Папки-передвижки

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Части суток, дни недели, времена года»

Маржана Гаджиева
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Части суток, дни недели, времена года»

Тема: «Части суток, дни недели, времена года»

Материал: д/и «Когда это бывает» (времена года, «собери часы», «расставь по порядку» (дни недели, «Какого цвета время суток» глобус, лампа (фонарь)

Метод. Пр. – Организационный момент

- Сюрпризный момент

Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе „Части суток, дни недели, времена года“» размещена в разделах

- задания по временам года

- задания по дням недели

- задания по времени суток

Ход занятия

- Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы сейчас опять: смотреть, слушать, размышлять и друг другу не мешать. Внятно, чётко говорить, не вертеться, не шалить.

- Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнём занятие.

-Сегодня с нами на видео связь вышел Незнайка. У него к нам есть просьба, давайте выслушаем его.

Давайте расскажем Незнайке, почему так происходит?

- Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее. Но со всех ли сторон одинаково? Предлагаю проверить. Давайте проведем небольшой эксперимент. Вот глобус и фонарик. Скажите, пожалуйста, что такое глобус? Правильно, это модель Земного шара. А солнышком сегодня у нас будет – фонарик.

Сейчас мы посветим нашим «солнышком» с этой стороны глобуса и увидим, что солнечные лучи ее освещают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки. А что же происходит с обратной стороны?

Здесь темно. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

- Какое сейчас время суток? Правильно, сейчас утро. А как вы догадались, что сейчас утро? А какие еще части суток вы знаете? Утро, день, вечер и ночь. Давайте немного подробнее расскажем Незнайке обо всем

Задание 1. Ребята, назовите времена года (зима, весна, лето, осень).

- Какое время года сейчас? (весна). Какое время года между летом и зимой? Весной и осенью? Осенью и весной? - Сколько месяцев в году? (12). Назовите их по порядку, начиная с первого-января. (Дети по очереди называют последующие месяцы).-Отгадайте загадки о временах года?

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето). (Воспитатель вызывает одного ребёнка, он размещает картину летнего пейзажа на доске.)

- Назовите летние месяцы? (июнь, июль, август).

- Давайте вспомним, а какое лето?

(теплое, ясное, жаркое, красное).

- Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т. п.)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (осенью). (Воспитатель вызывает одного ребёнка, он размещает картину осеннего пейзажа.)

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, листопад, сбор богатого урожая фруктов и овощей)

- Чем осень может огорчить? (пасмурной, дождливой погодой).

- Как живут дикие животные и птицы в лесу? (гуси, утки, жаворонки, лебеди улетают в тёплые края, ёж, белка, бурундук, хомяк делают запасы на зиму) и т. д.

Физминутка:

Мы пришли в осенний лес.

Сколько тут вокруг чудес!

Справа берёзка от нас стоит.

Слева – ёлка на нас глядит.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки

Плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,

Тоже покажем

Крылья отводим назад

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой). (Воспитатель вызывает одного ребёнка, он размещает картину зимнего пейзажа.)

- Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль).

- Давайте вспомним, а какая зима бывает? (снежная, морозная, долгая, белая, и т. д.)

- Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

- Как живут дикие животные в лесу? (медведь, ёж, барсук, хомяк спит, заяц поменял шубку с серой на белую и т. д.)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает? (Весна.) (Воспитатель вызывает одного ребёнка, он размещает картину весеннего пейзажа.)

- Какая весна в нашем городе?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т. д.) .

- Что хорошего вы знаете о весне? (природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т. п.)

- Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)

- Кто весну на крыльях приносит? (птицы)

- Как называются эти птицы? (перелетные)

- Как ведут себя животные в лесу? (просыпаются от зимней спячки, у них появляются детёныши, птицы высиживают птенцов).

Задание 2. Д/И «Когда это бывает» сколько всего месяцев году

Задание 3. Сейчас я загадаю вам загадку.

«Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Братья ходят друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний».

(Дни недели).

Вы догадались, о чем мы сейчас будем говорить?

Педагог задает вопросы.

-Какой день недели сегодня?

-Какой день недели был вчера?

-Какой день недели будет завтра?

- Какой день недели наступит после среды?

-Вот это дни недели.

Неделя начинается с понедельника. Это первый день недели.

Повторите название этого дня.

-Что мы слышим?

-Какое слово угадывается в этом названии? (По-недель-ник)

Слышите? Как это может объяснить?

Понедельник - это день после недели. По- «сле»-пропадает=по-недельник.

(поставить на мольберт цифру1)

-Какой следующий день недели?

-Что слышится в этом названии (повторите медленно вторник)

-Слышится «втор», второй день недели называется вторник, в названии указывается на место по счету. (цифра 2 на мольберте)

-Следующий день недели «Среда» вслушайтесь в его название: среда- середа (старинное слово) середина недели. (цифра 3)

-«Четверг»- четвертый день недели, (цифра 4)

-«Пятница»- пятый день недели, (цифра 5)

-«Суббота»- в названии не угадывается, какой день недели по порядку

-«Воскресенье» - седьмой день. День отдыха от труда, учебы. Человек отдыхает, набирается сил, он воскресает, становиться готов трудиться снова.

