Конспект занятия. Музыкальная гостиная «В гости к троллям». Старший дошкольный возраст

Елена Корякина
Конспект занятия. Музыкальная гостиная «В гости к троллям». Старший дошкольный возраст

Задачи.

Познакомить детей с творческим наследием Э. Грига. Прививать детям любовь к слушанию музыки, стимулировать эмоциональное восприятие музыки в музыкальном движении и импровизированной игре на детских музыкальных инструментах.Уточнять и закреплять понятия: темп, регистр, динамические изменения в музыке.

Музыкальный репертуар.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» в исполнении оркестра (аудиозапись).Фортепианные произведения: Ариетта, соч. 12, № 1; Листок из альбома, соч. 12, № 7; Вальс, соч. 38, № 7; Одинокий странник, соч. 43, № 2; Шествие троллей, соч. 54, № 3; Норвежский танец, соч. 35, № 2; романс «Цыганская».

Художественно-изобразительный материал.

Презентация на компьютере: художественные фотографии, портрет Э. Грига, виртуальное посещение Дома-музея Э. Грига в Тролльхаугене, изображения троллей, эльфов. Иллюстрации к сказкам норвежских писателей Теодора Киттельсона и Тура Оге Брингсвера.

Оборудование.

Музыкальный центр, диски с фонограммой, ноутбук, несколько обручей среднего размера, фортепиано и детские музыкальные инструменты: ксилофоны, треугольник, колокольчики.

Предварительная работа.

Слушание с детьми произведения «Утро» Э. Грига в исполнении оркестра (аудиозапись). Игра на детских музыкальных инструментах.

Ход ГОСТИНОЙ

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, ребята! Наша встреча в музыкальной гостиной посвящена творчеству композитора Эдварда Грига. Он жил давно в далекой северной стране Норвегии. Когда Григ был маленьким, он любил подбегать к фортепиано, которое стояло в его доме, и перебирать клавиши, слушая, как звучит инструмент. Эдвард любил прислушиваться и к окружающим его звукам, будь то разноголосый щебет птиц или свирельные наигрыши норвежских пастушков. Особенно нравились мальчику незамысловатые пастушеские напевы – локки, которыми пастухи сзывали свои стада и перекликались между собой на горных пастбищах (приложение в журнале с. 7). Рассказ сопровождается показом слайдов на компьютере.

М.р:

Недавно вы познакомились с музыкальным произведением, в котором Григ изобразил картину утреннего пробуждения природы. Сначала слышна тихая перекличка пастушков, затем музыка наполняется все более теплым и радостным звучанием и, наконец, перерастает в полнозвучную и многокрасочную музыкальную картину восхода солнца. Помните, как называется это произведение? (Ответы детей) Верно, «Утро». Солнце в горах Норвегии – не слишком частый, и поэтому желанный гость. Музыка восхода солнца в произведении «Утро» звучит как торжественный гимн в честь солнца. Даже сквозь тяжелые облака оно умудряется заглянуть в самые труднодоступные горные ущелья и на одно мгновение осветить все вокруг, приласкать своими лучами каждый цветок и каждую горную былинку.

Звучит пьеса «Утро» (слайды)

М. Р.:

Чуткий музыкальный слух Грига улавливал то нежный шелест листвы, то игривый плеск морских волн, то звенящие песенки горных ручейков и несмолкаемый шум срывающихся с круч водопадов…

В краю, где жил Эдвард Григ, очень популярны маленькие домики с травой на крыше и небольшие участки земли с пашней, садом и цветниками почти у самого берега моря. (слайды) Рядом с домиками возвышаются могучие горы, напоминающие застывших великанов, и неприступные скалы со снежными вершинами. Между скалами – глубокий водоем, заполненный морской водой. Это знаменитые норвежские фьорды. (слайды)

Когда в долинах Норвегии лето, высоко в горах стоит зима – ведь там настоящее царство ледников и застывших водопадов. Народная фантазия населила громадные горы, поросшие густым лесом, таинственными существами – троллями, драконами, эльфами. (слайды)

Еще в юности Григ был очарован природой и сказочным миром родной Норвегии. Это не могло не найти отражения в его сочинениях. Когда Григ достиг вершин в сочинении музыки, он прославил на весь мир величавую и суровую красоту Норвегии. (слайды)

И в наши дни музыка композитора вызывает у людей большой интерес, а дом, в котором жил и работал Григ, бережно сохраняется его соотечественниками. (слайд) Этот дом находится недалеко от города Берген, где родился Эдвард Григ. Рядом с домом расположен концертный зал. Он был построен в недавнее время, и архитекторы придали ему характерный вид норвежских домиков с травой на крыше, что так были дороги сердцу Грига – заглянем туда! (слайды) Какой музыкальный инструмент вы видите на сцене? (рояль) Рояль – любимый музыкальный инструмент Грига. Музыканты со всего мира считают большой честью сыграть на рояле, который стоит в концертном зале дома-музея Эдварда Грига.

Давайте представим, что мы с вами находимся в этом концертном зале и слушаем пьесу Грига под названием «Ариетта». Вам, наверное, знакомо слово ария? (ответы детей) Итальянское слово «ариетта» означает «маленькая ария». А петь ее будет фортепиано. В этой пьесе можно услышать и отзвуки колыбельной, и пастушьи наигрыши.

А что это там виднеется за окном сцены? (слайд) Это рабочий домик композитора, в котором он сочинял музыку. Заглянем внутрь. Что мы видим? (слайды) На письменном столе – книги и ноты. Никто никогда не нарушал порядок в этом доме.

(слайды) «Интересно, - думал Григ, - кто эти незримые охранники, что следят за порядком, и как мне назвать весь этот дом и усадьбу на холме, что спускается к озеру?» (слайды) Прогуливаясь по аллеям и дорожкам вокруг своего дома, композитор с удивлением рассматривал странные деревья и пригорки с выкорчеванными деревьями, как будто закрывающими вход в чью-то нору, прислушивался к лесным звукам и шорохам. Ему иногда казалось, что кто-то вдруг пробежал рядом и спрятался. Григ придумал музыку, которая может сопровождать передвижения этих пугливых лесных существ. Послушайте! (звучит фрагмент из первой части «Шествия троллей»)

«Конечно, тролли могут здесь хозяйничать в мое отсутствие и охранять все мое имущество!» - подумал однажды Григ и в знак благодарности своим сказочным соседям назвал свою усадьбу Холм Троллей или Тролльхауген.

В норвежских сказках тролли – это фантастические существа, обитающие в подземных дворцах, в глубинах гор, в пещерах лесистых холмов, подобных тому, где поселился Григ. Людям редко удается их увидеть, ведь тролли стараются быть незамеченными, потому и становятся похожими на старые дни и камни, поросшие мхом. Многие думают, что тролли злые, и боятся их. Но тролли такие же разные,как и люди: могут быть добрыми и злыми, смешными и коварными… Поскольку это существа сказочные, они могут быть и великанами и карликами. В Норвегии их очень любят. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (слайды)

Есть у троллейодно жизненно важное правило: не появляться днем при солнечном свете, иначе можно окаменеть, подтверждение чему – громадные каменные глыбы, напоминающие богатырей. Вот и эта мама-троллиха из одной норвежской сказки, всякий раз укладывая своих деток спать, строго-настрого наказывает им не появляться на солнечном свету. (звучит фрагмент из средней части «Шествия троллей», демонстрируются слайды) Но, как это и бывает в сказках, дети троллей не слушаются своих родителей. Вот и этот тролльчонок выбежал днем из своей норки и давай озорничать, удивляя всех вокруг! (слайд)

Григ сочинил много музыки про троллей, ведь они являются его любимыми сказочными героями. Давайте послушаем пьесу «Листок из альбома». Хотя в ее названии нет указания на посвящение троллям, игривый характер музыки подскажет вам фантастическую сцену, в которой участвуют маленький тролльчонок и старый неповоротливый тролль, который прирос к земле и превратился в холм. (слайд) Послушайте. Под какую музыку легко и весело прыгает тролльчонок (начало первой темы пьесы). А вот так ворчит старый тролль – ему не нравится, что его побеспокоили средь бела дня. Правда, он не прочь поиграть с тролльчонком. (звучит начало второй темы) (Дети слушают пьесу, затем проводится беседа о характере произведения, средствах музыкальной выразительности)

Молодцы, вы умеете внимательно слушать музыку. Давайте попробуем поиграть в этих сказочных героев под музыку пьесы «Листок из альбома».

Воспитатель раскладывает на полу несколько обручей – это места для троллей-холмов, которых могут побеспокоить игривые тролльчата. Выбираются исполнители из детей и взрослых. Звучит пьеса «Листок из альбома» - исполняется свободный двигательный этюд.

Муз. Рук.: А сейчас мы познакомимся с совсем другим троллем – мечтающим. (слайд)

Он мечтает встретить настоящую принцессу, которая непременно приедет к нему на поезде и будет уметь танцевать так же легко и красиво, как эльфы. Эльфы – это сказочные существа, которые живут в цветах, как знакомая вам Дюймовочка (слайд).

