Елена Рыжикова
Конспект занятия (НОД) по изобразительному искусству «Дюймовочка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детали для декорации по сказке «Дюймовочка»
Образовательные задачи: закреплять понятие «эскиз», продолжать знакомить детей со способами поэтапной разработки творческого замысла, развивать креотивного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами, приемами, новыми художественными материалами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне, формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения, развивать интерес к дизайн творчеству. Познакомить детей с искусством театра, объяснить устройство театра (кулисы, партер, декорации, сцена, авансцена, и т. д.)
Публикация «Конспект занятия (НОД) по изобразительному искусству „Дюймовочка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Развивающие задачи: развивать у детей понимание связи композиции рисунка на предмете с его формами и размерами, чувство плоскости и прстранства через их сравнение, чувство декоративности, композиционные способности, учить составлять узор из геометрических и растительных элементов, с учетом формы и размера объекта, соблюдая правила симметрии, развивать у детей интерес к искусству театра, к профессии декоратора-оформителя, формировать проектно-образное мышление при моделировании деталей декорации к спектаклю, развивать интерес к дизайн – творчеству, развивать познавательную активность, общение, самостоятельность, развивать художественный и творческий потенциал, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность. Обогащать словарь через освоение новых слов.
Воспитательные задачи: формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ, формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома, поощрять проявления творчества, развивать потребность в творческом общении со сверстниками.
Программное содержание:
- Создавать изделие по собственному замыслу
- Продолжать знакомить со свойствами новых художественных материалов и способами работы.
- Развивать способность обдумывать заранее (до начала практических конструктивных действий) построение и декоративное оформление будущего образа.
- Развивать мелкую моторику рук при работе с плёнкой и ножницами.
- Развивать представление детей о композиции, понятии симметрия.
- Развивать творческое воображение в комбинировании цвета его оттенков, формы, величины.
- Развивать образное и абстрактное мышление.
- Вызвать у детей эмоциональный интерес и активное участие в оформлении декораций к спектаклю «Дюймовочка» : сцена № 2 «Мир насекомых».
Материал: заготовки из пластика (различные насекомые, сделанные детьми на предыдущих занятиях, модуль декорации к спектаклю «Дюймовочка», ножницы, кусочки самоклеющейся пленки «оракал 630», разных цветов, эскизы, карандаши, пайэтки, канцелярские зажимы, кусочки пластика, леска, книги с 3D картинками насекомых, запись звуков насекомых (пение кузнечиков, комаров, цикад и т. д.)
Предварительная работа
- Знакомство с жанрами театрального искусства (оперный, балетный, драматический, театр-«буф», кукольный, музыкальный театр оперетты и т. д.).
- Знакомство с театральными декорациями на занятиях во втором блоке художественно-продуктивном центре (устройство сцены, кулисы, задник, рампа, партер, балкон, галерка, мобильные и статичные декорации, освещение, музыкально-шумовое оформление).
- Рассматривание иллюстраций с образцами декораций и эскизов, выполненных известными художниками 19-20 веков (Врубель, Васнецов, Шагал, Кандинский и др., знакомство (беседа с показом слайдов и видеофильмов) с мировыми традициями и историей искусства театральных декораций (японский театр «кабуки», китайский театр теней, французские, итальянские, английские театральные традиции, а также с современными тенденциями оформления спектаклей.
- Чтение сказки «Дюймовочка».
- Чтение сценария к сказке Дюймовочка»
- Рассматривание иллюстраций различных художников к данной сказке, в разных изданиях.
- Рассматривание фото с изображением различных насекомых (обращать внимание детей на форму, структуру тела и окраску реальных объектов)
- Просмотр видеофильмов, описывающих жизнь насекомых.
- Изучение на познавательных занятиях насекомых, обитающих в средней полосе (их строение, форма, окраска)
Практическая часть:
- Д/и «Дорисуй меня», «Дорисуй по точкам», (упражнение на развитие формообразующих движений, составление геометрических фигур насекомых из деталей игры «Танграм».
- Художественное конструирование по Венгеру Л. А. Занятие № 10 «Необычный лес»
- Рисование сюжетных композиций по содержанию сказки «Дюймовочка», выделяя сюжет в качестве структурообразующего начала композиции.
- Разработка эскизов будущих деталей декорации (форма, цвет, декор).
- Изготовление деталей-заготовок в материале (наклеивание пленки-фона на пентапринт, наметка контура по готовому эскизу, вырезывание по контуру) к декорации № 2 «Мир насекомых»
Ход занятия:
Дети входят в зал, где будет поставлен спектакль «Дюймовочка». Педагог подводит детей к незавершенной части декорации.
Педагог: Ребята, мы с вами сейчас находимся в зале, где почти все готово к спектаклю, как много вами сделано для этого спектакля. Вы, как и все настоящие дизайнеры-декораторы, хорошо знаете сценарий нашего спектакля и саму сказку «Дюймовочка». Перед нами мобильная часть декорации, которая появляется во второй сцене «Мир насекомых» куда попадает наша героиня.
На декорации-ширме витражная аппликация высокой травы, цветов, уголочка неба, все растения увеличены; гипертрофированное изображение создает иллюзию погружения в мир насекомых, где цветок или стебель, для зрителей кажется деревом.
Педагог: Этот микромир насекомых загадочен и удивителен, а хотите побывать в мире насекомых, оказаться на месте Дюймовочки? Прислушайтесь.
(Звучит небольшой фрагмент с записью звуков, издающих насекомыми). Дети прислушиваются. Педагог раздает детям, конвертики в виде зеленых листочков.
Педагог: А теперь давайте посмотрим на этот мир еще ближе, чем обычно. Откройте конверты и наденьте волшебные очки. Дети надевают очки, погружаются в рассматривание объемных изображений насекомых.
Дети: Простая муха, а какие красивые у нее глаза и крылышки!
Дети: Здорово! Жук, как настоящий! Мощный панцирь! А под ним прозрачные крылышки сложены.
Дети: Какие красивые крылья у бабочки и состоят из крохотных чешуек, они блестят.
Дети: Паучки! Их лапки покрыты мельчайшими волосками!
Педагог: Обратите внимание на структуру тела, окраску и мельчайшие украшения на их «одежках», как умело, они маскируются от врагов или наоборот, отпугивают от себя яркой окраской. Сколько мельчайших деталей в структуре их тела (лапки, хоботки, чешуйки, усики и т. д.) Как строго симметричен их рисунок на крыльях и панцирях.
А теперь ребята, давайте посмотрим на нашу незавершенную декорацию, кого же здесь не хватает?
Дети: Насекомых. Бабочек, жуков, комаров, пауков, кузнечиков, стрекоз.
Педагог: Правильно, декорацию нужно оживить, населить жителями страны «Насекомии», без вашей помощи не обойтись. У нас все для этого есть. На прошлом занятии мы сделали с вами по вашим эскизам образы-заготовки. А сегодня завершим эти образы детальной проработкой, украсим их красивые «одежки» декором, ритмическим узором из геометрических и растительных форм. А что же такое ритм, ребята?
Дети: Ритм - это когда через определенные промежутки повторяются какие-то формы или цвета.
Педагог: Правильно. А где еще существует ритм?
Дети: В музыке.
Дети: В дизайне одежды.
Дети: В стихах, в зданиях, в лесу, в узорах.
Педагог: Вся красота строится на удивительном понимании ритмического чередования различных элементов, деталей и цвета. Вспомните, как восхищали нас древние восточные ковры! С помощью ритма художник может создавать сложнейшие узоры и орнаменты на тканях и коврах. Может расписывать одежду и посуду. А формы элементов дает сама природа. Как много человек черпает идей из самой природы. Очень важно не только воспринимать ритм, но и уметь создавать свои узоры. На ваших эскизах очень четко просматривается ритм узора на «одежка» насекомых. А какая же особенность, кроме ритма, связывает все эти изображения?
Дети: Они все симметричны.
Педагог: Правильно вы заметили, узоры на крыльях ваших насекомых симметричны. Кто может напомнить нам, что же такое симметрия, и какое изображение мы называем симметричным?
Игорь: Симметрия - это когда слева и справа ритм, или рисунок, или форма повторяется.
Света: У моей бабочки крылышки симметричны, это правило я применила, когда рисовала узоры на крыльях. Вот посмотрите, как повторяются геометрические элементы моего узора.
Олег: а мои узоры на крыльях жука напоминают растения и по форме и по цвету, и тоже симметричны, что на левом, то и на правом крыле панциря. Он как бы будет сливаться с природой. Прятаться.
Педагог: Мы все это учли в своих эскизах. А теперь посмотрите, что у каждого на столе лежат разноцветные кусочки самоклеющейся бумаги. С помощью шаблонов, уже известных линеек украсьте ваших насекомых декоративной аппликацией без клея, в соответствии с вашим эскизом, следуя заданному вами ритму и соблюдая правила симметрии, о которых мы с вами говорили. Старайтесь гармонично подбирать цветовые сочетания элементов узора. Избегайте тоновых повторений. Иначе узор сольется с основным фоном, цветом «одежки ваших насекомых. Не забывайте через детали аппликации передать и характер героя, его эмоциональную окраску, настроение. Не мельчите, учитывайте одно из самых главных требований к декорациям, это крупные яркие контрасты цвета и формы. Так как зритель издалека должен видеть все детали. В конце вашей работы подумайте, в какой части декорации вы поселите героя сказки.
Все необходимое на столе. Приступайте.
Самостоятельная практическая деятельность детей. Звучит тихая музыка.
Готовые работы дети выносят и размещают самостоятельно на декорации. В случае затруднения прикреплять насекомых помогает педагог.
Педагог: Какие великолепные, причудливые бабочки, жуки, кузнечики у нас получились. Посмотрим, что у нас получилось. Чудо-декорация ожила! Молодцы! Спасибо!
Они действительно украсили и дополнили нашу декорацию. А теперь, давайте поиграем с вами. Представьте себя насекомыми, погрузитесь в их маленькую незаметную нашему глазу жизнь.
Раздает конверт в форме цветов причудливых форм, в них лежат душистые композиции различных ароматов, пряностей.
Откройте конверты. Вдохните по - глубже аромат пряной травы, луговых цветов, тёплой земли. Вслушайтесь, внизу у нас под ногами другой мир – мир насекомых.
Звучит музыка, пение птиц, жужжание насекомых.
Под музыку постарайтесь передать пластику насекомых. Летите скорее в травку!
(Дети под музыку передают пластику и характер насекомых, танцуют и кружатся, обыгрывая декорации к спектаклю)