-Как еще можно назвать субботу и воскресенье одним словом? (выходные)

-Итак, суббота и воскресенье – выходные дни. В эти дни многие люди отдыхают.

-А кто в эти дни трудится? (Обсудить с детьми, кто трудиться в выходные: врачи скорой помощи, хлебопекарни, телефонные станции, магазины, водители автобусов, машинисты поездов, летчики и т. д.)

-Итак, дети, с какого дня начинается неделя?

- А каким днем заканчивается неделя?

- Сколько рабочих дней в недели?

-. А сколько выходных?

-Назовите рабочие дни недели.

- Назовите выходные дни.

Задание 4. Отгадайте загадку:

Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток?

- Правильно утро. С наступлением рассвета, когда солнышко поднимается над горизонтом и освещает все вокруг, начинается утро. Просыпаются растения, просыпаются животные и птицы, просыпаются люди. Расскажите, что мы делаем утром? Молодцы!

Вот вам следующая загадка:

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток?

- Молодцы. Днем люди бодрствуют. Дети играют, школьники учатся. Расскажите Незнайке, что еще мы делаем днем.

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный.

- Правильно. Вечером все дети идут из садика домой, взрослые возвращаются с работы. Вечером мы можем наблюдать закат. Солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Расскажите, чем вы любите заниматься вечером?

И последняя загадка: Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется.

- Да, это ночь. Все люди, животные и растения ночью отдыхают, спят, чтобы набраться сил на следующий день.

Давайте еще раз повторим все части суток. Утро, день, вечер, ночь.

- Сейчас я вам открою один секрет: чтобы весь день у вас было хорошее настроение, утро надо начинать с улыбки.

Пальчиковая гимнастика

Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)

- А плывешь? - Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)

-Как даешь? - Вот так! (Протягивать открытую ладонь)

- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)

Задание 5,6 Дети, Незнайка принес с собой конвертики, а в них посмотрите - часы, с, но часы сломаны, каждые на 4 части. Давайте отремонтируем их. Надо сложить части часов так, чтобы части суток были в правильном порядке друг за другом.

- Молодцы! Так же времени суток.

Задание 7 Перед вами листки с изображением утро, день, вечер, ночь на против которых расположены квадратики. Эти квадратики нужно закрасить под каждое время суток.

Как вы думаете, в какие цвета эти квадратики можно раскрасить?

Вам необходимо закрасить их по порядку: квадрат обозначающий утро,-желтым, день-голубым, вечер – красным, ночь –черным или темно синим.

Педагог формирует обобщение: утро, день, вечер, ночь – составляют 1сутки.

Ребята, скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие. На какие части можно разделить сутки, сколько таких частей. Какое время суток самое светлое? А какое время суток самое темное?

Как вы думаете Незнайка все запомнил, а ему понравилось сегодняшнее занятие?

- Молодцы ребята, спасибо вам!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие из ткани «Времена года и части суток»Дидактическое пособие из ткани «Времена года и части суток» Дидактическое пособие «Времена года и части суток» Актуальность Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться.

Конспект занятия по исследовательской деятельности на прогулках «Части суток» Экологическое занятие с детьми старшей группы. Тема:Части суток. Цели деятельности педагога: Познакомить с частями суток,их признаками;.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Части суток» в подготовительной группе Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цель:.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года»Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года» Открытое занятие в старшей группе «Времена года»Цель: Закрепить и систематизировать представление о временах года. Образовательная: Закрепить.

Конспект занятия по ФЭМП «Петушок и его семья. Образование числа 5. Части суток» (средняя группа)Конспект занятия по ФЭМП «Петушок и его семья. Образование числа 5. Части суток» (средняя группа) Конспект занятия по ФЭМП «Петушок и его семья» (средняя группа) Задачи: -Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5,.

Конспект занятия по математике «Части суток. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький»Конспект занятия по математике «Части суток. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький» Программные задачи:Закрепить знания о частях суток,называть их последовательность. Учить различать равенство по количеству предметов,выражая.

Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: утро. Сравнение предметов по величине. Один — много»Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: утро. Сравнение предметов по величине. Один — много» Программные задачи:Познакомить детей с частью суток-утро,отгадывать загадки на основе зрительной воспринимаемой информации; сравнивать.

Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: вечер. Сравнение предметов по величине. Один-много»Конспект занятия по математике в младшей группе «Части суток: вечер. Сравнение предметов по величине. Один-много» Программные задачи:Познакомить детей с частью суток-вечер;учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий-низкий) употреблять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Части суток» Тема: Части суток Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить.

Консультация для родителей «Как же выучить с ребенком названия частей суток, дней недели, времен и месяцев года?» Консультация для родителей «Как же выучить с ребенком названия частей суток, дней недели, времен и месяцев года?» Мы часто задаемся вопросом:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Части суток, дни недели, времена года»
Опубликовано: 28 марта 2022 в 00:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД