Арсланбекова Анара
Конспект занятия «Как животные к зиме готовятся?»» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, социализация
Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, двигательная деятельность.
Цель: расширять представления детей об образе жизни лесных зверей оседлых птиц осенью.
Программное содержание:
Задачи:
Развивающие: развивать речь.
Воспитывающие: воспитывать любознательность.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением лесных зверей осенью и зимой; две одинаковые веточки с двумя и пятью пластилиновыми шариками на нитках.
Публикация «Конспект занятия „Как животные к зиме готовятся?““ в средней группе» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.
Структура занятия
I Вводная часть 5 мин
II Основная часть 5 мин
1. Игра «Лес» 5 мин
2. Работа с пособием 3 мин
3. Физкультминутка
III Заключительная часть 2 мин
Длительность 20 минут
Ход занятия
- Мы уже с вами ходили в парк. Кого мы там видели?
- Как вы думаете, почему нам не встречались заяц, волк, лиса, медведь?
В парке много людей, вокруг него дороги, да и размеры у парка небольшие. А животным нужно много места, тишина. Но даже если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого –то. Звери пугливы. Поэтому давайте попросим старичка -лесовичка превратить нас в невидимок (откуда такое слово) на время, для того чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса.
Раз, два, три, ветка клёна, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасили листву
В цвет багряный, золотой
Осень жёлтою косой.
Входим в лес. Дети имитируют движения по лесу и садятся на пеньки. Тихо. Иногда с шуршаньем упадёт лист. Не слышно птиц.
- Почему?
Дети в затруднении – сразу они не находят связь между питанием птиц и их перелетами. (Стало холодно – вот они и улетели). Воспитатель усугубляет ситуацию.
- Тогда почему улетели не все птицы? Вот за окном у нас голуби (воробьи, синицы, вороны и пр.) (Не знаем)
Решение детям подсказывает воспитатель
- Чем питались птицы летом? (Кто-то мошками и жучками, кто-то ягодами и зелеными растениями)
- Что произошло осенью с растениями и насекомыми?
Не стало еды для птиц, вот и улетели на юг, где тепло и сытно.
Сначало улетели те, кто питался насекомыми: ласточки и стрижи.
Эти птички ничего, кроме насекомых не едят. Ни плодов в садах не клюют, ни зерен в поле не собирают. Зато тучи комаров и мошек поедают на лету. До миллиона штук за лето! Есть такая примета. Если быть дождю, то ласточки низко над землей летают. Почему? Потому что крылья у мошек от влаги становятся тяжелыми, и они летают низко. Тут-то, около земли, и ловят их эти маленьбкие черные птички с раздвоенным хвостиком. Умеют ласточки в полёте не только насекомых ловить, но и пить, и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостом воды-искупалась.
Стрижи тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что даже, что даже могут спать в воздухе. Ловят они комаров и мошек высоко в небе. Осенью становится холодно, комары и мошки исчезают. И стрижи улетают в теплые страны.
После ласточек и стрижей улетают птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле, -журавли, грачи.
Последними улетают утки и гуси. Они живут у нас, пока не замерзнут водоёмы.
Все эти птицы перелетные.
- Почему они так называются?
Во время перелётов много птиц погибают. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря.
- Некоторые птицы остались с нами на зиму, и надо позаботится о них. Назовите их. (Во время прогулки собираем плоды деревьев и сорных трав для подкормки птиц зтмой.)
- Где же звери? Смотрите, кто это?
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Показать изображение белки. Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она шубку на более теплую поменяла.
- Но почему цвет шерстки стал другим? Так белка от врагов прячется, например от хищной птицы – ястреб. Деревья зимой голые, серые.
- Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев?
- Чем же зимой будет питаться белка? Она делает запасы. Грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которые выкапывают среди кустов. Если попадется вам такая кладовая, не трогайте ее, белке орешки нужнее.
В голодные годы, когда мало шишек и орехов, белки пускаются в далёкие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают открытые поля, забегают в деревни и города.
Забавно наблюдать, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит… Представьте себе, что вы белки. А вот куст орешника.
Опыт
Воспитатель берет в руку заранее подготовленные две одинаковые ветки. К одной подвешены на нитках 2 одинаковые пластилиновых шарика, к другой – 5.
-На какой ветке больше орехов? Но белка не умеет считать. Поэтому и стучит она по веткам. Вот так.
Воспитатель легко ударяет по каждой ветке так, что они начинают качаться.
- Как же белка узнает, где орехов больше? На той ветке, которая дольше качаться.
- Как же белка узнает, где орехов больше? На той ветке, которая дольше качается.
Едой белка запаслась.
- А что ещё нужно холодной зимой?
Давайте посмотрим её дом. В беличьим дупле сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.
- Зачем?
- Вспомните кто еще так делает? (Кошка)
- А зачем еще белке хвост? Он у нее как парашют: прыгнет зверек с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено, садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается.
- Как вы думаете, какие у белки коготки? (Острые, крепкие)
- Как вы об этом догадались? (Белки ловко по стволам бегают.)
- Как другие звери готовятся к приходу холодов?
Вот бежит торопится ёж. Весь в сухих листьях.
- Как еж листья на колючки насаживает?
Изобразите. Подбежал к ямке под пнем, избавился от листьев и снова за ним побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покататься так, понатыкает на свои колючки листья и снова к ямке…Дом себе на зиму готовит.
- А чем же он будет питаться зимой?
Ягод, грибов, зеленых растений нет, червячки, жуки попрятались.
Ёж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.
- Кто еще из зверей в спячку впадает? (Медведь)
- Чем медведь питался все лето и осень? Ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. Мог сьесть любое животное, которое сумел поймать. В голодное время он набивает свой желудок травой, мхом, древесной корой. На зиму он не делает запасов. Подумайте почему? Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму.
- Где всю зиму спит медведь? Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом. Натаскал молодых елочек, которые вырвал с корнем из земли, мха, хвороста.
Зимой берлогу закроет снежное одеяло. Тепло в ней медведю.
Физкультминутка.
На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернется в клубок-
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
Серовато, зубовато
По полю рыщет,
Телят, ягнет ищет. (Волк)
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)
То рыжая, то серая,
А названьем белая.
(Белка)
А вот еще один лесной житель.
Кто это? (Волк)
Он тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей.
Работа с пособием.