Конспект НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Казачья еда, я люблю тебя»

Татьяна Лаврова
Конспект НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Казачья еда, я люблю тебя»

Конспект

занятия НОД с использованием регионального компонента

для детей старшего дошкольного возраста по теме:

«Казачья еда, я люблю тебя

Подготовила и провела воспитатель:

Лаврова Т. А.

МБДОУ детский сад № 38

г. Каменск-Шахтинский

Цель:

Возрождение и сохранение традиций о быте казаков, казачьей кухне.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь к малой родине, уважение к своему народу.

Образовательные:

Сформировать представление о жизни донских казаков, казачьей кухне, которая является составной частью быта донского казачества.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к истории своего народа; память, внимание, логическое мышление.

Речевые:

Развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Словарь: казаки, курень, чугунок, взвар, студень, щерба, круглик.

Предшествующая работа:

- беседы о казачьих обычаях, укладе жизни

- рассматривание картины «Казачий завтрак» (художник Андрей Лях,

иллюстраций блюд казачьей кухни

- разучивание загадок, пословиц, игр

- рассказывание казачьих сказок «Каша из топора», «Казанок»

- чтение познавательной литературы «Казаки» (Б. А. Алмазова)

- взаимодействие с родителями (консультации, буклеты, приготовление

блюд казачьей кухни

Оборудование:

Ноутбук, проектор, видео песни «Любо мне» (Александр Щербаков, группа

«Ярилов зной» и ансамбль казачьей песни, запись песни «Дон» (Андрей

Никольский и ансамбль донских казаков, компьютерная игра «Сложи

картину» (Казачий завтрак, А. Лях, презентация «Казачья едалюблю

тебя!», набор карточек к игре «Что сначала,что потом»

Ход

Ребята, послушайте песню о нашем замечательном крае, в котором мы живем (песня «Любо мне»)

Любо мне, когда Дон разливается и зеленеют рощи по весне

И туман над рекой расстилается, ай до чего же Любо мне

И туман над рекой расстилается, ай до чего же Любо мне

Любо мне, когда зоренька ясная багрянцем отражается в окне и блестит в куполах солнце красное, ай до чего же Любо мне

И блестит в куполах солнце красное, ай до чего же Любо мне

Любо мне, когда песня знакомая растеребит сердечно душу мне и в кругу за столом вся родня моя, ай до чего же Любо мне

И в кругу за столом вся родня моя, ай до чего же Любо мне

В: За нашим столом, ребята сегодня тоже много гостей, давайте поприветствуем их!

Приветствие гостям

«Здравствуйте, гости жданные

Званные и желанные

По обычаям донским

Всем гостям поклон наш низкий

С добрым словом и любовью

С хлебом- солью

С хлебом- солью.

(девочка в казачьем костюме ставит перед гостями на стол каравай)

В: А теперь повернитесь пожалуйста и послушайте меня.

В: Ребята, скажите пожалуйста в каком же краю мы живем?

Д: Мы живем в казачьем краю

В: А почему так говорят?

Д: Потому, что нашу землю населяли казаки и казачки

В: Верно! Славный народ- казаки, которые были смелые, отважные. А рядом с казаками всегда были их верные казачки- которые прославили свой край красотой, хозяйственностью, умением вкусно готовить.

Наш край действительно замечательный. Мы любим свою малую родину и учимся бережно относиться к своему прошлому.

И сегодня, ребята, я Вам предлагаю совершить путешествие по нашему краю.

Принимаете мое предложение? Тогда в путь.

Звучит 1 куплет песни «Дон»

Из станицы через Дон

Шёл казачий эскадрон

Шёл домой к себе в станицу,

Переходом утомлён

И решили казаки:

У красавицы-реки

Расседлать коней усталых,

Сбросить груз своей тоски

(дети стоят полукругом.

Слайд – фото «Река Тихий Дон» казаки)

В: Дон-река- первая и главная кормилица казака. Так было с древнейших времен, а потому по старинному обычаю, казак после похода сначала кланялся Дону и только потом родному дому.

Отправляемся дальше, ребята.

А вот и казачий дом.

Скажите, как он называется?

Д: Курень

В: Верно. Когда казак возвращался с похода, то все родные готовились к встрече с ним.

А что же его ожидало?

«Отгадывайте, не зевайте

Дружно хором отвечайте»

1. Есть такие слова:

«Он всему голова!

