Конспект занятия «Гласные А — Я»

Светлана К
Конспект занятия «Гласные А — Я»

Тема: «Дифференциация гласных А-Я»

(для группы детей 6 – 7 лет)

Составила и провела логопед Кузнецова С. М.

Цели:

• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закреплять знания детей о гласных; учить сравнивать согласные по твёрдости – мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями;

• КОРРЕКЦИОННЫЕ: развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание; активизировать словарь детей.

• ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать усидчивость, формировать понятийный аппарат.

Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; модели слов.

Ход урока:

I. Орг. момент

Приветствие.

• Уточнение пространственно-временных представлений.

- Какие сегодня число, день недели? Какой идёт месяц? Сегодня мы поговорим с вами о том, как различать гласные звуки и буквы, которые их обозначают.

II. Основная часть

• Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.

- Что вы знаете о гласных?

- Посмотрите на таблицу и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твёрдыми.

- Сегодня мы будем учиться различать гласные I и II ряда: А-Я. Записали тему в тетрадь.

• Знакомство с гласной буквой Я.

Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.

• Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я?

МА-МА-МА МЯ-МЯ-МЯ

-Почему? Какую гласную выберем после твёрдого согласного? А после мягкого?

• Транскрипция.

МА [МА] МЯ [М,А]

• Игра «Скажи наоборот»

Логопед называет слог с гласной Я, а дети – с гласной А и наоборот:

МА – МЯ

ТА - …

АР - …

ЛА - …

НЯ - …

ЯЧ - …

ФА - …

АМ - …

Физминутка. «Яблоко»

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоко качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву. Дети декламируют стихи и выполняют движения по тексту.

• Развитие слухового внимания и памяти.

- Вы запоминаете слоги, которые я произнесу, повторяете, а потом записываете в тетрадь.

ПА – ПЯ – ПЯ

- Зелёной пастой подчеркните, где согласный звук мягкий.

ДЯ – ДА – ДА – ДЯ, БЯ – БЯ – БА, ВА – ВА – ВЯ, ГА – ГЯ – ГЯ, СА – СЯ – СЯ – СА,

ТСА – СТЯ и т. д.

• Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игра «Парашютисты».

- С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опуститься на одну из трёх полянок: если в слове – названии картинки – есть буква Я – на полянку с написанной на ней буквой Я, если есть буква А – на поляну с буквой А, а если есть буквы А – Я – на поляну с буквами А – Я.

Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.

- Какое слово лишнее? Почему? (Мост.) В каких словах гласная Я не служит для смягчения согласных? (Яблоко, обезьяна, маяк.)

• Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.

- Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твёрдые согласные перед буквами А – Я. Сравните слова по трём признакам: написанию, звучанию и значению.

Модели слов:

Р – Д

М – Л

ЗАВ – Л

• Развитие зрительного внимания и звукового анализа.

- Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твёрдые согласные перед буквами А – Я. Объясните выбор гласных.

КР_СИТЬ

Т_ПКА

Т_ЩИТ

ГЛ_З

Т_ЖЕСТЬ

СТ_РЫЙ

ШЛ_ПА

К_МЕНЬ

Т_НЕТ

Л_ПК_

М_ТА

К_ША

III. Заключительная часть

- Припомните, когда буква Я обозначает один звук, а когда – два? Припомните слова, где пишется гласная буква Я, гласная буква А. Занятие закончено. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Гласные звуки или путешествие Красной шапочки» Конспект комплексного итогового занятия для обучающихся с ТНР в старшей группе Учитель-логопед высшей квалификационной категории Ефремова.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И» Задачи: - закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв; - упражнять в определении места гласного звука в словах;.

Школа будущего первоклассника. Конспект ООД «Гласные звуки» 1 Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить.

Автор публикации:
Конспект занятия «Гласные А — Я»
Опубликовано: 25 августа 2019 в 19:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Фоторепортаж «Наш урожай»
Вот и осень наступила. На полях, в садах и огородах полным ходом идёт уборка урожая. На нашем участке мало места и поэтому, как бы нам не хотелось, но мы все...
Фотоотчёт о занятии по рисованию «Осень в лесу» в средней группе
Цель: формирование умения вести наблюдения за изменениями в природе Задачи: - учить соблюдать пропорции предметов при рисовании; - формировать умение...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Разноцветные зонтики под дождем» в средней группе
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветные зонтики под дождем» Цель: учить детей рисовать зонтик, дождик. Задачи: закреплять приемы...