Татьяна Бырка
Конспект занятия ФЭМП в подготовительной группе «Задачи на сложение и вычитание в пределах 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Продолжать учить, самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивающие задачи :
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Публикация «Конспект занятия ФЭМП в подготовительной группе „Задачи на сложение и вычитание в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
Воспитательные задачи :
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми : отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Методические приемы:
1. Игровой (использование сюрпризных моментов и кукол БиБаБо)
2. Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями)
3. Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
4. Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: конверты с заданиями, цифры, знаки доска, мольберт.
Демонстрационный материал: картинки для составления арифметических задач, набор цифр.
Раздаточный материал: карандаши, наборы математические на каждого ребенка, листы бумаги в крупную клетку.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Дети, давайте с вами встретим сегодняшний день, поприветствуем друг друга. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Здорово! Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим, принесет нам много нового и интересного.
Ребята, я получила письмо от Старика Хоттабыча: Читаем письмо: "Дорогие дети! Всех, кто любит сказки и математику, приглашаю в гости. Вас ждут сказочные герои, разные приключения и математические знания. Высылаю свой ковёр-самолёт. С уважением Старик Хоттабыч".
Ковёр-самолёт сможет подняться в воздух только в том случае, если вы ответите на следующие вопросы:
Разминка (с мячом)
- Сейчас день или вечер?
- Какие части суток есть еще?
- Сколько дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Сколько в неделе выходных?
- Назови дни недели по порядку, начиная с понедельника.
- Какое сейчас время года?
- Назовите все времена года.
- Какой сейчас месяц?
- Сколько месяцев в году?
- А теперь передаем мяч друг другу по очереди и называем цифры от 1 до 10.
- Сейчас наоборот от 10 до 1
- Попробуем назвать цифры от 1 до 20.
Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы.
Я Вас приглашаю на ковёр-самолёт, закрыли глазки, полетели. Под нами тридевятое царство. Ковёр-самолёт опускается на сказочную землю. Посмотрите, Иван Царевич. Здравствуй Иван Царевич, почему такой грустный?
Иван Царевич: Как мне не грустить, я не могу отыскать тропинку до замка Змея Горыныча, где спрятана Елена Прекрасная. Баба Яга, забрала план - карту замка, Змея Горыныча.
Воспитатель: Ребята, как вы думайте, как можно помочь Ивану Царевичу?
Дети: Нужно нарисовать другую карту на бумаге, по которой можно отыскать тропинку до замка Змея Горыныча.
Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу нарисовать план. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать и рисовать:
Сначала тропинка была похожа на кривую линию, потом на прямую линию, а потом на ломаную. Задача детей выложить тропинки по словесной инструкции на доске.
А чтобы не заблудился Иван Царевич, на обратном пути, давайте зарисуем тропинки в обратном порядке, так как будет по ним возвращаться назад. Дети зарисовывают на рабочих листах: ломаную, прямую, кривую линию.
Молодцы, вы справились с заданием и помогли Ивану Царевичу.
Ребята, посмотрите, кто к нам приближается?
Дети: Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Аленушка: Ребята, мы заблудились, помогите найти дорогу домой.
Игра лабиринт: «Найди дорожку».
Задача детей, называя направление хода движения - направо, налево, вперед, назад - переходить последовательно от одной тропинки к другой по стрелкам.
Молодцы, с заданием мы справились.
Приглашаю вас на ковёр-самолёт, закрыли глазки, полетели. Мы с вами попали в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. И здесь опять не обошлось без Бабы Яги. Посмотрите, заколдованные гномы. Чтобы расколдовать гномов, надо решить математические задачи :
Прежде, чем вы решите задачи, давайте вспомним:
Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)
Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)
Составляем задачи на сложение и на вычитание.
( спросить на выбор 2-3 детей: какую задачу составили они)
Вопросы для разбора задачи :
1. Какое условие в этой задаче?
2. Составьте вопрос.
3. Эта задача, на какое действие?
4. Покажите решение с помощью чисел и знаков.
5. Проговорите выражение.
6. Какой ответ у этой задачи?
7. У кого такой же ответ?
Решаем задачи, выкладываем на карточке цифрами из математического набора.
1. У Даши 6 цветных наклеек, а у Веры только 3. Сколько наклеек у Даши и Веры вместе?
2. У белочки 8 орехов. Она съела
2 ореха. Сколько орехов осталось у белочки?
Физкультминутка
Дети под музыку двигаются по группе, когда музыка останавливается, дети собираются вместе по тому количеству человек, какую цифру показывает воспитатель(3, 2, 4, 1, 13)
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, а кто плачет?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Почему зайчик плачет?
Дети: У всех есть друзья, а у зайчика нет друзей.
Воспитатель: Как можно ему помочь? Правильно, нарисуем друга для зайчика.
Диктант «Зайчик»
Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку.
Будем рисовать от этой точки.
Нарисуй 1 клеточку вправо,
3 вниз,
2 вправо,
2 вниз,
1 влево,
2 вниз,
3 вправо,
3 вниз,
1 влево,
1 вверх,
1 влево,
2 вниз,
1 вправо,
2 вниз,
2 вправо,
1 вниз,
6 влево,
1 вверх,
1 влево,
1 вверх,
1 вправо,
12 вверх.
Молодцы! У нашего зайчика появился настоящий друг!
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Вот беда, наш ковер – самолет исчез. А чтобы вернуть ковер самолет мы должны выполнить задание :
Сейчас вы станете самыми настоящими волшебниками! Вы будете превращать геометрические фигуры в животных! Итак, волшебники, творите волшебство!
Дети парами выкладывают за столами силуэт лисы из геометрических фигур.
Сегодня наше путешествие в сказочную страну окончено.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Закройте глаза и начинаем отсчет от 10 до 1.
(Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Рефлексия: Дети, вам понравилось путешествие?
Вспомните, каких сказочных героев мы повстречали?
Кому и как мы помогли?
Я думаю, вы, ребята, убедились, что математика – очень нужная, веселая и занимательная наука, она может пригодиться всегда и везде, в обычных и совсем невероятных сказочных ситуациях. А Старик Хоттабыч передал вам угощение, волшебные яблоки.