Хрустящей корочкой одет

Мягкий, белый, черный… (ХЛЕБ)

2. Оно течет, но не вода

Оно, как снег бело всегда

На вкус узнать его легко

Ведь это в стакане… (МОЛОКО)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла

Ты посоли ее немножко

Ведь правда вкусная (КАРТОШКА)

4. Он хрустящий, ароматный

И на вид весьма приятный

Всякое украсит блюдо-

А соленый просто чудо

Кто же этот молодец

Ну, конечно (ОГУРЕЦ)

5. Что совместно с черным хлебом

Чтобы мама не ворчала

Что едим мы дома? (САЛО)

В: Посмотрите, какая картинка у нас получилась, может быть кому из вас она знакома?

Д: эта картинка «Казачий завтрак». Она есть у нас в детском саду

В: Совершенно верно. Написал ее художник-казак Андрей Лях.

А как одним словом назвать, что изображено на картине?

Д: Еда

В: Правильно. Казачья еда была очень полезной. Казаки любили хорошо и вкусно поесть, да и гостей любили приглашать к столу «гостеприимство для них-закон».

«А сейчас,

размещайтесь поудобнее, присядьте,

приготовьтесь поскорей

мы узнаем поподробней

о донской еде людей»

В: Самое главное в казачьей хате-это печь (слайд- фото печь)

Что же делали в печи, не подскажете ли мне вы?

Д: Варили, парили, жарили, пекли, грели, «томили»

В: Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи-на стол мечи!»

Дети, а вы знаете какие-нибудь казачьи блюда?

1. В реке водилась рыба

Казаки ловили ее и из нее варили уху, жарили, запекали

А как называлась уха у казаков? (ЩЕРБА)

2. Казачки из теста пекли пирог с начинкой из мяса

И назывался он КРУГЛИК

3. Из овощей на зиму

Казачки закрывали ДОНСКОЙ САЛАТ

4. Еще готовили:

студень (холодец)

лапшу

борщ

квас

донские пряники

шанежки (открытая булочка с начинкой)

В: Казаки ставили на стол вот еще какие блюда

- раки по донскому

- вареники

- пельмени (называли их шуруборки)

-кулеш рыбный (это пшенная каша с отварной рыбой и зажаренным на масле лучком)

- арбузный мед (называли его нардек)

В: А сейчас пришла пора поиграть нам детвора «Игра забытые слова»

Я вам буду говорить слово, на казачьем говоря, а вы его назовете понятным языком. Итак, начинаем:

- щерба (уха)

- круглик (пирог)

- студень (холодец)

- шуруборки (пельмени)

- кулеш (пшенная каша с начинкой)

- шанежки (булочка с начинкой сверху)

- взвар (компот из сухофруктов)

В: А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов. Предлагаю вам помочь нашим поварам «Будем мы варить компот» (физминутка)

1. «Будем мы варить компот»

(девочки-руки полочкой, мальчики- руки опущены, выполняют повороты вправо-влево)

2. Фруктов нужно много, вот

(руки перед грудью показ)

3. Яблоки нам надо покрошить

4. Грушу-дичку порубить

5. Слив добавим, сахарок

6. Варим, варим мы компот, угостим честной народ

В: А сейчас, ребята, вы приготовите каждый свое блюдо. Какое я не знаю. Пройдите к своим столам. У каждого из вас в конвертах лежат картинки. Чтобы узнать какое блюдо вы будите готовить, вы должны в правильной последовательности выложить картинки «что сначала-что потом» (самостоятельная деятельность детей).

В: Какое блюдо получилось у тебя уха; каравай; вареники; донской салат; пшенная каша.

Ну что ж, все получилось. Все хорошо.

В: поднимайтесь, отправляемся дальше.

«По станице мы пойдем

В один курень мы заглянем

(девочка-казачка сидит возле дома)

Да послушаем о чем разговаривают казачки.

Сценка «Соседки»

(столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами)

Встречаются.

1. -Здорово дневала, соседушка

2. -Заходи на часок, погутарим.

(садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чайника и заварника)

1. Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось

2. Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем- деруном чистила. Устала вот и отдохнули после вечере с песней

1. Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит.

Побегу соседушка, стряпаться пора: котлет рыбьих надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами да с капустой, да взвар сварить.

2. А я, соседушка уже отстряпалась, борщ сварила, дичь зажарила, пироги с картофелем, лапшевник.

1. Ай, соседушка, настоящая додельница, даже ручки у чайника и сашек чистые.

Уходит.

В: Как видите ребята, казачки успевали все: и убрать в доме, и приготовить, и пообщаться, а самое главное- содержать в чистоте свою посуду.

В: А теперь, ребята, пришло время подойти к нашему столу, на котором стоит еда.

Посмотрите, как он красиво и богато накрыт у нас. Что же здесь мы видим. Каравай, вареники, хворост, рыбу, сало, огурцы, зелень. Как говорят казаки: «Что Бог послал».

В: Как бы не менялись времена, сегодня, как и много лет назад неизменным остаются донское гостеприимство и добротный стол.

В: вот и подошло наше путешествие к концу.

В: мы сегодня все сказали

Вам сегодня показали

1. Что казачьей нашей славы

Мы наследники по праву

2. Что традиции блюдем

Свято память бережем

3. Что в сердцах хранить мы рады

Все казачие обряды.

Конец.

Публикации по теме:

Использование регионального компонента в организации Рппс для детей дошкольного возраста Организация развивающей предметно – пространственной среды (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с внедрением Федерального.

Использование развивающих игр с детьми дошкольного возраста, как средство реализации регионального компонента. Использование развивающих игр с детьми дошкольного возраста, как средство реализации регионального компонента. «Через детей последующих.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Малышам о профессиях» с использованием ИКТ МАЛЫШАМ О ПРОФЕССИЯХ НОД создан с помощью системы «Mimio Studio». Цель: - расширять представления детей о труде взрослых и значении их.

Конспект НОД по физкультуре с использованием ТРИЗ-ртв для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по физкультуре с использованием ТРИЗ-РТВ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Колобок» Программное содержание: 1.

Конспект НОД по реализации регионального компонента в средней группе для детей с ОВЗ. «Семья и родной дом» Тема : «Семья и родной дом». Программное содержание: Познание. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе,.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: «Башкирский национальный орнамент» Тема: Башкирский национальный орнамент Программное содержание: - познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский.

Конспект занятия по окружающему миру с использованием регионального компонента «Русская изба» Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях нашего села. Задачи: Обучающие: - Расширить и уточнить знания детей о.

НОД по ознакомлению с окружающим с детьми 3–4 лет на тему: «Птицы нашего двора» с использованием регионального компонента.НОД по ознакомлению с окружающим с детьми 3–4 лет на тему: «Птицы нашего двора» с использованием регионального компонента. Цель: познакомить детей с внешним видом птиц нашего региона: вороной, воробьем, синицей, с общим строением птиц, с повадками, с питанием.

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя, мой край родной» Светлана Котлярова Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Формирование у дошкольников.

Перспективный план работы в старшей группе с использованием регионального компонентаПерспективный план работы в старшей группе с использованием регионального компонента Месяц Литературная гостиная Автор Творческая мастерская ООД Работа с родителями Сентябрь 1. Вот какие мы большие 2. В мире геометрических.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект НОД с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Казачья еда, я люблю тебя»
Опубликовано: 8 августа 2017 в 17:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. Праздник новогоднего декора на МААМ

Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, снежинки и мандарины — обязательные атрибуты нашего новогоднего праздника. В России все любят Новый год, поэтому и принято его отмечать с размахом. В предновогоднюю пору...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Арт-терапия – это одна из специальных форм психологической помощи, которая базируется на искусстве, а именно – на творческой и изобразительной деятельности ребёнка или взрослого. В этом случае человек не...

Сценарий праздника, посвященного Дню матери — «Моя мамочка самая спортивная» с...
Сценарий праздника, посвященного Дню матери - «Моя мамочка самая спортивная» с фотоотчетом. Цель: пропаганда здорового образа жизни, привлечь родителей к...
Фотоотчёт о занятии по аппликации в средней группе. Коллективная работа «Зимний город»
Фотоотчёт занятия по аппликации в средней группе на тему :«Зимний город». ( коллективная работа) Цель: развивать умение детей работать в...
Сценарий новогоднего праздника в младшей группе «Праздник Елочки»
Сценарий новогоднего праздника в младшей группе. Праздник Елочки. Действующие лица: Дед Мороз ( Д. М, Снегурочка, ведущий – взрослые; Петушок, Медведь,...