Евгений Щекотихин
Конспект занятия «Лепка Плешковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока- Познакомиться с народным промыслом Орловского края «Плешковская игрушка». Познакомиться с принципами и элементами народного рисунка и народной лепки. Отличия декоративного искусства от классического. Их взаимосвязь.
Дать на практике понятия линия-пятно. Развить у обучающихся пространственное и наглядно- образное мышление.
Задачи:
Обучающие- Овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками. Познакомиться с элементами и основными композиционными мотивами Плешковской игрушки.
Публикация «Конспект занятия „Лепка Плешковской игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Научиться лепке и росписи Плешковской игрушки.
Воспитательные- Патриотическое, эстетическое, духовно- нравственное воспитание. Развитие чувства художественного вкуса. Развитие чувства художественного вкуса. Умение отличать Орловскую народную игрушку от Каргопольской и прочих. Развитие положительных, нравственных качеств.
Лепка Утицы- Свистульки.
Оборудование и материалы:
Тряпочки.
Баночки для воды.
Глина.
Стеки и приспособления.
Дощечки для лепки.
Фартук.
Програмный материал:
Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки.
Лепка Утицы- свистульки имеет своё символическое и обрядовое значение. О значении изображения птицы было сказано выше. Не случайно народные мастера лепили свистульку в виде животного- оберега. В свистульку свистели, отгоняя отрицательную энергетику. Свистулька- Утица приносила деньги и достаток, поэтому выражение «Не свисти, денег не будет»- не совсем верно. Изначально свистульку и делали в виде птицы. В виде людей и животных- более поздний вариант. Свистульки в народе называли птичками- фитюльками, ярилками. Издревле народный целитель или шаман, отгоняя хворь, изображал птицу- «курлыкал». «Курлык!» «Курлык!» Для удобства и появился такой музыкальный инструмент, как свистулька, имитирующий пение птиц. Наши предки вятичи, встречая весну, выбрасывали из своих домов всё лишнее и наносное, выметали мусор. Открывали двери, и свистульками зазывали в свои дома весну. В народной медицине есть такое направление, как исцеление игрушкой.
Ход занятия:
Где зародился промысел Плешковской игрушки?
Дети, какие сюжеты Плешковской игрушки вы знаете?
Какой смысл в них заложен?
Для начала необходимо взять кусок глины необходимых размеров. Скатать «Колобок». Примечание: народный мастер, в отличае от классического художника- скульптора, не пользуется столом или подиумом. Он лепит своё изделие в руках, на весу. При этом, пальцы рук необходимо смачивать, чтобы изделие было «живым», «свежим» и «сочным». Заглаживают трещинки и шероховатости.
-Держа в руках на весу, из колобка мы делаем короткую колбаску. Не забываем смачивать пальцы в баночке с водой.
-Надеваем колбаску на большой палец, внутри колбаски формируется полость. Дорабатываем и утончаем её стенки, смачивая пальцы в воде.
-Затем, защипывая полость, формируем хвостик.
-С другого конца колбаски, тремя пальцами, сложенными в щепоть, «защипывающим» движением вытягиваем птичке голову и шею. Не забываем слегка смачивать пальцы.
-Из середины колбаски формируем для птички подставку.
-Возвращаемся к хвостику. Делаем в области хвостика проколы, как указано в пособии, чтобы птичка свистела. Когда наше изделие немного подсохло, проверяем, свистит птичка или нет. Если не свистит, или свистит плохо, есть возможность поправить. Загладить проколы, сделать их вновь. Затем перепроверить.
- Работаем с головкой и шеей. Защипом формируем клювик. Птички в клювике приносят весну! Формируем гребешок.
- Формируем, выделяем грудку.
- При помощи стека и подручных приспособлений украшаем изделие и выполняем окончательную отделку.
- После работы вымыть руки, дать изделию полностью высохнуть.
Примечание: элементы выполняются методом вытягивания из целого. Не следует лепить каждую деталь отдельно и потом собирать из них изделие. Изделие должно быть достаточно объёмным. Не допускается, чтобы ножки, клювик были слишком тонкими, иначе при высыхании они могут сломаться.
Лепка изображения женщины «Баба».
Оборудование и материалы те же. Если позволяет материальная база, в качестве фона, по телевизору или монитору должен идти фильм о плешковской игрушки.
Програмный материал:
Как было сказано выше, образ женщины восходит к языческому божеству плодородия «Мокошь». Не исключение и данный образ в глиняной игрушки.
Ещё эта игрушка имеетзначение «Берегини», или «Повитуньи», помогающей женщинам в родах. Крестьянские женщины работали в поле, там же и рожали. Наши предки часто призывали на помощь чудодейственную и живородящуу силу Матери- Земли. Игрушка считалась живой, её берегли, хранили, передавали из поколения в поколение. Магазинов в ту пору не было. Куклу- Барби не купишь. Крестьяне и мещане покупали кукол на ярмарках.
Ход занятия:
-Дети, кто скажет, с чего мы с Вами в прошлый раз начинали лепку птички?
-Кто нам расскажет основные правила работы?
-Работу начинаем по тому же принципу- разминаем глину. Работаем от «Колобка».
-Катаем вытянутую колбаску, в виде циллиндра.
- Дети, кто скажет, что такое циллиндр?
Вытягиваем голову и шейку.
- Визуально обозначаем талию и начинаем пальцами «выделываем» юбку.
- Вытягиваем руки. Одну, короткую, оставляем для свистульки. Ни в коем случае не приставляем руки отдельно.
Дети, кто скажет, почему?
-При помощи стека или подручных инструментов выполняем отделку изделия.
- Из отдельного куска делаем головной убор, надеваем на голову.
- Делаем проколы карандашом или шилом по образцу.
Моем руки и убираем рабочее место.