Конспект занятия «Как человек огонь приручил»

Елена Макарова
Конспект занятия «Как человек огонь приручил»

Название: конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по познавательном развитию в старшей группе.

Форма проведения: занятие

Тема: «Как человек огонь приручил»

Цель: дать детям представление об истории открытия огня древним человеком.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить детей с историей освоения огня.

2. Показать детям значение огня в жизни человека.

3. Формировать знания детей о пользе и разрушительной силе огня.

4. Формировать знания правил пожарной безопасности.

Развивающие:

1. Развивать познавательные способности, речь, добиваться ответов детей на поставленные вопросы.

Воспитательные:

1. Воспитывать осторожное обращение с огнем.

Формы и методы: словесные: беседа, стихи; наглядные: иллюстрации, показ воспитателя; практические: выполнение упражнений.

Используемое оборудование: свеча, спички, зажигалка, металлический поднос, по 2 камня на каждого ребенка, карандаши с гранями, султанчики красного и оранжевого цвета на каждого ребенка, музыка спокойная и в быстром темпе. Раздаточный материал: картинки с изображением огонь – помощник и огонь-враг, картинки с изображением этапов освоения и добычи огня. Мультимедийная презентация.

Ход занятия:

Организационная часть:

Дети сидят полукругом.

Воспитатель загадывает загадку:

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта загадка? (Об огне.)

Воспитатель ставит на стол перед детьми металлический поднос, на него безопасный подсвечник и зажигает свечу зажигалкой.

Основная часть:

Воспитатель. На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далеких предков. Но раньше люди очень боялись огня, они долго к нему привыкали. Потоки вулканической лавы, а также молнии, ударявшие в деревья и поджигавшие их, пугали и обращали в бегство как животных, так и людей (Изображение № 1).

Найдя на пожарище останки животного и попробовав его, люди обнаруживали, что жареное мясо вкуснее сырого и легче отделяется от костей. Добавляя в огонь сухие ветки, они понимали, что так можно продлевать его горение (Изображение № 2).

Ребята, я вам предлагаю сейчас превратиться в маленькое пламя костра. Возьмите в руки султанчики.

Упражнение «Костер»

Цели: Побуждать «смоделировать» игру огня в костре. Развивать внимание, координацию движений, воображение.

Оборудование: оранжевые и красные султанчики.

Ход игры: Ребята сидят на корточках по кругу, в руках у них ленты оранжевого и красного цветов на палочках. Слушая музыку, которая подсказывает, каким должен быть огонь, дети взмахивают лентами.

Сначала костер едва тлеет (музыка тихая). Огонь начинает разгораться (меняются темп и характер музыки) и превращается в бушующее пламя (музыка громкая, в быстром темпе). Постепенно пламя гаснет (движения передают угасание).

Воспитатель в ходе игры комментирует моделирование движений пламени костра.

Избавившись от страха перед огнем, люди стали его осваивать, использовать для защиты от холода, для приготовления еды и для создания оружия. У огня люди могли согреться, когда становилось очень холодно (изображение № 3). Пучки зажженных веток помогали отпугивать диких животных (Изображение № 4). Постепенно люди учились готовить на костре еду: коптить ее в дыму, жарить на огне, запекать в золе. Так же они поняли, что огонь делает острие копья крепче и оно лучше пробивает звериную шкуру (изображение № 5).

Долгое время люди умели лишь поддерживать огонь. По ночам они по очереди подбрасывали сухие ветки в костер, не давая ему потухнуть. Но случалось и такое, что огонь потухал, и тогда старейшины выгоняли из своего племени такого дежурного. Во время кочевок (переход с одного места обитания на другой) первобытные люди носили с собой тлеющие угли в горшочках из высохшей глины (изображение № 6).

Прибывая на место новой стоянки, люди с помощью имевшихся у них углей разжигали костер. Если он вдруг потухал, то огонь приходилось красть у соседей, часто при этом рискуя жизнью (изображение № 7). Таким образом они пытались сохранить свой огонь.

Спустя сотни, а может быть, даже тысячи лет после того, как люди «приручили» огонь, они научились его разводить. Люди заметили, что при ударе друг о друга кусков кремня возникают искры, которые поджигают сухую траву и веточки-лучинки. Такого же результата можно было добиться, если потереть одной сухой деревяшкой о другую (изображение № 8).

У меня на подносе есть камни, я предлагаю вам самим попробовать добыть огонь с помощью камней. Нужно взять два камня в обе руки и ударять одним камнем о другой.

Упражнение «Выбей искру».

А теперь давайте попробуем трением развести костер.

Массаж рук с помощью карандаша «Добывание огня»

Положить карандаш на одну ладонь, прикрыть его другой. Прокатывать карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Легко ли так добывать огонь? Иногда приходилось часами тереть деревяшку или выбивать искру камнями. Долгое время огонь добывали, ударяя кремнем по железному кресалу или огниву (Изображение 9). Затем для добывания огня изобрели спички – палочки с головками из горючего вещества (показать спички). После спичек придумали зажигалки с «кремнем» из особого сплава, дающие искру при трении (показать зажигалку).

