Татьяна Лаврова
Конспект НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Казачья еда, я люблю тебя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия НОД с использованием регионального компонента
для детей старшего дошкольного возраста по теме :
«Казачья еда, я люблю тебя!»
Подготовила и провела воспитатель:
Лаврова Т. А.
МБДОУ детский сад № 38
г. Каменск-Шахтинский
Цель:
Возрождение и сохранение традиций о быте казаков, казачьей кухне.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать любовь к малой родине, уважение к своему народу.
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста „Казачья еда, я люблю тебя“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Продукты питания
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Сформировать представление о жизни донских казаков, казачьей кухне, которая является составной частью быта донского казачества.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к истории своего народа; память, внимание, логическое мышление.
Речевые:
Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
Словарь: казаки, курень, чугунок, взвар, студень, щерба, круглик.
Предшествующая работа:
- беседы о казачьих обычаях, укладе жизни
- рассматривание картины «Казачий завтрак» (художник Андрей Лях,
иллюстраций блюд казачьей кухни
- разучивание загадок, пословиц, игр
- рассказывание казачьих сказок «Каша из топора», «Казанок»
- чтение познавательной литературы «Казаки» (Б. А. Алмазова)
- взаимодействие с родителями (консультации, буклеты, приготовление
блюд казачьей кухни
Оборудование:
Ноутбук, проектор, видео песни «Любо мне» (Александр Щербаков, группа
«Ярилов зной» и ансамбль казачьей песни, запись песни «Дон» (Андрей
Никольский и ансамбль донских казаков, компьютерная игра «Сложи
картину» (Казачий завтрак, А. Лях, презентация «Казачья еда,я люблю
тебя!», набор карточек к игре «Что сначала,что потом»
Ход
Ребята, послушайте песню о нашем замечательном крае, в котором мы живем (песня «Любо мне»)
Любо мне, когда Дон разливается и зеленеют рощи по весне
И туман над рекой расстилается, ай до чего же Любо мне
И туман над рекой расстилается, ай до чего же Любо мне
Любо мне, когда зоренька ясная багрянцем отражается в окне и блестит в куполах солнце красное, ай до чего же Любо мне
И блестит в куполах солнце красное, ай до чего же Любо мне
Любо мне, когда песня знакомая растеребит сердечно душу мне и в кругу за столом вся родня моя, ай до чего же Любо мне
И в кругу за столом вся родня моя, ай до чего же Любо мне
В: За нашим столом, ребята сегодня тоже много гостей, давайте поприветствуем их!
Приветствие гостям
«Здравствуйте, гости жданные
Званные и желанные
По обычаям донским
Всем гостям поклон наш низкий
С добрым словом и любовью
С хлебом- солью
С хлебом- солью.
(девочка в казачьем костюме ставит перед гостями на стол каравай)
В: А теперь повернитесь пожалуйста и послушайте меня.
В: Ребята, скажите пожалуйста в каком же краю мы живем?
Д: Мы живем в казачьем краю
В: А почему так говорят?
Д: Потому, что нашу землю населяли казаки и казачки
В: Верно! Славный народ- казаки, которые были смелые, отважные. А рядом с казаками всегда были их верные казачки- которые прославили свой край красотой, хозяйственностью, умением вкусно готовить.
Наш край действительно замечательный. Мы любим свою малую родину и учимся бережно относиться к своему прошлому.
И сегодня, ребята, я Вам предлагаю совершить путешествие по нашему краю.
Принимаете мое предложение? Тогда в путь.
Звучит 1 куплет песни «Дон»
Из станицы через Дон
Шёл казачий эскадрон
Шёл домой к себе в станицу,
Переходом утомлён
И решили казаки :
У красавицы-реки
Расседлать коней усталых,
Сбросить груз своей тоски
(дети стоят полукругом.
Слайд – фото «Река Тихий Дон» казаки)
В: Дон-река- первая и главная кормилица казака. Так было с древнейших времен, а потому по старинному обычаю, казак после похода сначала кланялся Дону и только потом родному дому.
Отправляемся дальше, ребята.
А вот и казачий дом.
Скажите, как он называется?
Д: Курень
В: Верно. Когда казак возвращался с похода, то все родные готовились к встрече с ним.
А что же его ожидало?
«Отгадывайте, не зевайте
Дружно хором отвечайте»
1. Есть такие слова:
«Он всему голова!
Хрустящей корочкой одет
Мягкий, белый, черный… (ХЛЕБ)
2. Оно течет, но не вода
Оно, как снег бело всегда
На вкус узнать его легко
Ведь это в стакане… (МОЛОКО)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная (КАРТОШКА)
4. Он хрустящий, ароматный
И на вид весьма приятный
Всякое украсит блюдо-
А соленый просто чудо
Кто же этот молодец
Ну, конечно (ОГУРЕЦ)
5. Что совместно с черным хлебом
Чтобы мама не ворчала
Что едим мы дома? (САЛО)
В: Посмотрите, какая картинка у нас получилась, может быть кому из вас она знакома?
Д: эта картинка «Казачий завтрак». Она есть у нас в детском саду
В: Совершенно верно. Написал ее художник-казак Андрей Лях.
А как одним словом назвать, что изображено на картине?
Д: Еда
В: Правильно. Казачья еда была очень полезной. Казаки любили хорошо и вкусно поесть, да и гостей любили приглашать к столу «гостеприимство для них-закон».
«А сейчас,
размещайтесь поудобнее, присядьте,
приготовьтесь поскорей
мы узнаем поподробней
о донской еде людей»
В: Самое главное в казачьей хате-это печь (слайд- фото печь)
Что же делали в печи, не подскажете ли мне вы?
Д: Варили, парили, жарили, пекли, грели, «томили»
В: Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи-на стол мечи!»
Дети, а вы знаете какие-нибудь казачьи блюда?
1. В реке водилась рыба
Казаки ловили ее и из нее варили уху, жарили, запекали
А как называлась уха у казаков? (ЩЕРБА)
2. Казачки из теста пекли пирог с начинкой из мяса
И назывался он КРУГЛИК
3. Из овощей на зиму
Казачки закрывали ДОНСКОЙ САЛАТ
4. Еще готовили:
студень (холодец)
лапшу
борщ
квас
донские пряники
шанежки (открытая булочка с начинкой)
В: Казаки ставили на стол вот еще какие блюда
- раки по донскому
- вареники
- пельмени (называли их шуруборки)
-кулеш рыбный (это пшенная каша с отварной рыбой и зажаренным на масле лучком)
- арбузный мед (называли его нардек)
В: А сейчас пришла пора поиграть нам детвора «Игра забытые слова»
Я вам буду говорить слово, на казачьем говоря, а вы его назовете понятным языком. Итак, начинаем:
- щерба (уха)
- круглик (пирог)
- студень (холодец)
- шуруборки (пельмени)
- кулеш (пшенная каша с начинкой)
- шанежки (булочка с начинкой сверху)
- взвар (компот из сухофруктов)
В: А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов. Предлагаю вам помочь нашим поварам «Будем мы варить компот» (физминутка)
1. «Будем мы варить компот»
(девочки-руки полочкой, мальчики- руки опущены, выполняют повороты вправо-влево)
2. Фруктов нужно много, вот
(руки перед грудью показ)
3. Яблоки нам надо покрошить
4. Грушу-дичку порубить
5. Слив добавим, сахарок
6. Варим, варим мы компот, угостим честной народ
В: А сейчас, ребята, вы приготовите каждый свое блюдо. Какое я не знаю. Пройдите к своим столам. У каждого из вас в конвертах лежат картинки. Чтобы узнать какое блюдо вы будите готовить, вы должны в правильной последовательности выложить картинки «что сначала-что потом» (самостоятельная деятельность детей).
В: Какое блюдо получилось у тебя уха; каравай; вареники; донской салат; пшенная каша.
Ну что ж, все получилось. Все хорошо.
В: поднимайтесь, отправляемся дальше.
«По станице мы пойдем
В один курень мы заглянем
(девочка-казачка сидит возле дома)
Да послушаем о чем разговаривают казачки.
Сценка «Соседки»
(столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами)
Встречаются.
1. -Здорово дневала, соседушка
2. -Заходи на часок, погутарим.
(садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чайника и заварника)
1. Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось
2. Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем- деруном чистила. Устала вот и отдохнули после вечере с песней
1. Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит.
Побегу соседушка, стряпаться пора: котлет рыбьих надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами да с капустой, да взвар сварить.
2. А я, соседушка уже отстряпалась, борщ сварила, дичь зажарила, пироги с картофелем, лапшевник.
1. Ай, соседушка, настоящая додельница, даже ручки у чайника и сашек чистые.
Уходит.
В: Как видите ребята, казачки успевали все : и убрать в доме, и приготовить, и пообщаться, а самое главное- содержать в чистоте свою посуду.
В: А теперь, ребята, пришло время подойти к нашему столу, на котором стоит еда.
Посмотрите, как он красиво и богато накрыт у нас. Что же здесь мы видим. Каравай, вареники, хворост, рыбу, сало, огурцы, зелень. Как говорят казаки : «Что Бог послал».
В: Как бы не менялись времена, сегодня, как и много лет назад неизменным остаются донское гостеприимство и добротный стол.
В: вот и подошло наше путешествие к концу.
В: мы сегодня все сказали
Вам сегодня показали
1. Что казачьей нашей славы
Мы наследники по праву
2. Что традиции блюдем
Свято память бережем
3. Что в сердцах хранить мы рады
Все казачие обряды.
Конец.