У Эдварда Грига много разных танцевальных пьес. Сейчас звучит «Вальс». Это легкий и воздушный танец, в котором можно плавно, неторопливо кружиться, пархать. (Звучание вальса сопровождается игрой на детских музыкальных инструментах).

Молодцы, вы так внимательно слушали музыку, словно сами мечтали о чем-то. Мы с вашими воспитателями тоже размечтались, что все наши девочки – самые настоящие принцессы. А принцессы, как известно, умеют красиво и легко танцевать. А кто же подыграет им на ксилофоне, треугольниках и колокольчиках? Конечно же, мальчики! Давайте попробуем! (звучит вальс – девочки исполняют танец-импровизацию, мальчики музицируют)

У всех без исключения троллей есть заветная мечта – побывать на празднике в золотом замке. Вот как выглядит этот сказочный замок (слайд). И хоть путь к нему нелегок, тролли с невиданным упорством идут через горные перевалы, застывшие водопады и ледники (слайд). (звучит фрагмент из средней части «Одинокого странника») В золотом замке троллей ждет большой пир со всевозможными угощениями, музыкой и танцами (слайд). Как вы догадываетесь, все это тролли подсмотрели у людей. Музыкант-скрипач играет изо всех сил до тех пор, пока не упадет от усталости или не заснет. А тролли все подходят на это пир и требуют продолжения танцев. Что тут поделаешь – музыканту надо продолжать играть! Какой же праздник без музыки?

Эдвард Григ любил бывать на народных праздниках. Он внимательно слушал, как играют музыканты-скрипачи, наблюдал, как танцуют и веселятся гости… В одном из своих произведений под названием «Норвежский танец» композитор отобразил картину такого праздника (слайд).

Я заметила, что вы улыбались во время исполнения «Норвежского танца». Это замечательно, ведь композитор хотел, чтобы слушатели увидели его добродушную улыбку, веселье праздничного гуляния…

Ребята (слайд 1, вам понравилась музыка Эдварда Грига? Какие произведения мы сегодня услышали? На этом наша встреча заканчивается. А проводит вас уже знакомый вам пастушок, с песенок которого начинались первые музыкальные шаги норвежского композитора Эдварда Грига.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: - Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года - зима,.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие к Звёздам» (старший дошкольный возраст) План-конспект интегрированного занятия по математике (старшая группа детского сада) «Путешествие к звёздам» Цель: Уточнить и расширить знания.

Конспект коррекционного занятия по сказке «Колобок» (старший дошкольный возраст с ТНР, ОНР) Конспект интегрированного занятия с использованием приёмов сказкотерапии и изотерапии для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми.

Конспект занятия «Дорожные знаки, правила уличного движения». Старший дошкольный возрастКонспект занятия «Дорожные знаки, правила уличного движения». Старший дошкольный возраст Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №19 «Цветик-Семицветик» Московская обл. ,.

Конспект занятия-исследования «Виды транспорта» старший дошкольный возраст Конспект занятия-исследования Тема «Виды транспорта» Воспитатель: "ЧДОУ Детский сад Колибри" Семичева Ольга Викторовна Цель: научить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст) Программное содержание: - познакомить.

Конспект занятия «Узоры на окне» (рисование на молоке) (старший дошкольный возраст) Конспект занятия "Узоры на окне" (рисование на молоке). Старший дошкольный возраст[/b] Задачи: познакомить с признаками зимы; активизация.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальная игрушка своими руками» (старший дошкольный возраст) ГБОУ Школа с углублённым изучением английского языка № 1371 Дошкольное подразделение № 1515 Конспект ООД для детей старшего дошкольного.

Музыкально-поэтическая гостиная «Весна идёт! Весне — дорогу!»  (старший дошкольный возраст) «ВЕСНА ИДЁТ! ВЕСНЕ – ДОРОГУ!» - музыкально-поэтическая гостиная в старшей-подготовительной группе. Цель: Расширять и систематизировать.

Конспект занятия «Телепередача «Моя мама лучше всех» (старший дошкольный возраст) Телепередача "Моя мама лучше всех" Цель. Познакомить детей с новым общественным праздником "День матери" Задачи: Раскрыть детям многогранный.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Конспект занятия. Музыкальная гостиная «В гости к троллям». Старший дошкольный возраст
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 10:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной...
Цель: Учить детей передавать в рисунке, сказочный образ птицы, придумывать необычные детали, через подбор цветовой гаммы. Задачи: учить детей...
Экономический квест «Поможем Буратино» для воспитанников 5–6 лет
В рамках тематической недели «Мир экономики» в нашей группе прошло занятие в форме экономического квеста «Поможем Буратино». Предлагаю Вашему вниманию...