С помощью такого приспособления мы легко смогли зажечь нашу свечу.

Пламя этой свечи напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спа-сали людей. Давайте аккуратно поднесем руку к свече и почувствуем тепло пламени, но, если слишком близко поднести руку к огню, можно обжечься.

Опыт: показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: нельзя близко подходить к огню - можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню — они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причи-ной пожара.

Воспитатель. Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, уничтожающим все на своем пути.

Воспитатель. Кто из вас может назвать сказки или другие произведения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Дети размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кошкин дом», «Путаница»).

Огонь — помощник или огонь — враг? Как ответить на этот вопрос? (Высказывания детей.)

Нужно помнить всегда:

Огонь требует бережного обращения.

• Баловство с огнем может привести к беде.

Мы выяснили с вами, что огонь приносит огромную пользу человеку, но при небрежном обращении может нанести и вред. Давайте сейчас с вами найдем изображения, где огонь приносит пользу человеку (в печи пекут пироги, выдувают из стекла фигуры, зажигают свечку, греются у костра, а где вред (лесные пожары, горит дом, дети играют спичками, вспыхнуло масло на плите).

Упражнение «Огонь друг и враг»

Дети выполняют задание, комментируют свои действия.

Молодцы ребята, вы справились с заданием.

Посмотрите ребята, наша свечка уже почти догорела, что может случиться, если мы сейчас уйдем и оставим ее горящей в группе?

Дети: может случиться пожар.

Воспитатель: правильно, а чтобы этого не случилось, нам надо свечку потушить. Давайте все вместе дружно подуем на нее, чтоб пламя свечи погасло.

Дети дуют на свечу.

Заключительная:

Ребята, давайте с вами вспомним, как люди пришли к изобретению таких предметов как зажигалка и спички. У меня есть картинки, которые относятся к одному из четырех этапов истории развития огня. Привыкание к огню, освоение огня, сохранение огня, добывание огня. Подберите к ним соответствующие картинки.

Дети выполняют задание.

Какой первый был этап? Какие картинки к ним относятся?

Какой этап был после привыкания огня? Какие картинки к нему относятся? И т. д.

Молодцы ребята, вы все правильно подобрали, а наше занятие уже подошло к концу давайте еще раз закрепим правила обращения с огнем:

• Нельзя близко подходить к огню: можно обжечься.

• Нельзя близко подносить предметы к огню: они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

• Баловство с огнем может привести к беде.

Огонь требует бережного обращения.

Список используемых источников:

1. Справочное издание для среднего дошкольного возраста. Твоя первая энциклопедия. Пожарные и спасатели. Издание на русском языке, перевод на русский язык. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2017, Махаон, 128 с., с ил.

Прикреплённые файлы:

kak-chelovek-ogon-priruchil_u2hci.pptx | 3610,94 Кб | Скачан: 24
 
Публикации по теме:

Конспект НОД «Как устроен человек» Конспект НОД «Как устроен человек?» Цели: Расширить и систематизировать знания детей о внешнем строении своего организма. Активизировать.

Конспект НОД в подготовительной группе «Огонь и человек» Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Огонь и человек» Подготовительная группа Автор Кирилова Ольга Николаевна,.

Конспект ООД «Огонь-друг, огонь-враг» в средней группе Цель: формирование представлений о правилах пожарной безопасности. Программные задачи: Обучающие: - знакомить детей с пользой и вреде огня;.

Конспект открытого занятия по ОБЖ «Огонь — друг, огонь — враг» Огонь – друг, огонь – враг Цель: Расширить представления детей о роли огня в жизни человека Задачи: Образовательные: • Знакомить детей со.

Конспект развлечения для старших дошкольников «Огонь — друг, огонь — враг» Развлечение «Огонь - друг, огонь - враг» Цель: формирование представлений о пользе и вреде огня. Задачи: Знакомить детей с огнем и его.

Конспект занятия «Как и для чего человек дышит» Савкина Олеся Викторовна воспитатель Мыскаменского детского сада «Колобок» Возраст детей: старший (6-7 лет) Тема занятия: «Как и для чего.

Конспект занятия по пожарной безопасности в младшей группе «Огонь — наш друг, огонь — наш враг» Цель: - формировать у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности; - продолжать учить детей правилам.

Конспект занятия по ТРИЗ для дошкольников «Как человек ночь победил» Занятие «Как человек ночь победил» Цель. Уточнить представления об источниках света, о свете как источнике тепла; развивать воображение.

Конспект занятия «Огонь — наш друг, огонь — наш враг» Программное содержание: Закреплять знания о том, что при умелом обращении с огнем он приносит пользу, а при неосторожном – огонь приносит.

План-конспект занятия «Человек, как живое существо в подготовительной группе» Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Пожарная безопасность
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Конспект занятия «Как человек огонь приручил»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 15:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...