Татьяна Агаркова
Конспект занятия на тему «Фруктовый сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия на тему «Фруктовый сад»
Задачи:
Образовательная область «Здоровье» :
- продолжать укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Образовательная область «Социализация» :
- закреплять умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игр;
- развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
Публикация «Конспект занятия на тему „Фруктовый сад“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Фруктовые деревья, фруктовый сад
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать и закреплять сенсорные способности;
Образовательная область «Труд» :
- воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе;
- воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда;
- воспитывать уважение к людям труда.
Образовательная область «Безопасность» :
- напомнить о правилах осторожного обращения с садово-огородным инвентарем, о способах оказания первой медицинской помощи при получении колотой или резаной раны, укусе пчелы;
- воспитывать аккуратность при приготовлении мелового раствора для по-белки деревьев.
Образовательная область «Познание» :
- продолжать развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
- развивать воображение детей, умение называть фрукт по его косточке;
- дать детям элементарные представления о времени, его периодичности, последовательности времен года;
- расширять представления о насекомых, о том, какую пользу или вред они наносят растениям сада, о способах борьбы с ними;
- закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые-опылители растений, то они не дадут семян, если исчезнут птицы, то размножатся вредные насеко-мые, что в свою очередь приведет к гибели растений и т. д.);
- закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев).
Образовательная область «Коммуникация» :
- учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;
- учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением (растения, фрукты, ягоды, сорняки, насекомые, птицы, садово-огородный инвентарь);
- продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря;
- совершенствовать умение образовывать прилагательное от существитель-ного, согласовывать их по родам, подбирать слова-действия к названиям инвентаря; помогать правильно строить сложно-подчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
- продолжать развивать интерес детей к загадкам;
- обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).
Образовательная область «Художественное творчество» :
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности фруктов (форма, цвет, величина);
- совершенствовать умение изображать фрукты по памяти, использовать для этого цветные мелки.
Материал и оборудование:
Организационный момент: конверт с загадками и картинками с изображением лимона, апельсина, груши, вишни.
Д\у «Что сначала, что потом» : 2 серии картинок с изображением посадки саженца, цветения, плодоношения дерева и покупки фруктов в магазине, их мытья, и угощения.
Беседа «Строение дерева» : поперечный спил ствола дерева или его рисунок, баночка с садовым варом, палочка.
Д\у «Полезные – вредные» : игрушка-вертушка, картинки с изображением божьей коровки, пчелы, стрекозы, клопа-солдатика, малинного клопа, майского жука, бабочки, муравья, тли, бороздчатого долгоносика, яблоневого цветоеда.
Опыт «Побелка деревьев» : банка с водой, кисть для побелки, пара рукавичек, ведерко с сыпучим мелом, совочек.
Д\у «Садово-огородный инвентарь» : лопата, грабли, тяпка (мотыга, вилы (рыхлитель, секатор, пила, лейка, молоток. 2 карточки с изображением колотой, резанной ран - слева и 3-мя способами оказания 1-й медицинской помощи – справа.
Д\у «Нарисуй фрукт по косточке» : баночки с косточками от вишни, абрикоса, персика, яблока, лимона, сливы, цветные мелки.
Д\у «Косточка – сок – варенье» : карточка с изображением косточки, коробки с соком, банки с вареньем.
Итог: поднос с угощением из фруктов на шпажках, влажные бактерицидные салфетки.
Ход занятия
1. Настрой на занятие.
- Дети, а какое сейчас время года?
- Что можно сказать о погоде?
- Мне кажется, или кто-то на самом деле поет?
- Кто это?
2. Организационный момент: «Загадки».
На дереве висит конверт с загадками и картинками-отгадками к ним.
- Синичка оставила нам конверт на дереве. Давайте посмотрим, что в нем.
- Это загадки. А вы умеете их отгадывать?
- Скажите, про что эта загадка?
- Почему ты так думаешь?
- Желтый цитрусовый плод - С виду он как рыжий мяч,
В странах солнечных растет Только вот не мчится вскачь.
Но на вкус кислейший он В нем полезный витамин -
А зовут его … (лимон) Это спелый… (апельсин)
- В садочке есть плод, - Долгоножка хвалится:
Он сладок, как мед, «Я ли не красавица?»
Румян, как калач, А всего-то косточка
Но не круглый, как мяч. Да красненькая кофточка. (вишня)
Он под самой ножкой
Вытянут немножко. (груша)
- Скажите одним словом, о чем были загадки?
- Какие еще фрукты вы знаете?
- Что кроме фруктов растет в саду?
- Назовите, какие ягоды вы знаете?
3. Д\у «Что сначала, что потом?
У педагога 2 набора картинок, по 3 в каждом.
- А сейчас посоревнуемся – какая команда быстрее выполнит задание?
- Возьмите у меня по одной картинке. По сигналу определитесь, кто в какой команде и постройтесь по порядку: что сначала, что потом.
- Почему вы так стали?
4. Беседа «Строение дерева».
Перед детьми поперечный спил дерева.
- На чем растут фрукты (ягоды?
- Чем отличается куст от дерева?
- Покажите, где куст, а где дерево?
- Зачем дереву кора (корни?
- Как определить, сколько лет дереву?
- Посмотрите на спил ствола дерева. Это кора – мертвый слой дерева. Ее толщина зависит от возраста дерева. Чем дерево старше, тем кора толще. Кора может растрескиваться, менять цвет.
- Под корой размещены лубяные ткани. Помните, какую избушку построил Заюшка? (Лубяную) Луб – это живая и очень важная часть, состоит из мельчайших трубок с частыми перегородками. По ним от корней дерева до самых листиков и плодов вместе с соком поступают полезные вещества.
- Дети, вы видели, как плачет дерево?
На примере спиленной ветки вяза показать, как сок движется от корней дерева к почкам и через рану капает на землю.
- Как вы думаете, можно ломать ветки кустов и деревьев?
- Почему?
- Через открытую рану могут проникнуть вирусы, вредные насекомые. Дерево заболеет и погибнет, если ему не помочь.
- Как помочь дереву?
- Надо смазать срез садовым варом или закрасить краской, чтобы сок двигался к здоровым веткам, молодым листикам.
5. Д\у «Полезные – вредные».
Перед детьми на столе лежат картинки с изображением насекомых.
- Кто это? Какими бывают насекомые?
- Выберите полезных насекомых.
- Кого выбрали и почему?
- Какой вред наносят остальные насекомые?
Полезные: пчела, бабочка - опыляют цветки, божья коровка - поедает тлю, стрекоза, муравей – хищники – поедают вредных насекомых.
Вредные: Яблоневый цветоед – повреждает бутоны, они буреют (темнеют) и не раскрываются, Тля – питается соком бутонов, молодых побегов и листочков, бороздчатый долгоносик - ночью выгрызает края листьев, клоп-слепняк – делает на листьях мелкие дырочки с неровными краями, личинки малинного клопа – питаются соком ягод, личинки майского жука – выгрызают мелкие корни, а жук – листья, личинки клопа-солдатика – питаются соком растений, сам клоп – останками насекомых, червей.
И вред и пользу: бабочки откладывают яйца на листьях, из них вылупляются гусеницы и поедают их. Жуки – личинки – плоды и листья. Муравьи - -охраняют тлю, пасут ее, доят, их и лакомятся сладким молочком.
- Дети, как вы думаете, почему пчелы жалят?
- Кого из вас пчела жалила?
- Какую помощь надо оказать? (картинка)
6. Экскурсия в сад.
- На чем растут яблоки (груши, смородина, сливы, абрикосы?
- Дети, я приглашаю вас в наш фруктовый сад.
- Посмотрите, какой красивый цветущий сад весной!
В нашем саду растут яблони, сливы, абрикос, алыча, вишни, груша, красная и черная смородина, ежевика, малина. (Рассматривание особенностей фруктовых деревьев и ягод)
а) Психогимнастика.
- Покажите, что вы сейчас чувствуете, а я попробую отгадать (радость, удивление, гордость)
- Чем полезны ягоды и фрукты?
7. Опыт «Побелка деревьев».
Перед детьми на столе предметы для опыта.
-Дети, чтобы получить здоровый урожай фруктов и ягод летом и осенью за садом надо ухаживать.
- Чтобы спасти молодой сад от вредных насекомых и ярких обжигающих лучей солнца, стволы деревьев белят меловым или известковым раствором.
- Что в банке? Какая вода? (прозрачная, чистая).
- В ведерке порошок мела, которым вы рисуете на асфальте. Мы добавим его в воду и размешаем.
- Что произошло?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наша побелка не стекала по стволу дерева? (сделать раствор густым).
- Как это сделать? (добавить мел).
Педагог на примере одного фруктового дерева показывает процесс побелки, его высоту, объясняя свои действия.
- Вы сейчас были настоящими спасателями сада.
- Вредные насекомые теперь не смогут проникнуть через кору в лыко и камбий, по которым весной идет обильное сокодвижение, а солнышко не обожжёт нежную коры плодовых деревьев.
- Кого ещё можно назвать спасателями весеннего сада? (птиц).
- Почему?
8. Д/у «Садово-огородный инвентарь».
В углу сада расставлен инвентарь.
- Возьмите себе по одному предмету, нужному для работы в саду.
- Что взял? Для чего нужен? (Лопата- копать; пила- пилить; секатор – сре-зать; тяпка – полоть; грабли – сгребать, ровнять; вилы – рыхлить, копать; лейка – поливать.)
- Что осталось? (молоток)
- Для чего он нужен?
- Можно забивать гвозди в дерево?
- Почему?
- Дети, что может произойти, если неаккуратно пользоваться инвентарём?
- Какую помощь нужно оказать, если ваш друг уколется или порежется? (картинка).
9. Физминутка «Царь Горох и работники».
- Хотите поиграть?
- Царю Гороху нужны работники в сад?
- Кто работает в саду? (садовник)
- Кто хочет быть царём Горохом?
- «Садовники», возьмите себе по одной картинке, запомните, что на ней изображено, вспомните, что им делают.
Правила игры:
- Царь Горох, тебе работники нужны?
- Где вы были, что делали?
- Где были – не скажем, а что делали – покажем.
- Если царь Горох отгадает – он возьмет вас на работу.
10. Д/у «Нарисуй фрукт на косточке».
На столе стоят баночки с косточками от фруктов, лежат цветные мелки, по количеству детей.
- А сейчас мы узнаем, какие вы внимательные и наблюдательные.
- Что это? (косточки от фруктов)
- Возьмите себе по одной косточке, нарисуйте фрукт по косточке.
- Что нарисовали?
- Почему?
11. Д/у «Косточка, сок, варенье».
У педагога карточка
- Расскажите какая у вас была косточка, какой из фрукта получится сок и какое варенье?
12. Итог:
- О чём мы сегодня говорили?
- Как человек ухаживает за садом?
- Кто ещё помогает вырастить урожай фруктов и ягод?
- Какие фрукты и ягоды вы любите больше всего? Почему?
Педагог предлагает детям полакомиться фруктами.