Конспект занятия «Родословная» в подготовительной группе

Римма Карагозян
Конспект занятия «Родословная» в подготовительной группе

Цель: воспитание любви и уважения к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи:

— конкретизировать первоначальные представления детей о родословной, расширять понятия «род», «родня», «родословная», «родовое дерево»;

— стимулировать проявление познавательного интереса к истории и культуре своей семьи;

— формировать умение моделировать схему родственных отношений.

Оборудование: рисунки с изображением славянской семьи, кузнеца, схематичное изображение родословного дерева, листочки с именами членов семьи Кузнецовых, аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского, аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, библиотекарь Людмила Николаевна попросила вас помочь ей в оформлении выставки «Обычаи и традиции русских семей». Она уже подобрала интересные книги и картинки о многих хороших,замечательных традициях: о том, что в старину люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу, дети уважали старших. Но в библиотеке очень мало книг с иллюстрациями о такой традиции наших предков, как знание своей родословной. Еще она просила вас подобрать об этом игры, интересные задания, потому что дети, которые приходят в библиотеку, очень любят играть. Ребята, как можно помочь Людмиле Николаевне?

Дети. Можно подобрать для выставки книги, альбомы с картинками о семьях, наши игры о семье, родословной, кроссворд о том, кто кем кому приходится в семье.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Давайте еще раз повторим, какие семейные обычаи были в старину? Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи?

Дети. Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка.

Воспитатель. Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции. В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Чтобы вспомнить о том, кто такие предки, послушайте стихотворение.

Кто такие предки?

Рассказать хочу вам, детки,

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами.

Кто возился в детстве с вами?

Это — мама, это — папа,

Это бабушка и дед,

Это прадед. Он родился

Перед вами за сто лет.

Все, что видим мы сейчас,

Предки сделали до нас:

Лампы, туфли, телефон,

Поезд, стулья, этот дом;

Даже мяч, футбол, штаны

Предки нам изобрели.

Много-много лет назад

Предки начали писать.

От предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской,

И кто был до нас с тобой.

Е. Губина

Так кто же такие предки?

Дети. Наши родные, те, кто родился и жил до нас.

Воспитатель. Все верно, предки — это наши родные, которые жили до нас, перед нами. Мы их потомки. Почему нас так называют?

Дети. Мы живем потом, после них.

Воспитатель. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках. Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память. А что нужно знать, чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, своих родных, родственниках, предках?

Дети. Нужно знать их имена, отчества, фамилии.

Воспитатель. Действительно, прежде всего нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

Воспитатель показывает детям рисунок «Славянская семья», на котором изображены дедушка, бабушка, мать, отец, дядя — брат отца, трое сыновей, дочь и племянница — дочь дяди; внизу подписи, поясняющие родственные отношения.

Как вы думаете, у людей, изображенных на рисунке, есть имена?

Дети отвечают.

Мы не знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках.

Дети предлагают имена, обсуждают свой выбор и с учетом мнений большинства дают имена героям.

Надо помнить: не имя красит человека, а человек имя. От того, какой человек, зависит отношение к нему окружающих. Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто. Что люди использовали, чтобы было понятно, о ком идет речь?

Дети. Отчества, прозвища.

Воспитатель. Правильно. Например,Иван Петрович Кузнецов: сын Петра — Петров (сын, внук кузнеца — Кузнецов (внук).

Воспитатель показывает рисунок, изображающий кузнеца за работой.

Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия — Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. Так кого же объединяет род?

Дети. Родственников с одинаковой фамилией.

Воспитатель. Да, род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию. С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Слово «родословная» состоит из двух частей «род» и «слово», слово о роде. Родословная рассказывает об истории семьи. Свою родословную может составить каждый человек. Попробуем составить родословную семьи Кузнецовых. Когда человек хочет составить свою родословную, он располагает фотографии своих родственников на дереве, которое называется родословным. Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную?

Дети. С дедушек и бабушек.

Воспитатель. Почему нужно начать с дедушек и бабушек? Дети. Потому что они самые старшие в семье.

Дети прикрепляют листочки с именами членов семьи Кузнецовых на родословное дерево, расположенное на доске или мольберте в следующем порядке (в направлении снизу вверх):первый горизонтальный ряд: дедушка, бабушка;второй горизонтальный ряд: отец, мать, брат отца;третий горизонтальный ряд: сыновья, дочь, племянница. В результате получается схема родственных отношений.

Воспитатель. Как вы думаете, с чем можно сравнить семью Кузнецовых?

Дети. С деревом.

Воспитатель. Да, эту семью можно сравнить с ветвистым крепким деревом, у которого есть корни — люди, стоящие в начале рода; есть ствол — ближние и дальние родственники; есть ветки — родители; есть маленькие молодые веточки — дети. Посмотрите, имена выстроились тремя рядами.Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение бабушек и дедушек, поколение родителей, поколение детей. Поколение объединяет людей примерно одного возраста. Сколько поколений семьи Кузнецовых получилось на схеме?

Дети. Три поколения.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно ли назвать эту семью дружной?

Дети. Да.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Дети. Потому что они друг другу помогают, относятся друг к другу вежливо, внимательно, заботливо, они любят друг друга.

Воспитатель. Да, ребята, посмотрите, какие счастливые и радостные лица у всех.В этой семье люди много и тепло общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах. Родственники всегда помогают друг другу. В народе есть поговорка «Семьей и горох молотят». Как вы понимаете ее смысл?

Дети. В семье все помогают друг другу делать трудную работу.

Воспитатель. Да, так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика. Предлагаю поиграть в игру, в которой рассказывается о такой помощи друг другу.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Дети поочередно разгибают пальцы обеих рук, собранные в кулак.

Мама, папа, внук и дед

Собрались варить обед.

Тебе — мясо тушить,

Тебе — капусту рубить,

Тебе — борщ варить,

Тебе — тесто месить,

А тебе — печку топить!

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, трудную работу легче и быстрее выполнить, когда работает один палец или когда все пальчики одновременно?

Дети. Когда работают все пальчики.

Воспитатель.Вот так и в жизни бывает: любую работу в семье, даже самую тяжелую, можно выполнить легко и быстро, если делать ее вместе. Какие вы знаете стихотворения, в которых рассказывается о таких дружных семьях?

Дети. «Ремонт в квартире» Т. Шорыгиной.

Ребенок

Мы затеяли ремонт:

У работ «широкий фронт».

Папа белит потолок,

Клеит брат обои,

Чистим каждый уголок

Мы с сестренкой Олей.

Мусор бабушка метет,

Дедушка ведро несет

С чистою водою.

Ну а наша мама

Ловко красит рамы.

Помогает даже пес:

Тряпку с кухни он принес!

Воспитатель. Ребята, а как вы помогаете дома своим родителям?

Дети. Убираем посуду после еды, моем ее, подметаем пол, помогаем вынести мусор, подержать инструмент.

Воспитатель. Почему нужно помогать маме и папе по дому?

Дети. Чтобы они успели отдохнуть, успели поиграть с нами, посмотреть телевизор, почитать интересную книгу.

Воспитатель. Правильно, ребята, если все в доме делается вместе, папа и мама успевают поиграть с детьми, погулять во дворе, посмотреть телевизор, почитать книгу. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, проявляют внимание и заботу по отношению друг к другу Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о таких дружных семьях.

Дети. «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В недружной семье добра не бывает», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна», «Семейное счастье всего дороже», «Кто родителей почитает, тот век не погибает».

Воспитатель. Молодцы, ребята, много пословиц вспомнили о дружных семьях. Чем дружнее семья, тем крепче дерево жизни человека. А теперь послушаем стихотворение о дружной семье.

Ребенок

Очень люблю, когда все собираются,

Белою скатертью стол накрывается.

Дедушка с папою, бабушка с мамою, братик и я,

Мы называемся вместе — семья!

О. Высотская

Воспитатель. Продолжим наш разговор о дружных семьях. Как вы понимаете смысл пословицы «Кто родителей почитает, тот век не погибает»?

Дети. В семье с уважением относятся к своим родителям, предкам, все заботятся друг о друге, поздравляют с праздниками, берегут семейные реликвии, родственники всегда помогают друг к другу.

Воспитатель. Все верно, если в семье помнят о своих корнях, берегут семейные реликвии, если не забывают о ближних и дальних родственниках, поздравляют их с праздниками, пишут письма, если заботятся о своих родителях — такой семье не страшны бури и невзгоды, неприятности и печали, потому что она крепкая, как дерево, в ней корни, ствол и веточки поддерживают друг друга. Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?

Дети. Составляли родословную семьи Кузнецовых.

Воспитатель. А что такое родословная?

Дети. Родословная — это рассказ о семье.

Воспитатель. Сегодня мы познакомились с замечательной старинной традицией — ведением родословной. На следующих занятиях вы составите родословные своих семей. Ребята, как же мы можем помочь Людмиле Николаевне интересно оформить в библиотеке выставку для детей о ведении родословной?

Дети. Можно подарить родословное дерево, которое мы сделали на занятии, кроссворд «Кто, кем, кому», рассказать о своих родных, семье с помощью родословного дерева.

Воспитатель. Молодцы, я думаю, что все это поможет Людмиле Николаевне подготовить интересную выставку для детей. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней о дружной семье.

Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в подготовительной группеКонспект комплексного занятия в подготовительной группе В нашем ДОУ проходит контроль непосредственно-образовательной деятельности по всем видам, контроль осуществляет заведующий и старший воспитатель. По.

Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группеКонспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Цель: Создать условие.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя семья» Конспект занятие в подготовительной группе по теме «Моя семья» Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия «Перелетные птицы» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о птицах. Задачи: способствовать обобщению представления детей о перелетных птицах, прилет, выведении птенцов,.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе Образовательная область (познавательное развитие)Программные задачи: • Закрепить.

Конспект занятия по рисованию «Сосульки» в подготовительной группеКонспект занятия по рисованию «Сосульки» в подготовительной группе Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по рисованию ко дню сосульки в МААМ в подготовительной группе. У меня.

Конспект занятия в подготовительной группе «Мебель»Конспект занятия в подготовительной группе «Мебель» Конспект занятия в подготовительной группе «Мебель» Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего понятия мебель. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия «Опыты с водой» в подготовительной группеКонспект занятия «Опыты с водой» в подготовительной группе Цель: формирование представлений о свойствах воды. Задачи: 1. Расширять представления детей о свойствах воды. 2. Учить проводить лабораторные.

Итоговое мероприятие проекта «Моя семья. Моя родословная» в средней группеИтоговое мероприятие проекта «Моя семья. Моя родословная» в средней группе Проект на тему «Моя семья. Моя родословная» в средней группе. Итоговое мероприятие. Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям,.

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «9 мая» Тематическое занятие в подготовительной группе, посвящённое 9 мая. Цель: Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны. Задачи:.

Автор публикации:
Конспект занятия «Родословная» в подготовительной группе
Опубликовано: 15 марта 2020 в 16:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки