Лучший педагог года

Конспект занятия на тему «Вода-путешественница» в подготовительной группе (НОД «Мир природы»)

Алла Баранцева
Конспект занятия на тему «Вода-путешественница» в подготовительной группе (НОД «Мир природы»)

Конспект занятия на тему «Вода – путешественница» для детей подготовительной группы. Познавательно-исследовательская деятельность (Мир природы)

Автор: воспитатель первой категории Баранцева Алла Олеговна, МАОУ прогимназия «Кристаллик» (г. Саратов)

Цель:

*познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»; *раскрыть на доступном уровне причины и сущность этого процесса;

Публикация «Конспект занятия на тему „Вода-путешественница“ в подготовительной группе (НОД „Мир природы“)» размещена в разделах

*дать представление о трёх состояниях воды (жидком, твёрдом и парообразном);

*обобщить знания о свойствах воды (прозрачность, отсутствие цвета, вкуса и запаха, текучесть, отсутствие собственной формы);

*продолжать обучать детей проводить исследовательские действия, делать собственные предположения и выводы;

*расширять кругозор детей.

Материалы:

стакан с чистой водой; 2 салфетки (влажная и сухая) и утюг; лист ватмана и маркеры; колба с горячей водой и блюдечко; колпачки синие и красные (общим числом по количеству детей) и воздушные шарики;

пластмассовые формочки со льдом; карточки для игры «Построй цепочки».

Ход занятия:

(Дети сидят на стульях)

Восп-ль вносит стакан, накрытый платком, и сообщает детям, что в нём находится то, о чём сегодня пойдёт речь на занятии. Но чтобы узнать, что это такое, надо отгадать загадку.

1.

Отгадывание загадки:

Без неё не будет моря,

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Без неё, как говорится,

Ни туда, и ни сюда!

Даст напиться и умыться

Всем нам нужная… (вода)

2.

Беседа с детьми

. Восп-ль снимает платок со стакана, предлагая убедиться в правильности догадки и доказать, что там действительно вода. Задаёт ряд вопросов, выявляющих представления детей о свойствах воды (опираясь на знания, полученные на прошлом занятии, они должны отметить прозрачность жидкости, отсутствие цвета, запаха и вкуса; её способность перемещаться (она жидкая, не имеет собственной формы, поэтому может течь, литься, капать, только для этого надо вылить её из стакана, например, на пол, на стол, в большую ванночку и т. д.)

Восп-ль говорит, что вода – настоящая путешественница, и спрашивает, не хотят ли дети узнать, где она бывает в своих странствиях. Воспитатель продолжает: «А ведь вода ещё и волшебница – чтобы ей было удобнее перемещаться с места на место, она научилась принимать совершенно разный облик. А вот во что может превращаться вода, мы сейчас увидим. И поможет нам в этом мой знакомый профессор Знайкин, который согласился на время открыть в нашей группе маленькую лабораторию».

(Дети встают со своих мест и подходят к

демонстрационному столу, где опыт проводит профессор Знайкин)

3.

Проведение опыта №1

(демонстрирует, как вода превращается в пар)

Берётся две салфетки и утюг; одна салфетка смачивается водой, другая остаётся сухой. Сначала обе их гладят холодным утюгом (отмечается, что никакого эффекта нет, затем утюг нагревают и замечают, что при проглаживании мокрой салфетки раздаётся шипение, из-под утюга идёт пар,

а салфетка оказывается сухой. Куда же делась вода? Испарилась, превратилась в пар. Детям предлагается подумать, где ещё можно увидеть пар (пар от дыхания на улице в морозную погоду; пар из кипящего чайника) и как ещё можно было бы высушить салфетку? (на обогревателе или на верёвке, чтобы его обдувало воздухом). Вывод: два условия быстрого испарения воды: тепло и ветер.

4.

Составление схемы испарения воды

(дети у доски)

Восп-ль просит с помощью значков изобразить на листе ватмана, как вода испаряется из большого водоёма в природе.

5.

