькое платьице,

Белое, воздушное,

Ветерку послушное.

Существуют специальные правила по сбору лекарственных трав.

Д. О.

А теперь я проверю, как вы запомнили наши растения.

Игра «Собери картинку»

Детям дается 2-3 разрезанные и перепутанные картинки, которые нужно собрать.

Д. О.

А может быть вы знаете пословицы или поговорки о этих растениях.

И собака знает, что травой лечатся Майская травка и голодного кормит.

Тише воды, нuже травы.

Жгуча крапива родится, да во щи пригодится

Налицо красива, а на язычок — крапива.

Без корня и полынь не растет.

Д. О.

На прощанье я хочу рассказать вам удивительные истории о простых цветах и травах Вьюнок

Цветы вьюнка не только красивы и ароматны, но и обладают чудесными свойствами определять время и предсказывать погоду. Поэтому их называют живыми часами или живыми барометрами (барометр - прибор для измерения атмосферного давления).

Как же по цветам вьюнка узнать время?

Оказывается, по утрам они всегда раскрываются в одно и то же время - в 7-8 часов.

Если стоит пасмурная, дождливая погода, то цветы вьюнка не раскрываются вовсе (значит атмосферное давление ниже нормы). Вьюнок приносит людям пользу. Настоем его цветов и листьев лечат болезни желудка.

Иван-чай

У него сильное крупное корневище, оно не уходит глубоко в землю, а как змея ползет по земле. Стебель иван-чая высокий (2 м) и стройный. Он украшен узкими листиками. Яркие розовые цветы собраны в пышные соцветия.

Почему он так называется? Имя Иван всегда было очень распространенным на Руси мужским именем. А чаем эту траву называют потому, что в старину в деревнях крестьяне заваривали высушенные листья и цветы иван-чая кипятком и пили вместо чая. Чай из лепестков этого растения получается красивого розовогo цвета и был очень ароматным. Издавна знали люди о его целебных свойствах. Настои из цветов и листьев обладает противомикробным и успокаивающим свойством. Он помогает при болезнях в желудке, снимает головные боли и улучшает сон.

Итог занятия.

Все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.

Лекарственные растения.

Растение Какую часть используют Значение

1. Одуванчик лекарственный Лист

Корень Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечат ожоги, выводит вредные вещества, лечат заболевания желудка

2. Ромашка аптечная Цветы Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос;

3. Подорожник большой Листья Заживляет раны, помогает при ушибах

4. Ландыш Надземную часть Успокаивающее средство, назначают при болезнях сердца

5. Крапива листья Содержит много витаминов, заживляет раны, останавливает кровь

6. Сосна Хвоя, семена, почки Успокаивающее средство, отхаркивающий чай, дезинфицирующее действие

7. ель Хвоя, шишки, кора витаминный напиток, для заживления застарелых ран,

8. береза почки, молодые листья, внешнюю часть коры, березовый гриб. общеукрепляющее действие.

кровоочистительное и регенерирующее, стимулирует обмен веществ в организме, способствует быстрому его освобождению от вредных веществ, отхаркивающее средство. способствует лечению желудочно-кишечных заболеваний

9. шиповник Плоды, корни тонизирующее, общеукрепляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее, ранозаживляющее, желчегонное, мочегонное, слабительное и антисклеротическое, укрепляют стенки сосудов, повышают защитные силы организма

10. малина Ягоды, молодые листья Потогонное и

жаропонижающее действие.

расширяет мелкие сосуды, снимает спазмы, облегчая тем самым работу сердца и норм ал изует кровяное давление.

11. земляника Ягоды, молодые листья обладает способностью защищать от радиоактивного излучения, нормализует обмен веществ, помогает при сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваниях - язве, холецистите, панкреатите, при кишечных инфекциях, проблемах с почками

12. мята Молодые листья обладает обезболивающим, спазмолитическим и антисептическим свойствами.

вызывает расширение коронарных сосудов. Внутрь применяется при стенокардии, болях в областях желудка и кишечника. Наружно - при невралгических болях, зубной боли, как антисептическое и болеутоляющее средство при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, при бронхите

Памятка сборщику лекарственных растений

Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли - во время цветения, цветы - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.

• Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

• Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

• Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

• Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

• Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках - например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустынник

• В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Лекарственные растения нашего края» Цели: - Расширить знания детей о лекарственных растениях нашего края; - Развитие познавательные способностей детей, коммуникативные навыки.

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные растения» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: расширить представления детей о лекарственных травах. Задачи: рассказать о биологических особенностях лекарственных растений, и их.

Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения — средство оздоровления организма человека» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.

Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы «Лекарственные растения — средства оздоровления» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.

«Лекарственные растения Башкортостана». Конспект ООД в образовательной области «Познавательное развитие» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие. Лекарственные растения Башкортостана.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лекарственные растения» Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость.

Конспект занятия «Лекарственные растения» «Лекарственные растения» Цели: 1. познакомить с историей использования лекарственных растений; 2. расширить знания детей о лекарственных.

НОД «Лекарственные растения» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.

Проект «Лекарственные растения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Проект на тему: "Лекарственные растения" МАДОУ детский сад №25 «Матрёшка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Доктор Одуванчик и лекарственные растения»
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 16:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД