Конспект занятия (НОД) по изобразительному искусству «Дюймовочка» в подготовительной группе

Елена Рыжикова
Конспект занятия (НОД) по изобразительному искусству «Дюймовочка» в подготовительной группе

Детали для декорации по сказке «Дюймовочка»

Образовательные задачи: закреплять понятие «эскиз», продолжать знакомить детей со способами поэтапной разработки творческого замысла, развивать креотивного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами, приемами, новыми художественными материалами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне, формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения, развивать интерес к дизайн творчеству. Познакомить детей с искусством театра, объяснить устройство театра (кулисы, партер, декорации, сцена, авансцена, и т. д.)

Развивающие задачи: развивать у детей понимание связи композиции рисунка на предмете с его формами и размерами, чувство плоскости и прстранства через их сравнение, чувство декоративности, композиционные способности, учить составлять узор из геометрических и растительных элементов, с учетом формы и размера объекта, соблюдая правила симметрии, развивать у детей интерес к искусству театра, к профессии декоратора-оформителя, формировать проектно-образное мышление при моделировании деталей декорации к спектаклю, развивать интерес к дизайн – творчеству, развивать познавательную активность, общение, самостоятельность, развивать художественный и творческий потенциал, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность. Обогащать словарь через освоение новых слов.

Воспитательные задачи: формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ, формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома, поощрять проявления творчества, развивать потребность в творческом общении со сверстниками.

Программное содержание:

- Создавать изделие по собственному замыслу

- Продолжать знакомить со свойствами новых художественных материалов и способами работы.

- Развивать способность обдумывать заранее (до начала практических конструктивных действий) построение и декоративное оформление будущего образа.

- Развивать мелкую моторику рук при работе с плёнкой и ножницами.

- Развивать представление детей о композиции, понятии симметрия.

- Развивать творческое воображение в комбинировании цвета его оттенков, формы, величины.

- Развивать образное и абстрактное мышление.

- Вызвать у детей эмоциональный интерес и активное участие в оформлении декораций к спектаклю «Дюймовочка»: сцена № 2 «Мир насекомых».

Материал: заготовки из пластика (различные насекомые, сделанные детьми на предыдущих занятиях, модуль декорации к спектаклю «Дюймовочка», ножницы, кусочки самоклеющейся пленки «оракал 630», разных цветов, эскизы, карандаши, пайэтки, канцелярские зажимы, кусочки пластика, леска, книги с 3D картинками насекомых, запись звуков насекомых (пение кузнечиков, комаров, цикад и т. д.)

Предварительная работа

- Знакомство с жанрами театрального искусства (оперный, балетный, драматический, театр-«буф», кукольный, музыкальный театр оперетты и т. д.).

- Знакомство с театральными декорациями на занятиях во втором блоке художественно-продуктивном центре (устройство сцены, кулисы, задник, рампа, партер, балкон, галерка, мобильные и статичные декорации, освещение, музыкально-шумовое оформление).

- Рассматривание иллюстраций с образцами декораций и эскизов, выполненных известными художниками 19-20 веков (Врубель, Васнецов, Шагал, Кандинский и др., знакомство (беседа с показом слайдов и видеофильмов) с мировыми традициями и историей искусства театральных декораций (японский театр «кабуки», китайский театр теней, французские, итальянские, английские театральные традиции, а также с современными тенденциями оформления спектаклей.

- Чтение сказки «Дюймовочка».

- Чтение сценария к сказке Дюймовочка»

- Рассматривание иллюстраций различных художников к данной сказке, в разных изданиях.

- Рассматривание фото с изображением различных насекомых (обращать внимание детей на форму, структуру тела и окраску реальных объектов)

- Просмотр видеофильмов, описывающих жизнь насекомых.

- Изучение на познавательных занятиях насекомых, обитающих в средней полосе (их строение, форма, окраска)

Практическая часть:

- Д/и «Дорисуй меня», «Дорисуй по точкам», (упражнение на развитие формообразующих движений, составление геометрических фигур насекомых из деталей игры «Танграм».

- Художественное конструирование по Венгеру Л. А. Занятие № 10 «Необычный лес»

- Рисование сюжетных композиций по содержанию сказки «Дюймовочка», выделяя сюжет в качестве структурообразующего начала композиции.

- Разработка эскизов будущих деталей декорации (форма, цвет, декор).

- Изготовление деталей-заготовок в материале (наклеивание пленки-фона на пентапринт, наметка контура по готовому эскизу, вырезывание по контуру) к декорации № 2 «Мир насекомых»

Ход занятия:

Дети входят в зал, где будет поставлен спектакль «Дюймовочка». Педагог подводит детей к незавершенной части декорации.

Педагог: Ребята, мы с вами сейчас находимся в зале, где почти все готово к спектаклю, как много вами сделано для этого спектакля. Вы, как и все настоящие дизайнеры-декораторы, хорошо знаете сценарий нашего спектакля и саму сказку «Дюймовочка». Перед нами мобильная часть декорации, которая появляется во второй сцене «Мир насекомых» куда попадает наша героиня.

На декорации-ширме витражная аппликация высокой травы, цветов, уголочка неба, все растения увеличены; гипертрофированное изображение создает иллюзию погружения в мир насекомых, где цветок или стебель, для зрителей кажется деревом.

Педагог: Этот микромир насекомых загадочен и удивителен, а хотите побывать в мире насекомых, оказаться на месте Дюймовочки? Прислушайтесь.

(Звучит небольшой фрагмент с записью звуков, издающих насекомыми). Дети прислушиваются. Педагог раздает детям, конвертики в виде зеленых листочков.

Педагог: А теперь давайте посмотрим на этот мир еще ближе, чем обычно. Откройте конверты и наденьте волшебные очки. Дети надевают очки, погружаются в рассматривание объемных изображений насекомых.

Дети: Простая муха, а какие красивые у нее глаза и крылышки!

Дети: Здорово! Жук, как настоящий! Мощный панцирь! А под ним прозрачные крылышки сложены.

Дети: Какие красивые крылья у бабочки и состоят из крохотных чешуек, они блестят.

Дети: Паучки! Их лапки покрыты мельчайшими волосками!

Педагог: Обратите внимание на структуру тела, окраску и мельчайшие украшения на их «одежках», как умело, они маскируются от врагов или наоборот, отпугивают от себя яркой окраской. Сколько мельчайших деталей в структуре их тела (лапки, хоботки, чешуйки, усики и т. д.) Как строго симметричен их рисунок на крыльях и панцирях.

А теперь ребята, давайте посмотрим на нашу незавершенную декорацию, кого же здесь не хватает?

Дети: Насекомых. Бабочек, жуков, комаров, пауков, кузнечиков, стрекоз.

Педагог: Правильно, декорацию нужно оживить, населить жителями страны «Насекомии», без вашей помощи не обойтись. У нас все для этого есть. На прошлом занятии мы сделали с вами по вашим эскизам образы-заготовки. А сегодня завершим эти образы детальной проработкой, украсим их красивые «одежки» декором, ритмическим узором из геометрических и растительных форм. А что же такое ритм, ребята?

Дети: Ритм - это когда через определенные промежутки повторяются какие-то формы или цвета.

Педагог: Правильно. А где еще существует ритм?

Дети: В музыке.

Дети: В дизайне одежды.

Дети: В стихах, в зданиях, в лесу, в узорах.

Педагог: Вся красота строится на удивительном понимании ритмического чередования различных элементов, деталей и цвета. Вспомните, как восхищали нас древние восточные ковры! С помощью ритма художник может создавать сложнейшие узоры и орнаменты на тканях и коврах. Может расписывать одежду и посуду. А формы элементов дает сама природа. Как много человек черпает идей из самой природы. Очень важно не только воспринимать ритм, но и уметь создавать свои узоры. На ваших эскизах очень четко просматривается ритм узора на «одежка» насекомых. А какая же особенность, кроме ритма, связывает все эти изображения?

Дети: Они все симметричны.

Педагог: Правильно вы заметили, узоры на крыльях ваших насекомых симметричны. Кто может напомнить нам, что же такое симметрия, и какое изображение мы называем симметричным?

Игорь: Симметрия - это когда слева и справа ритм, или рисунок, или форма повторяется.

Света: У моей бабочки крылышки симметричны, это правило я применила, когда рисовала узоры на крыльях. Вот посмотрите, как повторяются геометрические элементы моего узора.

Олег: а мои узоры на крыльях жука напоминают растения и по форме и по цвету, и тоже симметричны, что на левом, то и на правом крыле панциря. Он как бы будет сливаться с природой. Прятаться.

Педагог: Мы все это учли в своих эскизах. А теперь посмотрите, что у каждого на столе лежат разноцветные кусочки самоклеющейся бумаги. С помощью шаблонов, уже известных линеек украсьте ваших насекомых декоративной аппликацией без клея, в соответствии с вашим эскизом, следуя заданному вами ритму и соблюдая правила симметрии, о которых мы с вами говорили. Старайтесь гармонично подбирать цветовые сочетания элементов узора. Избегайте тоновых повторений. Иначе узор сольется с основным фоном, цветом «одежки ваших насекомых. Не забывайте через детали аппликации передать и характер героя, его эмоциональную окраску, настроение. Не мельчите, учитывайте одно из самых главных требований к декорациям, это крупные яркие контрасты цвета и формы. Так как зритель издалека должен видеть все детали. В конце вашей работы подумайте, в какой части декорации вы поселите героя сказки.

Все необходимое на столе. Приступайте.

Самостоятельная практическая деятельность детей. Звучит тихая музыка.

Готовые работы дети выносят и размещают самостоятельно на декорации. В случае затруднения прикреплять насекомых помогает педагог.

Педагог: Какие великолепные, причудливые бабочки, жуки, кузнечики у нас получились. Посмотрим, что у нас получилось. Чудо-декорация ожила! Молодцы! Спасибо!

Они действительно украсили и дополнили нашу декорацию. А теперь, давайте поиграем с вами. Представьте себя насекомыми, погрузитесь в их маленькую незаметную нашему глазу жизнь.

Раздает конверт в форме цветов причудливых форм, в них лежат душистые композиции различных ароматов, пряностей.

Откройте конверты. Вдохните по - глубже аромат пряной травы, луговых цветов, тёплой земли. Вслушайтесь, внизу у нас под ногами другой мир – мир насекомых.

Звучит музыка, пение птиц, жужжание насекомых.

Под музыку постарайтесь передать пластику насекомых. Летите скорее в травку!

(Дети под музыку передают пластику и характер насекомых, танцуют и кружатся, обыгрывая декорации к спектаклю)

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения старших дошкольников на занятиях кружка посредством детского дизайна» Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна. Задачи:.

Кружок «Детская дизайн-мастерская «Фантазия» .

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия (НОД) по изобразительному искусству «Дюймовочка» в подготовительной группе
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 00:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 сентября. День рябины

«Рябина у крыльца – достаток в семье» – говорили раньше на Руси. В старину стройную рябинку сажали как оберег у каждого дома. Весной ее кружевная крона покрывалась белыми цветами, а осенью, когда опадали...

22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

Фотоотчет о посткроссинге. Горячий сибирский привет из Красноярского края
Здравствуйте, уважаемые коллеги! География нашей переписки расширяется! За время летних каникул мы получили три письма. Мне так не терпелось открыть,...
Сценарий новогоднего сказочного представления для детей старшего дошкольного возраста...
Сценарий новогоднего сказочного представления для детей старшего дошкольного возраста «Снегурочка» Основа сценария была найдена в интернете, но, к...
Проект ко Дню защитника Отечества
Педагогический проект «Наша армия сильна» Березнева Татьяна Алексеевна воспитатель Матвеева Наталья Александровна воспитатель Основным...