Физминутка «Капельки скачут»

(подвижная игра с воздушными шариками в сопровождении музыки).

(Дети собираются на ковре)

Ребята делятся на две команды: тёплого воздуха в красных колпачках и холодного – в синих. Воспитатель объясняет, что, когда тёплый пар прикасается к холодному воздуху, он опять превращается в крохотные, лёгкие, как пух, капельки воды, которые отлично держатся в воздухе и всё время перемещаются. Тёплый воздух подбрасывает их ещё выше, а холодный тащит вниз, они как будто танцуют.

Детям предлагается изобразить это движение, используя вместо капелек воздушные шарики (пока звучит музыка «тёплые» пытаются забросить шарики в натянутую на высоте сетку, а «холодные», стоя на возвышении, сбрасывают их оттуда; когда музыка прекращается, подсчитываются «капельки» в сетке и на полу и выясняется, кто был более ловким и быстрым и лучше сделал свою «работу»).

Восп-ль отмечает, что и тёплый, и холодный ветер очень хорошо потрудились. Они собрали вместе много – много капелек, которые быстро подружились и в небе образовалось… А вот что там появилось дети узнают, отгадав загадку.

6.

Отгадывание загадки:

Белую вату, лёгкую вату

По небу ветер гонит куда-то.

(облака)

(схема на доске дополняется изображением облаков)

7.

Беседа с детьми.

Восп-ль просит детей представить, что таких дружных капелек становится в небе всё больше и больше, наконец всё небо затягивает облаками, и подумать, что же случается с ними дальше (дети предполагают, что должен пойти дождь и рассуждают о причинах этого явления).

(Дети подходят к демонстрационному столу)

8.

Проведение опыта №2,

(демонстрирует, как образуется конденсат)

Колба с горячей водой накрывается блюдцем, затем запотевшее блюдце снимается, и дети наблюдают, как с него начинает капать вода.

(схема на доске дополняется изображением дождевых капель)

9.

Физминутка.

Кто стучит по нашей крыше?

На прогулку дождик вышел!

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт!

(Дети садятся на стулья)

10.

Дидактическая игра «Построй цепочки»

Дети выстраивают из карточек две логические цепочки, показывающие, что происходит с водой, когда она попадает на землю: 1. ручей – река (пруд, озеро) – море – океан; 2. лужа – подпочвенные воды – родник (ключ).

11.

Беседа с детьми.

«Вот наша путешественница вода и вернулась снова в водоёмы, - подытоживает восп-ль. - За время своих странствий она прошла огромный круг, поэтому путь её и назвали

круговоротом

(дети повторяют новое слово).

Затем восп-ль «вспоминает», что на улице зима, спрашивает, куда же делась вода сейчас и предлагает посмотреть, что стало с водой в тарелочках, оставленных на морозе (вода замёрзла и превратилась в лёд). Дети отмечают сходства и различия между водой и льдом (они прозрачны, бесцветны, не имеют вкуса и запаха, но она жидкая, а он твёрдый). Вывод: вода может быть не только жидкой и парообразной, но и твёрдой.

12.

Итог занятия и переход к другому виду деятельности.

Восп-ль просит детей вспомнить, о чём они узнали на занятии (о круговороте воды, о том, что она может быть в твёрдом, жидком и парообразном состоянии). Затем отмечает, что они не поговорили ещё об одном зимнем превращении воды – снежинке, а ведь у неё тоже есть свой секрет. Дети приглашаются в игровую комнату, чтобы поиграть в игру, которая этот секрет и раскроет.

Публикации по теме:

Интересное о кошках В этом году впервые в нашем детском саду проводилась научно-исследовательская конференция "Мы познаём мир" среди детей подготовительных.

Районный семинар «Проектная деятельность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста» ВидеоРайонный семинар «Проектная деятельность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста» Видео План семинара:[/h3] 1. Сообщение на тему: «Проектная деятельность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста» старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия на тему «Вода-путешественница» в подготовительной группе (НОД «Мир природы»)
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 22:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД