Конспект занятия «Медовая сказка»

Олеся Магафурова
Конспект занятия «Медовая сказка»

Цель: Расширить знания и представления воспитанников о жизни пчел и природных взаимосвязях.

Задачи.

Обучающие:

• Познакомить с башкирскими загадками и пословицами о пчёлах и пчеловодстве.

• Познакомить воспитанников с профессией пчеловода. Дать первоначальное представление о форме пчеловодства – бортничестве;

• Обогащать представления воспитанников о жизни пчёл.

• Обогащение словарного запаса.

Развивающие:

• Развивать любознательное отношение к природе родного края, воспитывать бережное отношение к живым существам родной природы.

• Развивать познавательные способности старших дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы.

Воспитывающие:

• Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения воспитанников к окружающему миру, интерес к профессии пчеловода, интерес к изучению быта башкирского народа.

Словарная работа. Активизировать и обогатить словарь дошкольников: бортничество, борть, или на башкирском языке солок, пасека, пасечник.

Предварительная работа: чтение башкирской народной сказки «Медведь и пчёлы», беседы о пчёлах, рассматривание иллюстраций на тему пчеловодства.

Ход занятия

На ковре в группе разложены цветы, имитирующие поляну

В. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Олеся Ахтямовна. Я приглашаю вас отправиться на цветочный луг. Присаживайтесь… послушайте башкирскую загадку, попытайтесь её отгадать:

1. У агая в саду домики на виду,

Носит его дочь сладость день и ночь.

2. Там, где сладкое лежит,

День - деньской она жужжит.

Д. Отвечают.

В. Как вы думаете, кто такая пчела?

Д. отвечают.

В. Что это за звук?

Залетает пчела под звуки композиции «Жужжание пчелы…».

В. Наша пчёлка необычная, зовут её Бал - бикэ, она никогда не слышала о том, что такое мёд и как он появляется. Давайте мы ей поможем и отправимся с ней в путешествие в медовую сказку. А вы хотите туда отправиться? Мы сможем ей помочь?

В. Давайте мы с вами отправимся в её владения. (Переходим на стулья) Раньше, когда ещё не было улей, домиков пчёл, мёд добывали в дуплах деревьев. (Слайд 1). Семья, которая обнаружила дерево с пчёлами, ставила клеймо, на башкирском языке тамга (повторите) (Слайд 2) и это дерево становилось их собственностью, Время от времени человек приходил, наведывался к своему дереву, снимал часть мёда. Чем больше деревьев с пчелами было в собственности, тем больше мёда собирала семья. На деревья было лазить не очень удобно (Слайд 3) и они придумали выдалбливать углубления в брёвнышках и селили в них пчелиные семьи. Это брёвнышко стали называть борть, на башкирском языке солок. Повторите. (Слайд 4, 5) Отсюда появилось слово «бортничество». Самая главная пчела называется матка, остальные - рабочие пчёлки. (Слайд 6)

В. Как вы думаете, как сейчас называется промысел по добыче мёда?

Д. Ответы детей.

В. Как называются домики у пчёл? Как называется место, где много ульев, пчелиный городок? (Слайд 7)

Д. Пасека

В. Сейчас мы отправимся с вами к дому нашей пчёлки – улью. (Встали и пошли к улью) (Слайд 8)

Посмотрите, это улей, здесь имеется отверстие, откуда вылетают и залетают пчёлы. В улье ставятся специальные рамки, где пчелки строят соты и в них появляется мёд.

В. Как вы думаете, как называется профессия человека, который ухаживает за пчёлами?

Д. Пчеловод, пасечник.

В. Есть такая башкирская пословица: Пчела не ужалит – мёд не достанется. Для того, чтобы добыть мёд, пчеловоду нужна специальная защитная одежда.

(Рассматривают одежду пасечника: халат с длинными рукавами, защитную сетку)

В. Посмотрите, как выглядит настоящий пасечник. (Слайд 9) На голове у него головной убор с защитной сеткой, халат с длинными рукавами, в руках у него дымар…

В. А сейчас пришло время отдохнуть. Мы с вами на минутку сами превратимся в пчёлок (одеть маски)

Включить запись «Полёт шмеля» Р. К.

Проводится физминутка.

Пчёлки летали, нектар собирали. (Дети двигаются по комнате, собирают кружки, имитирующие нектар)

Долго трудились, немного устали. (Присели)

Отдохнуть присели, в улей полетели. (Встали, полетели, сложили пыльцу в улей).

Проводится 1 раз.

На двух столах разложены 3 улья, на подносе пчёлы разных размеров. Показываю детям пчёл разных размеров, окраски. Раздаю каждому по 1 пчелке. Задача детей: посадить свою пчелу в определённый улей.

В. Ребята, сейчас я вам раздам пчёлок, вы на них внимательно посмотрите и помогите расселить их в свои ульи.

В синем улье живут большие полосатые пчелы, в красном – маленькие полосатые, а в желтом – все остальные. Сосчитай пчел в каждом улье.

Переходим к другому столу, на нём лежит красивый конверт.

В. Ребята, смотрите, лежит какой – то красивый конверт. Давайте посмотрим что там. Картинки лежат красочные. Посмотрите внимательно на картинки, покажем нашей пчёлке, как получается мёд.

Д. Выполняют задание.

Цветок – пчела – улей – рамка с сотами – пасечник – медогон – мёд.

Детей сажаю на стулья.

В. Вот видите, как много приходится трудится пчеле, чтобы мы с вами поели душистый мёд. Как можно назвать пчелу, раз она так много трудится?

Д. Труженица, медонос.

В. Вот видишь, Бал - бикэ, какой сложный путь проходит пчела, прежде чем мы попробуем мёд. В городе Уфа установлен памятник башкирской пчеле, (Слайд 10) потому что башкирский мёд славится по всему миру и это является нашей национальной гордостью.

Воспитатель показывает воспитанникам мёд в национальной посуде.

В. Как вы думаете, для чего нужен мёд?

Д. Он вкусный, полезный, лечебный и т. д.

В. Вам понравилось наше путешествие? Мы с вами смогли помочь Бал - бике? Справились с заданиями? Возьмите по одной соте: если вам было всё понятно и интересно, вы узнали что-то новое для себя я предлагаю собрать соты в жёлтую рамку, а кто испытал какие либо затруднения, собрать соты в зелёную рамку.

Дети производят самооценку.

В. На память о нашем путешествии пчела принесла для вас вот такие сувениры с сюрпризом внутри. Спасибо всем, вы молодцы!

Публикации по теме:

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Проект «Пчелка» Тип проекта: познавательный. Продолжительность: 1.09.2014г. -05.09.2014г. Участники: воспитатель, родители, дети подготовительной группы.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия «Медовая сказка»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 12:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

Фотоотчет «Первые игры малышей в детском саду». Первая младшая группа
В этом году я набрала малышей. Период адаптации проходит у всех по разному. Малыши любят играть, особенно им нравится игра на развитие мелкой...
Фотоотчет о творческих работах по аппликации из ватных дисков с детьми второй младшей...
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию детские работы, выполненные из ватных дисков. Ватные диски являются простым и...
Фотоотчет «Добрая традиция группы»
Добрая традиция группы «Родничок ». Одна из важных традиций нашей группы - это отмечание дня рождения детей. Так получилось, что каждый месяц года имеет...